Алкоголизм подростко как социально педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Особенности подростковой алкоголизации
Глава 1.2. Причины ранней алкоголизации подростков
Глава 1.3. Последствия ранней алкоголизации подростков
Раздел 4. Основные способы и направления социальной
профилактики подросткового алкоголизма
Раздел 5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма
Заключение

Файлы: 1 файл

Алкоголизм подростко как социально педагогическая проблема.docx

— 63.70 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2.2 Главные цели и задачи профилактической работы.

 

Первичная профилактика алкоголизма  имеет целью предотвратить возникновение  нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка. Первичная  профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно  педагогические, психологические и  социальные влияния. Ее воздействия  направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни.

С этой целью целесообразно  проводить:

– информирование подростков о вреде алкоголизма (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;

– формирование мотивации на социально–поддерживающее поведение;

– развитие факторов здорового, социально эффективного образа жизни и поведения;  

– развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от употребления алкоголя;

Задачи   первичной   профилактики:

1) Воздействие средств массовой информации о вреде алкоголизма и изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров  среди  учеников и их родителей.

2) Ориентировать подростков на способность сделать свой собственный выбор, подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор.

3) Дать   подросткам   возможность овладения   определенными поведенческими   навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.

4) Сформировать позицию молодого   человека  на    основе   самореализации    как    личности      и     индивидуальности,  которая будет способствовать   тому, что    ребенок    самостоятельно   сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях  и  о   то, как  эти   последствия   смогут   повлиять     на   его судьбу.

5) Выявление группы риска.

6) Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально–поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико–психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей.

7) Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголя в школах и по выявлению группы риска).

Главная цель вторичной профилактики – раннее выявление начавших употреблять алкоголь подростков (группа риска) и помощь потенциальным алкоголикам, во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикации алкоголя. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов–врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем, изменение дезадаптивных и псевдо адаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Рисковое поведение может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.

При этом среда рассматривается  в качестве носителя такого доминирующего  фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае рискового поведения стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида – как фактор риска алкоголизма.

Задачи  вторичной  профилактики:

1) Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение

и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

2) Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

3) Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма  направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания:

– формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

– формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления алкоголя и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью.

– развитие навыков социального поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;

– формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Задачи  третичной   профилактики:

1) Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

2) Создание групп взаимопомощи.

3) Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики».

4) Восстановление здорового жизненного стиля, продвижение по пути к здоровью, которое понимается как многоаспектная характеристика.

5) Восстановление и позитивное развитие социального функционирования, т.е. новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием, а также восстановление либо построение новой здоровой социальной сети. Важнейшей структурой в этом процессе является семья, взаимодействие с которой в этот период приобретает особое значение.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Профилактика рецидивов и алкоголизма в семье

 

Базовая концепция семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи  как социально-поддерживающей системы  является основой профилактической деятельности [12]. В рамках семейной профилактики используются различные программы первичной и вторичной профилактики.

Направления семейной профилактики:

– анализ внутрисемейных отношений; изменение деструктивного

поведения на конструктивное;

– проведение профилактических тренингов (для родителей и

всех членов семьи);

– индивидуальная работа;

– организация “родительских экспертных советов”, в задачи которых входит экспертиза профилактических программ, проводимых с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности; определение замечаний; разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.

Важность включения  родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антиалкогольной политики.

Цель семейной профилактики:

– осознание и понимание смысла детско-родительских отношений;

– осознание ролевых позиция (Я–ребенок, Я–взрослый, Я–родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживаюших отношений;

– работа с самоидентификацией и Я–концепцией родителей;

– разрешение личностных проблем, берущих начало из детства

и семейных стереотипов  родителей;

– осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе;

– развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений;

– развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.

Особое место в системе  семейной профилактики должны занимать социально значимые программы.

Рецидив — возврат к употреблению алкоголя после периода воздержания, сопровождающийся восстановлением симптомов зависимости.

Различают рецидив и  срыв, под которым понимается отдельный  случай употребления алкоголя.

Главной задачей лечения  и реабилитации зависимых подростков от алкоголя является не только помощь пациенту в прекращении употребления алкоголя, но и обеспечение стабильности изменений образа жизни на продолжительное  время. Определены психологические  принципы преодоления зависимости  от алкоголя, при нарушении которых  возникает срыв и развивается  рецидив болезни:

– саморегуляция. Риск срыва уменьшается в соответствии с повышением возможности пациента самому регулировать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные решения и процесс развития его личности и поведения;

– интеграция. Риск срыва уменьшается в соответствии с повышением уровня осознания, понимания и оценки жизненных ситуаций и событий, а также использования стратегий избегания риска возвращения к алкоголизации;

– понимание. Риск срыва уменьшается в соответствии с процессом понимания основных факторов, которые его вызывают;

– развитие. Риск срыва уменьшается при постоянном развитии ресурсов личности и стресс-преодолевающего поведения;

– социальная поддержка. Риск срыва уменьшается при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети и развитие навыков восприятия и использования социальной поддержки;

– социальная компетентность. Риск срыва уменьшается при постоянном повышении знаний об окружающей социальной среде, развитии навыков эмпатии и аффилиации;

– самоэффективность. Риск срыва уменьшается при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности;

Вывод: Социальная профилактика подросткового алкоголизма   является основной и имеет целью предотвратить  возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить  позитивные результаты развития подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наиболее актуальной проблемой  в подростковой  среде является ранняя алкоголизация молодежи, которая  и приводит к формированию алкоголизма  к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградации личности.

Основные причины алкоголизации молодёжи – это неумение  правильно использовать свободное время, растущее психологическое напряжение, позитивная реклама в средствах массовой информации, уход от проблем, отчуждение, неустроенная жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, мода, самоутверждение и конфликт с общественными нормами.

 Последствия  подросткового   алкоголизма  очень  плачевны.  Алкоголь разрушает   организм   подростка, губительно   влияет   на   психику и здоровье,  ведет к формированию алкоголизма.  Что и приводит подростка к  низкому самоконтролю и антиобщественному  поведению и толкает его в  дальнейшем к преступлениям. Механизмы болезни алкоголизма в молодёжной среде требуют дополнительного изучения, а также искоренения причин данной проблемы.

 Социальная профилактика  подросткового алкоголизма   является  основной и имеет целью предотвратить  возникновение болезни, предупредить  негативные последствия и усилить  позитивные результаты развития  подростка.

 Социальная профилактика  является массовой, использующей  преимущественно педагогические, психологические  и социальные влияния. Все мероприятия   по искоренению подросткового  алкоголизма подразделены на коррегирующее и компенсирующее направление, включают в себя три компонента (образовательный, психологический и социальный), а также задачи (информирование, формирование мотивации, развитие факторов и навыков разрешение проблем).

 Основой   первичной   профилактики   подросткового   алкоголизма   является здоровый    образ    жизни.  Она влияет, прежде всего, на формирование  здоровья путем замены одних  развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль подростка, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Первичная    профилактика состоит  в  уменьшении  частоты  появления  новых  проблем, связанных  с  употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение и  их  возникновения.

 Главным условием эффективной профилактики алкоголизма среди молодежи является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Поэтому информационные технологии и образование являются основными в профилактике алкоголизма. Общественные технологии также играют достаточно весомую роль в системе профилактики. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактике алкоголизма, и она играет большую роль в реабилитации больных.

Информация о работе Алкоголизм подростко как социально педагогическая проблема