Алкоголизм подростко как социально педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Особенности подростковой алкоголизации
Глава 1.2. Причины ранней алкоголизации подростков
Глава 1.3. Последствия ранней алкоголизации подростков
Раздел 4. Основные способы и направления социальной
профилактики подросткового алкоголизма
Раздел 5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма
Заключение

Файлы: 1 файл

Алкоголизм подростко как социально педагогическая проблема.docx

— 63.70 Кб (Скачать)

План

Введение

Раздел 1. Особенности подростковой алкоголизации

Глава 1.2. Причины ранней алкоголизации подростков

Глава 1.3. Последствия ранней алкоголизации подростков

Раздел 4. Основные способы и направления  социальной

 профилактики   подросткового  алкоголизма

Раздел 5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма

Заключение

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С.256.
  2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001.С.144.
  3. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.
  4. Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000.С.149.
  5. Максимова Н.Л. Психологическая профилактика алкоголизма у 
    несовершеннолетних: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  6. Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.
  7. Савченков В,В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000.С.30-33
  8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. — М, 2000.С.165.
  9. Углов Ф.Г. Потребление алкоголя – социальная проблема. Соратник №10.2001.С.3.
  10. ШиповаН. Алкоголизм и революция. Антология социальной работы. Коровин А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним. М.,1896.;Сикорский И.О. О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России. Киев 1899.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. ……………………………………………………………………….......5

    1. Особенности подростковой алкоголизации………………………………..5
    2. Причины ранней алкоголизации подростков……………………………..10
    3. Последствия ранней алкоголизации подростков…………………………14

Глава 2. Основные способы и направления  социальной профилактики   подросткового  алкоголизма……………………………………………………17

2.1 Профилактические мероприятия  подросткового алкоголизма………….17

2.2 Главные цели и задачи профилактической  работы………………………19

2.3 Профилактика рецидивов и  алкоголизма в семье………………………...23

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема    употребления    алкоголя    подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире   характеризуется  огромными   цифрами. Во   всём   мире   отмечается рост употребления  алкогольных  напитков подростками.  В  связи с  этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся   исследования   с   целью   изучения   мотивов  употребления спиртных напитков   молодёжью,   выявления   факторов, способствующих   развитию злоупотребления алкоголем   подростками.

Особенно   гибельно   злоупотребление   алкоголем   в   молодежной    среде: поражается   и   настоящее,   и   будущее   общества. От этого страдает все общество,   но   в   первую   очередь   под   угрозу   ставится   подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь   алкоголизм   особенно   активно   влияет   на   не   сформировавшийся организм,  постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развиваются опасные болезни, а    также    сохраняется    высокий уровень  заболеваемости   алкогольными   психозами. Они не только опасны для здоровья человека, но и   практически неизлечимы. Общественное отношение к ранней алкоголизации сегодня в подавляющем большинстве случаев  характеризуется  как  негативное  и  отвергающее.  Социальный аспект проблемы  заключается  в том,  чтобы  понять  всю  сложность взаимоотношений  между  подростком,  употребляющим  алкоголь  и разными уровнями его социального окружения

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные  с алкоголем. Алкоголь оказывает негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. В нашей стране проблема алкоголизма особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и каждый человек должен осознавать для себя большой вред алкоголя и стараться бороться с ним. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

Алкоголизм   среди  подростков – социальная проблема в кругу других социальных проблем, в известном   смысле её порождение и   отражение

Цель – рассмотреть основные тенденции, характеризующие проблему подросткового алкоголизма в России и пути решения данной проблемы.

Задачи:

– раскрыть особенности   подросткового   алкоголизма;

– изучить причины ранней алкоголизации;

–  рассмотреть последствия ранней алкоголизации;

– определить основные направления социальной профилактики 
по предупреждению подросткового алкоголизма.

Ученые, работающие над  проблемой алкоголизации молодежи: В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикина, А.М. Коровин, В.В. Вселовский.

Объектом   исследования   выступает подростковый алкоголизм.

Предмет исследования является социальная   профилактика   подросткового алкоголизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

1.1 Особенности подростковой алкоголизации

 

Последние социологические  исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

С медицинской точки  зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам.

С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством. Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, аморальное поведение, самоубийства. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет [1]. Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет. Алкоголизм как заболевание у подростков встречается не часто, поскольку алкоголизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. У подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением   молодого организма [1].

Это объясняется тем, что  в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения,   это   связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком,  обычно без закуски,  принимая  всю алкогольную дозу сразу, что  влечет  за  собой быстрое развитие  запойного пьянства.  Ранняя алкоголизация – это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте. Ранняя алкоголизация рассматривается как нарушение  поведения, требующее скорее психолого-педагогической, а не медицинской коррекции [2].

 Диагноз раннего  алкоголизма:

1)появление   индивидуальной   психической   зависимости   (алкоголизация становится главным интересом в жизни, начинают пить 2-3 раза в неделю, нередко в одиночку);

2) повышение толерантности  к спиртному;

3) утрата рвотного рефлекса;

4) отсутствие аппетита;

5) частичная утрата памяти [3].

 На этапе ранней алкоголизации для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя  неуверенно.  Более того, трезвость становится для них странным    состоянием.    Поэтому    характерно    стремление    к    полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.    У    широкого   круга    подростков   употребление    алкоголя включается в структуру потребностей, высокая активность (в том числе и противоправная)  в  поисках алкогольных напитков  или   средств   на  их  приобретения;    широкий    набор    поводов    для    употребления    алкоголя; систематическое употребление алкогольных   напитков. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением.  В  основе  этой связи  лежит  самая  главная для  подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Алкоголизация у неустойчивых личностей – это результат их тяготения к легким развлечениям, способность легко попадать под дурное влияние. Побудительный мотив – получить веселое настроение. Общая характерологической особенностью, которая предрасполагает к алкоголизму, является сниженная способность к самоконтролю, тенденция действовать по минутному впечатлению. Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности [4]. По данным авторов число случаев психопатии при алкоголизме колеблется от 25 до 52 % .А наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилептоидных психопатов. У подростков с неустойчивой психикой формирование раннего алкоголизма происходит – как следствие регулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Исследование В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикина указывается, что наиболее подверженными развитию ранней алкоголизацией оказались возбудимые (эпилептоидные) психопаты – около 40% психопатических личностей, страдающих бытовым пьянством, далее шли истерические и неустойчивые (по 18,4%), мозаичные (14,5%). Реже всего встречались шизоидные, психастеники и тормозные. При трансформации ранней алкоголизации в алкоголизм обнаружена достоверная большая частота неустойчивых психопатов (42,8% от общего числа неустойчивых психопатических личностей против 22,5%с остальными типами психопатий). Кроме психопатий, злокачественное течение алкоголизма отмечается у умственно отсталых подростков, подростков с резидуально-органической мозговой недостаточностью, у подростков с черепно-мозговыми травмами [5].

Используя опыт отечественных  исследователей В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикиной о проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Это влияния микросоциальной среды – родителей, друзей, окружение подростка – и изучение   внешнего   влияния   традиций,   обычаев.   С   другой   стороны,

психиатры и психологи  пытаются объяснить развитие алкоголизма  у подростка преимущественно внутренними особенностями (наследственность, предрасположенность к алкоголизму). Психологи относят подростковый алкоголизм к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека (потребность саморазрушения) [6].

Важным звеном в развитии алкоголизации  подростков является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.

Алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки подростков, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой ‘‘социальной толерантности’’ к пьянству. Исследование алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков [7].

А.М. Коровин подробно изучил также и характер алкоголизации  подростков: что они пьют, частоту опьянения, отношение их к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил, что первыми ‘‘алкогольными’’ воспитателями являются родители:

– главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители;

– сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население – в праздники, торжества и т. п.;

Мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки – более слабые; у    ‘‘пьющих’’    подростков    чаще,    чем у    ‘‘трезвых’’,    отмечаются   слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение.

На алкоголизации подростков отражался и социальный статус их семей. Легко убедиться, что характер алкоголизации родителей во многом прямо копируется детьми. А. М. Коровин указывает, что алкоголизм родителей не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей [8].

Вывод: Наиболее актуальной проблемой в подростковой  среде  является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградацией личности.

Информация о работе Алкоголизм подростко как социально педагогическая проблема