Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда.
Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в России; 2) Раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России.

Оглавление

Введение..........................................................................................................3
1. Особенности системы пенсионного обеспечения населения....................5
1.1.Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование................................................................................................5
1.2.Развитие негосударственных пенсионных фондов в России............................................................................................................15
2.Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России.................................................................................22
2.1.Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда.............................................................................................................22
2.2.Недостатки и пути улучшения пенсионного обеспечения в России............................................................................27
Заключение....................................................................................................32
Список использованной литературы...........................................................34

Файлы: 1 файл

3.docx

— 81.74 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Право и организация социального  обеспечения» 

Тема: Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

                  Выполнила студентка

   Группы 01513:

                                                                                             

 

                                                                                              Преподаватель:

                                                                                             

                                                                                                        

 

 

 

 

 

г. Смоленск

2013 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                         стр.

 

Введение..........................................................................................................3

1. Особенности системы пенсионного обеспечения населения....................5

     1.1.Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование................................................................................................5

     1.2.Развитие негосударственных пенсионных фондов в России............................................................................................................15

2.Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России.................................................................................22

      2.1.Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда.............................................................................................................22

      2.2.Недостатки и пути улучшения пенсионного                          обеспечения в России............................................................................27

Заключение....................................................................................................32

Список использованной литературы...........................................................34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В нашей стране до начала 90-х годов  пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

В условиях усиливающегося финансового  кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Пенсионный фонд Российской Федерации  является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾ средств этих фондов.

Уровень и качество пенсионного  обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения  страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.

Система пенсионного обеспечения  большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньга на свою пенсию. Пенсионеры этих стран могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря заботе о себе еще в период трудовой деятельности.

В России понимание необходимости самостоятельной и заблаговременной заботы о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться благодаря начавшейся реформе пенсионной системы.

Актуальность  темы курсовой работы, касающейся государственных  пенсий, довольна существенна. Это обусловлено  тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения  является неотъемлемым элементом государственной  политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Для некоторых категорий граждан невозможным обеспечить свое существование делают полученные травмы и увечья, сделавшие их инвалидами. Поэтому, государство обязано обеспечить таких граждан правом на достойную и обеспеченную старость.

 Цель курсовой работы –  рассмотреть проблемы  формирования  и использования пенсионного  фонда.

Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть  особенности системы пенсионного  обеспечения в России; 2) Раскрыть проблемы и основные направления  по совершенствованию системы пенсионного  обеспечения в России.

 

1. Особенности системы пенсионного обеспечения населения

 

1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование

 

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный  фонд является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. федерального закона от 5 августа 2000 г.).

Согласно  ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся  в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный  фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный  фонд осуществляет следующие основные функции:

- получение  от плательщиков страховых взносов,  необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

- организацию  банка данных по плательщикам  страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- индивидуальный  учет поступающих в Пенсионный  фонд РФ от работающих граждан  обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный  фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда  утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В основе пенсионного обеспечения граждан  России лежит пенсионное законодательство, которое включает следующие законы:

1. Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

2. Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

3. Федеральный  закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

4. Федеральный  закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,1 трлн. руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

Средства  ПФ формируются за счет следующих  источников:

1) страховых  взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований  из бюджета на выплату пенсий  военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5-6%);

3) добровольных  взносов физических и юридических  лиц (1-2%);

4) доходов  от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3%);

5) средств,  возмещаемых ПФ Государственным  фондом занятости населения Российской  Федерации в связи с назначение  досрочных пенсий безработным  (1%);

6) пеней,  штрафов, финансовых санкций,  а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1%).

Бюджет  ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

-  работодатели - предприятия, учреждения, организации;

- крестьянские хозяйства;

- родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

-   индивидуальные предприниматели;

-   нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата  трудовых пенсий, в том числе  гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата  социальных пенсий и пособий  (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии  - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки: пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание  аппарата ПФ (0,7%);

5) расходы  по доставке пенсий (3,6%),

6) выплата  пособий на погребение (0,5%).

ПФ финансирует  различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

В таблице 1 проанализируем размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.

Таблица 1

Состав  и структура Пенсионного фонда  РФ за 2005-2007 гг.

 

2005

2006

2007

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Налоговые доходы

644,96

54,78

559,88

46,64

671,86

46,64

Неналоговые доходы

22,78

1,93

41,41

3,45

49,69

3,45

Безвозмездные поступления

509,63

43,29

599,09

49,91

718,91

49,91

Всего доходов

1177,38

100,00

1200,38

100,00

1440,46

100,00

Расходы Пенсионного фонда РФ по обязательно-му пенсионному страхованию

959,12

85,23

1010,12

93,40

1212,15

93,40

Выплата пенсий, финан-сируемых за счет средств федерального бюджета

62,21

5,53

68,69

6,35

82,43

6,35

Выплата пенсий, назна-ченных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий

0,84

0,07

0,90

0,08

1,08

0,08


 

 

Продолжение таблицы 1

Информация о работе Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации