Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:21, научная работа
Цель исследования: проанализировать явление "флешмоб", изучить его характерные черты и особенности, как социального явления. Провести опрос различных социально - демографических групп, и определить, какая из них знает и принимает участие в изучаемом социальном явлении.
Введение .................................................................................................................7
Глава I. Информационное общество и флешмоб..............................................8-9
Глава II. Флешмоб как новое социальное явление
1. Сущность флешмоба.....................................................................10-16
2. Флешмоб в России.........................................................................17-19
3. Флешмоб и публичные мероприятия...........................................20-22
Глава III. Кто и почему принимает участие во флешмобах?.........................23-26
Заключение. .............................................................................................................27
Примечание. ............................................................................................................28
Литература ..........................................................................................................29-30
Сегодня, термин "смартмоб", заменен другим термином "флешмоб".
Само слово «flash mob» вошло в русский язык почти без изменения фонетического звучания. Часто встречаются разные варианты его написания: «флеш моб», «флэш моб», «флеш-моб» и другие.
Что же такое флешмоб? В различных источниках флешмоб характеризуется по-разному, поэтому на этот вопрос ответить довольно сложно.
Для PR-технологов флешмоб сегодня есть не что иное, как нетипичная, креативная, новая технология, форма рекламы бренда. Интересная и необычная реклама всегда заинтересует потребителя, в отличие от давно привычных для нас телевизионных реклам, листовок, баннеров и т.п. Например, известен такой рекламный флешмоб: вечером в вагон метрополитена входит девушка, читающая журнал с ярко-красной обложкой. На каждой остановке следующей станции в вагон входит новая девушка с таким же журналом. И так пока девушек с журналом становится едва ли не больше чем остальных пассажиров. На одной из станций все девушки выходят из вагона. В рекламной акции участвовало 3 команды по 18 "читательниц". По итогам первых семи дней торговли, объем продаж журнала стал сопоставим с объемом продаж журнала «Glamour». Таким образом, участниками данного флэшмоба были уже не 54 девушки, ездивших с красным журналом в московском метрополитене, а те сотни тысяч покупателей журнала, которые и не видели тех девушек, но слышали о них от своих друзей и знакомых, пораженных этим спектаклем.6
Для некоторых, флешмоб проявление перформанса – один из форм «искусства действия», цель, которой состоит в исполнении определенных, заранее запланированных действий перед публикой. В некоторых случаях перформанс предполагает участие зрителя, а в некоторых случаях участие зрителя не предусматривается.7 И действительно, многие творческие люди используют флешмоб для реализации каких-то своих идей, сценариев, постановок, это своего рода борьба против сложившейся Системы.
Еще один вариант ответа, «что же такое флешмоб?» - новый вид ведомой толпы.
Ведомая толпа – это толпа, организованная лидерами. У нее есть подстрекатели. И из многих ведомых толп выделяют флешмоб. Но это "другая толпа", противопоставляющаяся "обычной" толпе.8
Многие рассматривают флешмоб, как способ борьбы со своей депрессией и апатией. Психологи рекомендуют участвовать во флешмобе людям, которые хотят преодолеть какие-либо психологические барьеры. Некоторые виды неклассического флешмоба только поэтому и возникли, к примеру, фаршинг или моб-свидание.
В некоторых статьях, флешмоб рассматривается с точки зрения молодежной субкультуры, со своим "кодексом" поведения, определенным сленгом.9
Таким образом, социальное явление флешмоб люди воспринимают по-разному, в зависимости оттого, что они от него хотят. Однозначного понимания термина пока не сложилось. Ниже будет сформулировано авторское понимание изучаемого явления.
В июне 2003 житель Сан-Франциско Роб Зазуэта, ознакомившись с книгой Рейнгольда, создал первый сайт для планирования подобных акций. Результатом его действий и стал флешмоб в универмаге Macy`s 17 июня 2003 г. В мебельном отделе универмага собралось около 200 человек, которые стали объяснять продавцам, что они живут вместе на складе в "пригородной коммуне" на окраине Нью-Йорка и пришли купить "Коврик Любви".
