Культура как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Файлы: 1 файл

социология1.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

Вопрос  №10. Культура как социальное явление. 

  Мир человека - это мир  культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

  Здесь, правда, следует оговориться. "Способы  их приумножения" стоят в нашем  перечне последними по соображениям стилистики, но не по значимости. По значимости же равных им нет. Во-первых, потому, что "материальные и духовные ценности" есть не что иное, как определенный результат человеческой деятельности. Во-вторых, потому что именно "способами их приумножения" - ручными, механизированными, компьютеризированными - определяются исторические типы культуры. Поэтому нет оснований оспаривать утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении". Отметим кстати, что образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

  Итак, с  определенной долей максимализма можно  утверждать, что культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, если переступить через известное благоговение, которое с эпохи Просвещения внушает европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.

  Почему  с легкой руки Гесиода и Овидия идею золотого века люди связывали  с прошлым? За счет чего так силен  и живуч консерватизм? Чем объяснить, что в поворотные моменты истории  многократно возрастали ряды его  сторонников? Великий преобразователь  России Петр 2 I 0лежал при смерти, а его сын, царевич Алексей, мечтал о возврате к тому, что рушил  отец: "В Москве буду жить. Тихо, мирно, с колокольным перезвоном. Солдат распущу, корабли сожгу. Петербург  пускай шведы берут..." (А.Н.Толстой). Где логика? На что надеялись луддиты, крушившие ткацкие станки и требовавшие  возвращения к прялкам? Почему так  часто путь в "светлое будущее" люди прокладывали через возвращение  к прошлому? Память - вот слово, играющее здесь главную роль.

  Помнит  ли человек свое детство? Странный вопрос! Разумеется, помнит. Как можно забыть это время? И блеск реки под  жарким полуденным солнцем, и самое  вкусное в мире мороженое, и ту чудесную игрушку, что подарили ему  в день рождения... Все помнит. Полноте, все ли? А знаменитый угол, куда ставили  его родители? А гриппы, ангины, ушибы  и ссадины? А двойки, наконец? Помнит?

  Как ответить? В общем-то, конечно, помнит... Но не это  встает перед глазами, когда речь заходит о детстве. Аберрация  памяти высвечивает хорошее, доброе, радостное. Для того, чтобы вспомнить плохое, нужны дополнительные усилия. Но память народов складывается из памяти людей. Память культур складывается из памяти народов. Величественный и гармоничный Аполлон, а не скорченный раб символизирует для нас античную Грецию. Аберрация исторической памяти в принципе мало чем отличается от наших воспоминаний.

  Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память представляет собой определенную культурную деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.

  На все  встающие перед ним вопросы человек  ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему не слишком богатый выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип "Новое - это хорошо забытое старое". И не надо ее за это винить - таков парадокс культуры.

  Но, никого не обвиняя, описанную особенность  феномена культуры нельзя и недооценивать. В противном случае любой возврат  к традициям (будь то традиции национальной культуры или народной педагогики, экономического уклада или политической организации) обернется своей худшей стороной - традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, "по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции" .

  Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных "Маугли" трагичны именно тем, что выпавший в силу случая из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой. Благодаря этому усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура - это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной общественной деятельности. Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.

  Так, пожалуй, и можно сформулировать самое  общее определение культуры. Культура - это совокупность всего того, что делает человека человеком. При этом "все" включает в себя как чисто природные объекты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления. Известный отечественный исследователь культуры В.В. Сильвестров выразил эту мысль так: "Культура общепризнанно выражает то, что определяет человеческую историю как человеческую, - ту тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом процессе". 
 
 

  Вопрос  №17. Политические режимы. Их характеристика. Влияние на общественную жизнь. 

     Термин  «политический режим» происходит от французского «regime», т.е. государственный, общественный строй, образ правления. Это – функциональная сторона жизни, складывающаяся в результате политических действий социальных субъектов в системе определенных политических властных структур и институтов.

     В политологии под политическим режимом понимается способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

     Политический  режим – это явление, которое  образуется органическим единством  трех политических институтов:

  • политической организации общества;
  • системы методов и способов осуществления власти;
  • системы прав и свобод человека.

     Сущность  и характер политического режима предопределяется тремя основами, тремя  группами факторов:

     экономической – основой выступает собственность на основные средства производства: в чьих руках собственность – в интересах того класса и формируется власть

     политической – служит государство, наделенное законодательной и исполнительной функциями власти, устанавливающее и поддерживающее в обществе порядок выгодный и угодный прежде всего или (и) в большей степени управляющему классу, социальной группе

     идеологической – идеология доминирующего, господствующего класса, утверждающая в сознании людей мысль о целесообразности именно существующего порядка вещей, общественного устройства

     На  практике политический режим проявляется:

     во-первых, в том, что государство по-разному подчиняет себе волю элементов социальной структуры общества

     во-вторых, господствующий класс самоорганизуется, превращая свою волю в государственную, т.е. общую, общеобязательную.

     Т.е. на практике политический режим часто  выступает демократическим для господствующего класса и недемократическим или менее демократическим (ограниченно демократическим) для неимущих, негосподствующих классов и слоев.

     Политический  режим призван обеспечивать: стабильность политической власти, управляемость  граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений, достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

     Политический  режим – важнейшая характеристика функционирования политической власти, учитывающая степень политической свободы обществе, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов, формы реализации принципов авторитарности и демократии.

     В литературе различают, как правило, три основные типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.

     Демократический политический режим  имеет следующие отличительные признаки: наличие представительных органов власти. формируемых на основе всеобщих выборов, признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать различным партиям и организациям, включая оппозиционные, построение и функционирование государственного аппарата по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент, признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности, обязательное участие в осуществлении

     государственной власти представительных органов, избираемых и действующих в обстановке легальной  борьбы партий, и формирование правительства  субъектами, одержавшими победу на выборах.

     Авторитарный  политический режим характеризуется  следующими признаками: отказ от принципа разделения властей, усиление исполнительной власти, концентрация ее в руках  главы государства или правительства, ограничение выборности органов  государственной власти и превращение  парламента в придаток исполнительной власти; существенное ограничение или  ликвидация основных демократических  прав и свобод человека, запрещение оппозиционных партий и общественных организаций, ограничение конституционности  и законности.

     Порою авторитарные режимы характеризуются  милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким распространением принципа авторитарности в управлении. Такие  процессы могут происходить в  периоды обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, кризиса политической системы и, прежде всего, государственной власти.

     Тоталитарный  режим характеризуется: стремлением к установлению полного (тотального) контроля государства над всеми сторонами и процессами жизни общества, практически полное отсутствие разделения властей, монопольным господством в качестве правящей только одной партии; недопущением фракционности и оппозиционных партий внутри правящего класса, сращиванием партийного и государственного аппаратов, полной ликвидацией или ограничением прав и свобод граждан, господством единой идеологии, широким применением методов подавления и насилия. Тоталитарные режимы устанавливаются, как правило, в экстремальных условиях, например, в случае войны или военной опасности, преодоления последствий войны или глубокого кризиса и т.п.

     Внутри  каждого политического режима существует множество модификаций (моделей, разновидностей), которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля  политического руководства, формы  правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими режимами, но и схожие политические режимы могут приводить к различным результатам.

     Следует избегать крайностей в оценке того или иного политического режима, идеализации одних и демонизации других. Каждый из режимов обладает как сильными сторонами, преимуществами, так и «недостатками», «слабостями». В определенных объективных условиях политический режим может выполнять исторически прогрессивную роль, а с изменением этих условий, может стать фактором, тормозящим общественное развитие. 

Информация о работе Культура как социальное явление