Флешмоб как новое социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:21, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать явление "флешмоб", изучить его характерные черты и особенности, как социального явления. Провести опрос различных социально - демографических групп, и определить, какая из них знает и принимает участие в изучаемом социальном явлении.

Оглавление

Введение .................................................................................................................7
Глава I. Информационное общество и флешмоб..............................................8-9
Глава II. Флешмоб как новое социальное явление
1. Сущность флешмоба.....................................................................10-16
2. Флешмоб в России.........................................................................17-19
3. Флешмоб и публичные мероприятия...........................................20-22
Глава III. Кто и почему принимает участие во флешмобах?.........................23-26
Заключение. .............................................................................................................27
Примечание. ............................................................................................................28
Литература ..........................................................................................................29-30

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Красноярская региональная детско-молодёжная общественная организация

"Научное общество учащихся"

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная  школа № 23

с углубленным изучением отдельных предметов"

 

Направление:

"социально-гуманитарные науки"

 

Секция:

"психология и социология"

 

 

ФЛЕШМОБ КАК НОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

Выполнила:

Алисова Анастасия Васильевна

ученица 10Б класса МБОУ СОШ №23

 

Руководитель:

Понакшина Екатерина Ивановна

учитель истории, обществознания 

МБОУ СОШ №23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 г.

 

Содержание

 

Введение .................................................................................................................7

Глава  I. Информационное общество и флешмоб..............................................8-9

Глава II. Флешмоб как новое социальное явление

                1. Сущность флешмоба.....................................................................10-16

                2. Флешмоб в России.........................................................................17-19

                3. Флешмоб и публичные мероприятия...........................................20-22

Глава III. Кто и почему принимает участие во флешмобах?.........................23-26

Заключение. .............................................................................................................27

Примечание. ............................................................................................................28

Литература ..........................................................................................................29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя, фамилия (класс): Алисова Анастасия (11Б класс)


Руководитель проекта: Понакшина Екатерина Ивановна

Тема исследования: Флешмоб как новое социальное явление

Основополагающий вопрос: Чем характеризуется флешмоб как новое  социальное явление и каковы его особенности в России

Вопросы учебной темы (проблемные):

1. Каковы история, сущность, разновидности флешмоба?

2. В чем сходства и различия флешмоба и публичных мероприятий?

3. Какие социально - демографические группы в большей степени знают и принимают участие во флешмобах?

Предметная область: общественные науки

Цель исследования: проанализировать явление "флешмоб", изучить его характерные черты и особенности, как социального явления. Провести опрос различных социально - демографических групп, и определить, какая из них знает и принимает участие в изучаемом социальном явлении.

Гипотеза: флешмоб – социальное явление, характерное для информационного общества, отличающееся от публичных мероприятий спонтанностью действий и ярким оформлением; больше всего об этом социальном явлении осведомлена молодежь, и они же являются его участниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы:

 

этапа

Название этапа

1

Изучение теории вопроса на основе материалов из указанных источников

1.1

Выявление признаков информационного общества, способствовавшие возникновению и распространению исследуемого явления

1.2

 Характеристика флешмоба как социального явления

1.3

Выявление особенностей классического флешмоба

1.4

Сравнение флешмоба и публичных мероприятий

2

Проведение опроса среди различных социально - демографических групп, и определение, той группы, которая больше знает и принимает участие в изучаемом явлении

3

Подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Данная работа представляет собой анализ нового социального явления - флешмоб, опирающегося на современные средства коммуникации.

Это социальное явление возникло в США. Первый флешмоб был проведен в 2003 году, в Нью-Йорке, и после, быстро распространился по всему миру.  

Задача работы осветить феномен флешмоба, не только не исследованный, но и не описанный в научной литературе. Отчасти такое упущение связано с новизной этого явления, отчасти, с тем, что сами участники флешмобов не любят посвящать исследователей и журналистов в секреты своей деятельности.

В работе рассматривается классический и неклассический флешмобы, делается вывод о том, почему неклассический флешмоб больше распространен в России. Сравниваются флешмоб и публичные мероприятия, выявляются  их общие черты и различия. Выявляется взаимосвязь возникновения флешмоба и информационного общества, а также формулируется сущность понятия "флешмоб".

  Анализируются итоги проведенного опроса по изучаемой теме среди различных социально-демографических групп

Гипотеза исследования:  флешмоб – социальное явление, характерное для информационного общества, отличающееся от публичных мероприятий спонтанностью действий и ярким оформлением; больше всего об этом социальном явлении осведомлена молодежь, и они же являются участниками данного явления.

Актуальность работы: широкое распространение информационных и коммуникативных технологий на базе компьютерной техники вызвало появление новых форм социального взаимодействия и одна из них флешмоб. Эта популярная тема, подробно освещена почти всеми СМИ, но научного обоснования его нет, так же как и нет точного определения понятия "флешмоб".

В своей работе мы хотим систематизировать разрозненную информацию и выявить существенные характеристики нового социального явления "флешмоб".

А так же, выявить те социально - демографические группы, которые активно принимают участие в мобах и знают о них.

