Пенсионное обеспечение в Российской Федерациии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
В 2002 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране стартовала реформа системы пенсионного обеспечения.

Оглавление

Введение
История пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Устройство пенсионной системы Российской Федерации
Пенсионная реформа Российской Федерации
Основные различия между старой пенсионной системой и новой
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.90 Кб (Скачать)

Хотя нормы российской Конституции  и международно-правовых актов действуют  непосредственно, представляется, что  в интересах социально уязвимых категорий граждан было бы целесообразно  закрепить наиболее важные положения  этих актов (применительно к рассматриваемой  сфере) непосредственно в отраслевом законодательстве1.

Пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания  сочетание старой распределительной  системы для тех, кому государственная  пенсия уже назначена, и элементов  накопительной составляющей для  тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему, нынешним пенсионерам пенсия выплачивается  из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего  поколения.

Важными составляющими пенсионной системы России стали негосударственное  пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.

Если отличие составляющих пенсионной системы по виду управления и собственности  – государственное/негосударственное, понятно из названия, то термины  «обеспечение» и «страхование»  имеют большое количество определений. Приведем некоторые из них.

Обеспечение – система мероприятий, направленных на компенсацию законодательно установленным гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет средств Пенсионного фонда России, формируемых из платежей федерального бюджета.

Страхование - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных страхователями (предприятий, учреждений, граждан) страховых взносов1.

Государственное пенсионное обеспечение (до 2002 года) – выплата государственных  пенсий, назначенных до 1 января 2002 года исходя из стажа работы, соотношения  среднемесячной зарплаты работника  и средней зарплаты по стране. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Государственное пенсионное страхование  – назначение и выплата трудовой пенсии, состоящей из базовой, страховой  и накопительной части. Начиная  с 1 января 2002 года застрахованным в  Пенсионном фонде России работникам и гражданам, осуществляющим индивидуальную деятельность (нотариусы, предприниматели  и т.п.) в зависимости от размера  уплаченных страховых взносов и  страхового стажа (времени уплаты страховых  взносов в Пенсионный фонд России работодателями или гражданами, осуществляющими индивидуальную деятельность). Минимальный страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии – 5 лет.

Государственное пенсионное обеспечение (с 2002 года) – назначение и выплата  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению федеральным государственным  служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) в зависимости  от стажа государственной службы или выслуги лет. Размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению  участникам Великой Отечественной  войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) соответствует в процентном отношении  размеру базовой части трудовой пенсии. Данный вид пенсий выплачивается  из федерального бюджета.

Профессиональные пенсионные системы - назначение и выплата профессиональных льготных пенсий, связанных с особыми  условиями труда (списки №1, №2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях). Профессиональные пенсии выплачиваются за счет дополнительных взносов работодателей (учредителей  профессиональных пенсионных систем) до достижения пенсионного возраста. Данный вид пенсий в настоящее  время не назначается до принятия соответствующего федерального закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение - назначение и выплата негосударственных  пенсий за счет пенсионных взносов  вкладчиков (юридических и/или физических лиц) по условиям договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных  между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондами.

Обязательное пенсионное страхование - назначение и выплата негосударственными пенсионными фондами накопительной части трудовой пенсии за счет страховых взносов работодателей и граждан, осуществляющих индивидуальную деятельность, по условиям договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных между застрахованными лицами и негосударственными пенсионными фондами1.

 

 

Пенсионная реформа Российской Федерации

В Законе о трудовых пенсиях пенсия определяется как денежная выплата  в целях компенсации заработной платы или иного дохода, который  получали застрахованные перед установлением  пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных в  связи со смертью этих лиц. Данному  определению соответствовала норма  проекта закона, согласно которой  граждане имели право на трудовую пенсию в случае утраты или уменьшения заработка (дохода) при прекращении  или изменении трудовой деятельности вследствие старости, инвалидности или  потери кормильца. В окончательном  тексте Закона о трудовых пенсиях  данное правило не было сохранено. Однако поскольку определение пенсии как  компенсации прежнего заработка  осталось, у законодателя есть основание  для пересмотра в любой момент правил выплаты пенсий работающим пенсионерам.

Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась и мотивируется в первую очередь демографическими причинами. Так, к 2016 г. на 1000 человек  населения трудоспособного возраста количество лиц возраста пенсионного  увеличится до 428 человек (против 343 в 1992 г. и 350 в 2000 г.)2. Между тем известно, что во многих развитых странах демографическая нагрузка выше, чем в России. Авторы реформы в качестве положительного ее итога расценивают тот факт, что она позволит на протяжении предстоящих 25 лет выплачивать пенсии в размере 32% среднего заработка в стране. Жизненный уровень российских пенсионеров известен. Проведение реформы с целью сохранить этот уровень и для будущих пенсионеров в лучшем случае вызывает недоумение. Однако именно под демографические аргументы проведено решение о выделении из пенсионных страховых взносов накопительной составляющей.

Существующая в России пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование. Пенсионная реформа  в России началась в 2002 году с принятием  Федерального Закона об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с этим Законом все граждане становятся застрахованными лицами. Пенсионный Фонд Российской Федерации открыл каждому  гражданину индивидуальный лицевой  счет, на который работодателем ежемесячно зачисляются страховые взносы за работника при начислении ему  заработной платы. Эти взносы и формируют  вашу будущую трудовую пенсию.

Если до 2002 года средства, уплачиваемые работодателем в Пенсионный Фонд, выплачивались исключительно в  виде пенсионных выплат пенсионерам, то в результате реформы в распределительной  пенсионной системе России появились  условно-накопительная (страховая) и, самое  главное, накопительная части. Начиная  с 2002 года, страховые взносы работодателей, идущие на формирование накопительной  части трудовой пенсии, не просто накапливаются, но и приумножаются за счет инвестиционного  дохода. По достижении вами пенсионного  возраста, эти взносы будут выплачиваться  вам в виде пожизненной пенсии.

Итак, ключевое практическое значение реформы пенсионной системы обязательного  пенсионного страхования состоит  в том, что у вас появилась  возможность самостоятельно управлять  накопительной частью своей трудовой пенсии1.

Общая структура трудовой пенсии. В результате реформы трудовая пенсия в системе обязательного пенсионного  страхования, формируемая для работников за счет взносов работодателя, состоит  из трех частей:

Базовая часть (6 % от размера зарплаты):

основана на распределительном принципе. Получать базовую часть может любой гражданин, достигший пенсионного возраста, имеющий страховое свидетельство и страховой стаж не менее 5 лет. Ее размер определяется Пенсионным Фондом России и не зависит от заработка работника.

Страховая часть (8 % от размера зарплаты):

основана на условно-накопительном принципе и рассчитывается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных работодателем в вашу пользу. Выплачивается по достижении пенсионного возраста в виде регулярной пожизненной пенсии.

Накопительная часть (6 % от размера  зарплаты):

основана на накопительном принципе и зависит от вашей заработной платы и доходности инвестирования ваших пенсионных накоплений. Выплачивается по достижении пенсионного возраста в виде регулярной пожизненной пенсии1.

Средства, перечисляемые вашим  работодателем на формирование базовой  и страховой частей трудовой пенсии, используются Пенсионным Фондом для  выплаты трудовых пенсий нынешним пенсионерам. Страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии использовать на эти цели нельзя – они передаются ПФР в управляющие компании для  инвестирования и получения дохода от инвестирования. Соответственно, эти  взносы и называются пенсионными  накоплениями.

О сумме пенсионных накоплений, находящихся  на вашем пенсионном счете, можно  узнать из уведомлений, которые ежегодно рассылает ПФР, или обратившись  в отделение ПФР по месту жительства.

Какими возможностями вы обладаете  для того, чтобы самостоятельно распорядиться  пенсионными накоплениями? На сегодняшний  день существует 3 варианта размещения ваших средств:

-Государственная управляющая компания (ГУК «Внешэкономбанк»). Средства  туда перечисляются непосредственно  из Пенсионного Фонда России  по умолчанию, то есть, в случае, если вы сами не определили  иной вариант инвестирования. Согласно  требованиям законодательства РФ, ГУК имеет возможность инвестировать  средства только в государственные  ценные бумаги, доходность по  которым весьма невысока.