Первым российским флешмобом принято считать одновременные акции
16 августа 2003 года в Москве и в Санкт-Петербурге. В Москве на перроне Ленинградского вокзала участники акции встречали поезд из Петербурга табличкой "NzR178qWE". А на перроне Московского вокзала жители Петербурга встречали некую Татьяну Лаврухину из общества анонимных алкоголиков.
Первые российские акции, как и их западные аналоги, носили развлекательный характер: толпа молилась памятнику Ленина, подпевая: "Ленин вечно живой" (Пермь, 20 сентября 2003 года), пускала мыльные пузыри на московском Арбате (1 апреля 2007 года).8
Впервые флешмоб-акция в Красноярске состоялась в августе 2003 г. возле Театра Оперы и Балета. Внешне она напоминала детскую игру «Море волнуется». Участников было всего двое.
Так выглядит классический флешмоб. На основе разрозненной информации и материалов Интернет - сообществ мобберов, мы сформулировали основные признаки классического флешмоба:
1) Не содержит рекламы, её элементов, не принуждает к голосованию за кого-либо. Главная цель акции - получение удовольствия самими участниками.
2) Участники флешмоба - незнакомые люди (могут быть знакомы на «виртуальном уровне»).
3) Акции не освещаются в СМИ.
4) Сценарий флешмоба заранее готовится и расписывается по минутам.
Сценарий должен носить абсурдный характер.
5) Действия участников флешмоба носят спонтанный характер (участники не собираются в месте события до акции; важен эффект внезапности и случайности, когда до конца непонятно сговорились ли окружающие люди или же просто наблюдается эффект синхронизации).
6) По длительности акция не превышает пяти минут.
7) Отсутствие централизованного руководства, любой участник сообщества мобберов может предложить идею о том, где, когда, и как провести флешмоб.
8) Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех.
9) Участие в акции добровольное и не требует платы.
10) Во флешмобе может участвовать любой, если он соблюдает правила и не преследует каких-либо противоправных целей.
Классические флешмобы, сегодня проводятся крайне редко. С течением времени формы и разновидности флешмоба изменяются, расширяются и в новых его формах становится больше осмысленности и желания заставить задуматься других.
Проанализировав различные источники информации, мы выделили наиболее распространенные на сегодняшний день "неклассические" флешмобы:
1. Dating-mob ("Моб-свидание").
Это флешмоб-акция, которая направлена на знакомство необычным, нестандартным способом. Участники акции должны быть незнакомы друг с другом и не должны знать, кто будет участвовать во флешмобе. Напоминает своеобразный психологический тренинг.
2. I-Mob ("Интернет-моб").
Общее название для всех видов акций, проводимых в Интернете (форумы, icq, e-mail, чаты и.т.п.). Очень часто Интернет-мобы возникают спонтанно, без предварительного планирования. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа.
3. Long-Mob ("Длительный моб").
Смысл этой акции заключается в том, что группа мобберов заранее договаривается о том, какие необходимо будет выполнить действия, а затем участники выполняют их в любое удобное им время и практически в любом месте.
4. X-Mob ("Экспериментальный моб").
С первого взгляда, отличить этот флешмоб от обычной жизни практически невозможно. Такие мобы подразумевают действия мобберов, очень похожие на повседневные действия обычных людей. Но при этом у них есть строгий сценарий.
Этот вид флешмоба наиболее соответствует определению – «умная толпа». Потому что мобберы, участвующие в X-mob’е никак не контактируют друг с другом, не выделяются. Даже наоборот, пытаются, как можно меньше обращать внимание прохожих на себя и на свою связь с остальными участниками. Если толпа при других мобах чаще всего действует беспорядочно, придерживаясь только общей направленности сценария, то здесь мобберам нельзя выдавать себя, нужно действовать четко и совершенно обыденно, что, кстати, требует немалой выдержки.
5. Буккросинг ("Книговорот").
Некий человек намеренно «забывает» в любом месте понравившуюся ему книгу, снабдив ее соответствующей меткой. Подобравший книгу должен руководствоваться главным принципом буккроссинга: «прочитал — отдай другому». Подобравший книгу человек с помощью метки может связаться с ее первым хозяином для обсуждения прочитанного или знакомства.
6. Моб-Хэппенинг ("Театральный моб").
