Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:21, научная работа
Цель исследования: проанализировать явление "флешмоб", изучить его характерные черты и особенности, как социального явления. Провести опрос различных социально - демографических групп, и определить, какая из них знает и принимает участие в изучаемом социальном явлении.
Введение .................................................................................................................7
Глава I. Информационное общество и флешмоб..............................................8-9
Глава II. Флешмоб как новое социальное явление
1. Сущность флешмоба.....................................................................10-16
2. Флешмоб в России.........................................................................17-19
3. Флешмоб и публичные мероприятия...........................................20-22
Глава III. Кто и почему принимает участие во флешмобах?.........................23-26
Заключение. .............................................................................................................27
Примечание. ............................................................................................................28
Литература ..........................................................................................................29-30
19 марта выборов. Тогда эти акции проходили стихийно, потому что был резкий подъем протестных настроений в обществе, но страх и репрессии не позволили выплеснуться недовольству на улицы полностью. Зато на мгновенные акции простые люди, особенно, молодые, приходили с удовольствием.11
В России 7 июня 2006 года на Манежной площади в Москве во время проведения Международного газетного конгресса полтора десятка людей, прикрывающих рты повязками и американскими долларами, выступали таким образом против ограничения свободы слова в стране.
В России в декабре 2007 года во время парламентских выборов оппозиция призывала граждан поучаствовать в полит-мобе по похоронам демократии. Желающих пригласили прийти 3 декабря к зданию ЦИКа с траурной лентой на рукаве, четным количеством цветов или любым другим признаком траурного мероприятия.
Во время президентских выборов в марте 2007 года на некоторых участках наблюдалось массовое голосование смайликами вместо галочек или вписывание в бюллетень одного и того же несуществующего кандидата.
В рамках подготовки Архангельска к приезду премьер-министра Владимира Путина, запланированному на 11 июля 2008 года, город превращали в потемкинскую деревню. Местные мобберы решили подыграть: около 200 человек должны были выстроиться по маршруту следования премьера, размахивать белыми платками и кланяться в пояс проезжающему кортежу. После того как о подготовке стало известно правоохранительным органам, акция была отменена. Но это скорее частные случаи.
Можно предположить, что полит-мобы привлекают участников своей относительной безнаказанностью. Во избежание конфликтов с органами правопорядка всем участникам акций предписано иметь с собой удостоверения личности, а в случае ареста отрицать свое участие в запланированной акции, настаивая на спонтанности произошедшего. Часто организаторы сразу оговаривают своеобразное алиби для участников. Кроме того, о подобных акциях не предупреждается заранее в органы власти. Так было, например, в Екатеринбурге 28 февраля 2008 года. Тогда напротив здания городской администрации появилась группа людей с белыми транспарантами и растяжками, лишенными надписей. Мобберы ходили по кругу, размахивали кулаками и беззвучно открывали рот, как будто скандируя. В случае задержания на вопрос: "Что вы делали?" предполагался ответ: "Сушили листы".12
В условиях существенного ужесточения законодательства, препятствующего использованию традиционных уличных форм протеста, полит-моб имеет ряд существенных преимуществ и становится неотъемлемой частью политической жизни общества. В день выборов президента России в Москве 2 марта 2007 г. прошла акция, организованная Объединенным гражданским фронтом Гарри Каспарова: по Манежной площади гуляли люди, держа в руках полиэтиленовые пакеты с надписью "В фарсе не участвую! 2 марта 2007". 9 марта на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге около 100 человек одновременно раскрыли газеты, в которых были опубликованы фотографии и статьи об аресте Максима Резника, задержанного лидера петербургского отделения партии "Яблоко". В акциях, как было заявлено, могли принять участие не только партийные активисты, но и "все желающие".13
Политтехнологи с готовностью заимствуют у моберов интересные ходы. Осенью 2006 года, во время ухудшения отношений с Грузией и массовой депортации грузин из России, несогласными с политикой Кремля в Москве и других городах была организована раздача значков с надписью "Я грузин". В южноосетинском конфликте эту идею эксплуатировали обе стороны — и Грузия, и Россия, только у нас "нашисты" носили майки с надписью "Я осетин".14
Таким образом, флешмоб стал новым для России способом воздействия на процессы в обществе. Идеи флешмоба используются, прежде всего, в политико-социальных целях.