Мы задаемся вопросом: Чем характеризуется флешмоб как новое  социальное явление и каковы его особенности в России?

Цели данного исследования: проанализировать явление "флешмоб", изучить его характерные черты и особенности, как социального действия. Провести опрос среди различных социально-демографических групп, и определить, какая из них знает и принимает участие в изучаемом социальном явлении.

Для достижения поставленной цели используются следующие методы:  поисковый анализ материалов, объяснение, исследование, опрос, сравнения.

Материалы исследования: данная работа основана, на материале статей из журналов, интернет-источников, которые не содержат анализа данного социального явления. В работе используются материалы работы Говарда Рейнгольда "Умная толпа: новая социальная революция". А также, нормативно-правовые акты: "Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, от 18 декабря 2006 года N 1760-р", Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

 

Во введении обосновывается актуальность проведенного исследования.

В первой главе объясняется, почему такое явление как флешмоб мог возникнуть лишь в информационном обществе и рассматривается история его возникновения.

Во второй главе флешмоб анализируется как новое социальное явление: определяется содержание понятия, выделяются особенности классического флешмоба, сравниваются флешмоб и публичные мероприятия.

В третьей главе на основе социологического опроса выявляются те социально-демографические группы, которые активно принимают участие во флешмобе и знают о нем.

В заключении обобщаются основные результаты работы.

 

 

Введение

 

Флешмоб - новое явление современной жизни, получившее довольно быстро широкое распространение. Под флешмобами сегодня понимаются более-менее массовые акции, с любым содержанием.

Вот одно из распространенных определений: "флешмоб - это когда в определенном месте в четко определенный момент времени вдруг собирается толпа незнакомых людей, совершает вполне безобидные, но маловероятные в обычной ситуации действия и также вдруг исчезает"1.

Данное определение можно отнести к любым массовым мероприятиям, так часто проводимым у нас.

На сегодняшний день, точного определения понятия еще не сложилось в силу новизны явления.

Что же такое флешмоб? Когда они возникло и почему люди принимают участие в данных акциях? Чем флешмобы отличаются от привычных публичных мероприятий? Можно ли считать  акции, которые проводятся у нас и именуются флешмобами, действительно флешмобами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I. Информационное общество и флешмоб

 

"Информационное общество" - термин, который возник во второй половине

60-х гг. XX века, практически одновременно в Японии и США. Когда человечество впервые осознало наличие "информационного взрыва".

Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.

Специалисты, предложившие это понятие, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Также, они подчеркивают то, что средства коммуникации представляют собой «ключевые элементы информационного общества».2

После этого, появляются первые средства обработки информации, ее хранения и использования – компьютеры, мобильные телефоны, Интернет и многое другое.

Именно в этот момент, фантаст Ларри Нивен в своем рассказе «Вспышка толпы» (Flash Crowd) (1973 г.) описал акцию «слэшдот-эффекта или мгновенную телепортацию». Эта акция якобы позволяла огромному количеству людей появляться почти мгновенно в любом месте мира, где происходит действие, достойное внимания3. Эта идея собирать людей вместе, весьма похожа на современный флешмоб.

Однако все это еще не является началом появления идей флешмоба в мире. Осенью 2002 года была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция», в ней он писал о возможных потенциалах толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms, Bluetooth и т.п.).

Рейнгольд таким образом выступил своего рода предсказателем грядущей социальной революции, в рамках которой умная толпа, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, будет оказывать радикальное воздействие, как положительное, так и отрицательное, на все области деятельности человеческого общества.

По словам автора, прозрение к нему пришло одним весенним днем на токийском перекрестке Сибуя: «Именно тогда я начал замечать на улицах Токио людей, всматривающихся, а не вслушивающихся в свои мобильные телефоны. Их поведение, ныне привычное, пробудило во мне внезапное осознание того, что нарождается новая технология, грозящая изменить мою жизнь совершенно непредсказуемым образом. С той поры обыкновение обмениваться короткими текстовыми сообщениями (SMS) по мобильному телефону привело к нашествию субкультур в Европе и Азии. По меньшей мере, одно правительство рухнуло отчасти из-за возникшего обмена текстовыми сообщениями. Ритуалы ухаживания подростков, появления политической активности и стиль управления предприятием видоизменились самым неожиданным образом <…> Увиденное мной на перекрестке Сибуя стало лишь первой встречей с явлением, которому я дам название «умные толпы». Научившись распознавать его признаки, я стал замечать их повсюду – от штрих-кодов до мостов с турникетами».4

Таким образом, можно сказать, что флешмоб – явление, характерное именно для информационного общества, где основное место занимают компьютерные технологии и  средства распространения информации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Флешмоб как новое социальное явление

1. Сущность флешмоба

 

Первоначально, Г. Рейнгольд ввел термин «смартмоб» (англ. smart mob – "умная толпа") - форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий (беспроводные устройства — мобильны телефоны и PDA).5  Методы же распространения информации - децентрализованы между отдельными людьми.

Информация о работе Флешмоб как новое социальное явление