Тетрализованное действие, в которое вовлекаются и зрители. Здесь приветствуется импровизация, включение фольклорного элемента, юмора. Окружающая обстановка – декорации, случайные прохожие – актеры спектакля.
7. Моб-Хаус ("Домашний" моб).
Акция, рассчитанная на несколько часов (нарушение принципа кратковременности). Мобберы «живут» по определённым правилам, отличных от жизни обычной. Своего рода моделирование социо-коммуникативного пространства, понятного только участникам акции и вызывающего недоумение у случайных свидетелей. Это может быть имитация семейной жизни, имитация свадьбы, имитация студенческой жизни в общежитии накануне сессии и т.д. Своеобразное театрализованное представление, не вовлекающее случайных зрителей.
8. Полит-моб или социо-моб.
Акции с социальным или политическим подтекстом служат для привлечения внимания к каким-нибудь значимым политическим или социальным событиям, выступая в качестве более спокойного метода выражения гражданской позиции, чем митинги.
9. Фаршинг.
Фаршинг - это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Каждая акция и действие каждого участника — это новая грань, которую он переступает во время акции. Нужно разломать в себе все шаблоны и добиться полного раскрепощения. Фаршингом он называется потому, что во время таких акций каждый участник делает что-то своё, в результате получается некий «фарш».
10. Fun-mob ("Весёлый моб").
Отличается нарочитым несоблюдением правил. Как правило, им становятся спонтанные флешмоб-акции, провести которые мобберы решили на встрече после основной акции.
11. Fan-mob (Фан-моб)
Флэшмобы в честь какой-либо знаменитости, сериала, музыкальной группы и
т.д. Отличаются от обычных флешмобов. Участники данного моба надевают определенную атрибутику и одежду, связанные с теми людьми, в честь которых проводится моб.
Таким образом, можно сказать, что неклассический флешмоб отличается от классического, тем что:
1) Предполагает знакомство в процессе моба;
2) Может проходить в сети
3) Может проходить без
4) Нарушает принципа
5) Некоторые мобы предполагают другую форму "вспышки толпы", отдельные люди не создают толпу-кучу, а действуют в обычной массе людей, создавая эффект "дежа-вю";
6) Зрители могут быть
7) Допускается импровизация;
8) Некоторые мобы направлены
на привлечение внимания к
какому-нибудь значимому
9) Может содержать элементы
10) Сценарии моба могут содержать рационалистический подход.
А вот как выглядят основные правила, которым должен следовать каждый уважающий себя моббер:
1) Приходить и уходить во время - секунда в секунду;
2) Не смеяться, не общаться с другими мобберами (если вдруг оказались знакомые);
3) Никакой самодеятельности, всё четко по сценарию;
4) Иметь при себе удостоверение личности.
5) При задержании отрицать, что был участником данной акции;
6) Быть трезвым и вменяемым;
7) Не создавать и не вступать в конфликты;
Обобщив все выше сказанное, мы подходим к пониманию того, что такое флешмоб. На наш взгляд под флешмобом можно понимать технологию собирания толпы характерную для информационного общества, а также, действия толпы, которые носят абсурдный характер по своему содержанию и направлены на получение эмоционального удовольствия.
2. Флешмоб в России
В российских условиях получил большее распространение неклассический флешмоб.
Принцип отстраненности флешмобов от окружающей действительности оказался нежизнеспособным в нашей стране. Гораздо большую популярность получили акции с социальным или политическим подтекстом.10
28 июня 2006 года в Томске мобберы подходили к зданию думы и кидали в него мелочь, символически отдавая депутатам последние крохи в знак протеста против повышения платы за проезд в маршрутках.
18 апреля 2006 года группа студентов РГГУ в центре Москвы раскрыла на улице книги и начала читать, выражая, таким образом, протест учащихся против выселения РГГУ из зданий на Никольской улице.
Молодежный метод борьбы переняло и взрослое население. Выражая свое отношение к росту цен на бензин, 17 июля 2006 года питерские водители, объединенные под началом союза автомобилистов "Свобода выбора", заезжали на автозаправки города и заправлялись на один литр.
Визитной карточкой моберов в СНГ, в том числе и в России, стали политмобы. Явление зародилось в Белоруссии в 2006 году после прошедших