3. Флешмоб и публичные мероприятия
Отсутствие единого понимания феномена "флешмоб", и политизированность идей флешмоба у нас в стране, привело к тому, что происходит подмена понятий "флешмоб" и "публичные мероприятия". Этим, например, отличаются различные Интернет - источники. Кроме того это было выявлено в ходе анализа результатов социологического опроса.
Например, на вопрос "Каково ваше отношение к такому явлению как флешмоб?", были такие ответы: "Считаю подобные мероприятия "уделом студентов", кроме того, думаю, что они малоэффективны - во всяком случае, не припоминаю, чтобы по итогам флешмобов властью были приняты какие-то принципиальные решения" (женщина, 29 лет). "Не верю, что может что-то изменить в стране" (мужчина, 36 лет). "Хотел бы принять участие в такой акции, которая бы показала Правительству, что народ - страшная сила" (мужчина, 40 лет).
На вопрос "Участвовали ли вы когда-нибудь во флешмобе?", были такие ответы: "Да, заставили организаторы акции Единая Россия" (молодые люди по 15 лет), очевидно, имеется в виду демонстрация в поддержку партии, перед думскими выборами.
Следует отметить, что приведены высказывания респондентов, которые на вопрос "Знаете ли вы, что такое флешмоб?" ответили утвердительно.
Для того чтобы понять, в чем все-таки отличия флешмоб - акций от публичных мероприятий, мы использовали всю имеющуюся информацию о флешмобе и Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", выделив линии для сравнения. Итоги сравнения представлены в Таблице 1.
Публичное мероприятие, согласно закону, - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Напомним, под флешмобом мы понимаем - технологию собирания толпы характерную для информационного общества, а также, действия толпы, которые носят абсурдный характер по своему содержанию и направлены на получение эмоционального удовольствия.
Таблица 1
Линии сравнения |
Классический флешмоб |
Публичные мероприятия |
Цели |
Получение удовольствия участниками. «Мы не исповедуем какую-то религию или философию, мы не устраиваем митинги или демонстрации, мы просто делаем то, что нам нравится» (из открытой группы "ВКонтакте "FlashMob Красноярск"). |
Свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. |
Требования к организатору мероприятия |
Специальных требований к организатору нет, так как самого организатора нет. |
Могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. |
Правила проведения мероприятий |
Отсутствие рекламы, не комментировать в СМИ готовящиеся акции, пунктуальность, обязательно знать, что нужно делать на месте встречи, не общаться между собой до и после акции, иметь удостоверение личности, быть трезвым и вменяемым, не нарушать общественный порядок. |
Уведомление о проведении публичного мероприятия - обязательное требование; также необходим регламент проведения публичного мероприятия (повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа). Законность (соблюдать законодательство РФ). |
Кто может быть участником акции |
Люди, различных возрастных категорий. |
Совершеннолетние участники (от 16 лет). |
Время проведения мероприятия |
Может проводиться в любое время, преимущественно организовываются вечером, с 18 до 22 часов и позже, т.к. нужны зрители. |
Не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. |
Обязательные отличительные знаки |
Данное требование отсутствует. |
Значки, флаги, плакаты, определенные детали одежды. |
Таким образом, классический флешмоб и публичные мероприятия отличаются друг от друга тем, что флешмоб не предполагает под собой какой-либо агитации, призыва к чему-то, в то время как публичные мероприятия именно на это и направлены; ко всему прочему, у обеих акций абсолютно разные принципы и требования к проведению. Так же разница заключается в технологии собирания толпы.
Глава III. Кто и почему принимает участие во флешмобах?