-Частная управляющая компания. Частные УК имеют более широкие  возможности для инвестирования, и их доход, как правило,  превышает уровень инфляции. Однако УК также имеют свои неоспоримые минусы: работают с деньгами обезличенно (с вами не заключается персональный договор), предоставляют информацию по состоянию вашего персонального счета не чаще 1 раза в год, а также подвергают доходность ваших вложений более высокому риску (вашими средствами управляет только одна управляющая компания, сменить которую можно также не чаще 1 раза в год).

-Негосударственный пенсионный  фонд (НПФ). Объективно это – самый  привлекательный вариант для  вкладчиков. НПФ имеет широкие  возможности для инвестирования (помимо государственных ценных  бумаг, это акции и облигации  крупных компаний и предприятий,  банковские депозиты, векселя, валюта, недвижимость), может работать сразу  с несколькими УК, то есть грамотно  распределяет риски. Кроме того, вы в любое время можете  узнать о том, какая сумма  находится на вашем счете. Поэтому  мы обоснованно предлагаем вам  воспользоваться именно этим  вариантом – ваша накопительная часть трудовой пенсии будет увеличиваться гораздо большими темпами по сравнению с ПФР1.

Пенсионные накопления, размещенные  в НПФ, подлежат наследованию в соответствии с законодательством до момента  назначения трудовой пенсии.

Программа софинансирования. Закон № 56-ФЗ, подписанный 30.04.2008 г., обеспечивает гражданам России дополнительную возможность непосредственного участия в формировании своей будущей пенсии. Это государственный проект, суть которого заключается в следующем: на каждую тысячу рублей, переведенную вами из собственных средств на накопительную часть своей пенсии, государство также переводит тысячу рублей. Максимальная сумма, которую перечисляет государство – 12 тысяч рублей в год. Вступив в программу, расчитанную пока на 10 лет, вы можете за это время увеличить сумму средств на вашем индивидуальном накопительном счете как минимум на 240 тысяч рублей (120 тысяч ваших собственных средств + 120 тысяч государственных), что в совокупности с инвестиционным доходом составит не менее 400 тысяч рублей. В дальнейшем эти деньги работают и приносят устойчивый доход вплоть до момента выхода на пенсию1.

Для принятия участия в программе  софинансирования необходимо соблюдение следующих основных условий:

  • обладание накопительной частью пенсии;
  • желание вступить в программу в период с 01.10.2008 г. по 01.10.2013 г.;
  • перечисление на свой накопительный счет не менее 2 тысяч рублей в год.

При этом отчисления можно было начинать делать с 1 января 2009 года.

Большой интерес в связи с  уровнем пенсионного обеспечения  представляет позиция Конституционного Суда РФ, выраженная им в Определении  от 15 февраля 2005 г. N 17-О. В нем говорится, что в соответствии с конституционными целями социальной политики Российской Федерации государство обязано  заботиться о благополучии своих  граждан, их социальной защищенности.

Конституционные предписания, отмечается в Определении, связывающие государство  социальными обязательствами перед  населением, в системе норм Конституции  РФ, прежде всего ее ст. ст. 2 и 21 (ч. 1), предопределяют юридическую меру притязаний индивидов, не имеющих возможности  самостоятельно достичь материального  благополучия на уровне, необходимом  для удовлетворения основных жизненных  потребностей, и предполагают установление надлежащего нормативного механизма  их удовлетворения - сообразно экономическим  возможностям общества на данном этапе его развития.

Федеральному законодателю, по мнению Конституционного Суда РФ, надлежит гарантировать указанным лицам такую величину трудовой пенсии по старости, которая в совокупности с иными мерами социальной поддержки позволяла бы им удовлетворять минимальные естественные потребности, стоимостной оценкой которых - в рамках действующего правового регулирования - является прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации, где они проживают, и тем самым не ставила бы под сомнение возможность достойной жизни пенсионера, осуществления им как гражданином иных провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод личности1.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в Российской Федерациии