В работе была выдвинута гипотеза о том, что больше всего о флешмобе осведомлена молодежь, и они же являются активными участниками данного социального явления.
Под молодежью мы понимаем население Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет (Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р).
Для подтверждения гипотезы, был проведен опрос среди молодежи (преимущественно учащиеся 9-11 классов МБОУ СОШ №23) и среди людей зрелого возраста (работники МБОУ СОШ №23, случайные люди, соседи, коллеги родителей по работе, в возрасте от 32 до 52 лет).
Опрос проводился как устно, так и письменно. Был использован ресурс Интернет (социальные сети "ВКонтакте" и "Одноклассники").
В ходе опроса задавались следующие вопросы:
1. Укажите Ваш возраст.
2. Укажите ваш пол.
3. Знаете ли вы что такое флешмоб?
4. Принимали ли вы участие во флешмобах?
5. Что заставило вас участвовать в подобной акции?
6. Каково ваше отношение к данному явлению?
Было опрошено 236 респондентов, среди них: молодежь в возрасте от 15 до 30 лет (140 человек - 59,3% от общего числа) и люди зрелого возраста, в возрасте от 32 до 52 лет (96 человек - 40,6% от общего числа).
Чуть более половины респондентов - лица женского пола (58,4% от общего числа респондентов).
"Знаете ли вы что такое флешмоб?"
70,7% респондентов считают что знают, что такое флешмоб. На данный вопрос они ответили утвердительно. Сравнивая две социально-демографические группы, можно сказать, что молодежь в большей степени "знает", что такое флешмоб (50,4%), и 20,3% респондентов зрелого возраста "знает" о нем.
Таблица 2
Возрастная категория |
Количество респондентов, в социально-демографической группе |
"Да" |
"Нет" |
"Немного знаю, что-то слышали, чуть-чуть знаю, примерно знаю" |
Молодежь |
140 |
119 |
13 |
8 |
в % от общего числа респондентов |
50,4 |
5,5 |
3,3 | |
Респонденты зрелого возраста |
96 |
48 |
35 |
13 |
в % от общего числа респондентов |
20,3 |
14,8 |
5,5 | |
всего |
236 |
167 |
48 |
21 |
всего в % |
70,7 |
20,3 |
8,8 |
,
"Принимали ли вы участие во флешмобах?"
82,6% респондентов не принимали участия во флешмобах. Среди тех, кто считает, что принимал участие в подобных акциях, больше всего оказалось молодежи (16,1% от общего числа опрошенных) и только 2 респондента зрелого возраста, принимали участие в мобах. Можно предположить, что флешмобы не часто проводятся в нашем городе, либо просто не знают, где и как узнать о готовившихся акциях.
Таблица 3
Возрастная категория |
Количество респондентов, в социально-демографической группе |
"Да" |
"Нет" |
Не смогли определиться, участвовали или нет во флешмобе |
Молодежь |
140 |
38 |
101 |
1 |
в % от общего числа респондентов |
16,1 |
42,7 |
0,4 | |
Респонденты зрелого возраста |
96 |
2 |
94 |
0 |
в % от общего числа респондентов зрелого возраста |
2,1 |
98 |
0 | |
всего |
236 |
40 |
195 |
1 |
всего в % |
17 |
82,6 |
0,4 |
"Что заставило Вас участвовать в подобной акции?"
Анализируя полученные варианты ответов на данный вопрос, можно сказать, что 39,4% молодежи, принимает участие во флешмобах, ради "интереса". Далее, идут варианты ответа - "по приглашению кого-либо" и "захотелось" (по 13, 1% соответственно).
Как отмечалось выше, есть и такие варианты ответов, которые говорят о том, что респонденты путают публичные мероприятия и флешмобы ("принудила партия "Единая Россия", "митинг против Завода ферросплавов в Красноярске" - 3,5% опрощенной молодежи), либо путают идеологию флешмоба ("принудили", "пришлось" - 10,5% опрошенной молодежи); 5,2% молодежи никак не прокомментировали свое участие в подобных акциях.