Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:55, доклад

Краткое описание

Республика Казахстан - государство, расположенное в глубине Евразийского материка, на стыке двух континентов - Европы и Азии. Независимость страны была провозглашена 16 декабря 1991 года, а 21 декабря того же года она вошла в состав СНГ.

Файлы: 1 файл

Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

С целью подъема  экономики села за последние десять лет были приняты государственные и отраслевые программы по развитию и поддержке АПК и села, подкрепленные солидными финансовыми ресурсами.

 

1.2 Экономическое  состояние сельского хозяйство  в Казахстане

 

Развитие сельского  хозяйства осуществляется в двух формах: экстенсивной и интенсивной. Под экстенсивной понимают такую форму развития сельского хозяйства, при которой объемы продукции увеличиваются за счет расширения площадей обрабатываемой земли, природных кормовых угодий и использования естественного плодородия почв на неизменной технической основе. При интенсивной форме объемы продукции увеличиваются в результате улучшения использования обрабатываемой земли, повышения ее продуктивности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования форм организации производства.

Экстенсивный  путь имел важное значение для увеличения производства продукции на ранних этапах развития сельского хозяйства. Однако освоение новых земель продолжается и в настоящее время. Вместе с тем исторический опыт развития большинства стран мира показывает, что основным и наиболее перспективным направлением развития сельского хозяйства является интенсификация.

Объективными  предпосылками интенсификации сельского  хозяйства являются:

-ограниченность земель, пригодных для сельскохозяйственного использования;

-развитие производительных  сил, совершенствование орудий  и средств обработки земли; 

-общественное  разделение труда; 

-рост городского  населения, потребности в сельскохозяйственных  продуктах.

Интенсификация  не исключает и экстенсивное освоение земель, необходимость в котором  возникает в двух ситуациях: когда  невозможно покрыть растущий спрос  на продукты сельского хозяйства  только за счет интенсификации; если расширение посевных площадей позволяет при равной сумме капитальных и текущих затрат получить больше продукции, чем при интенсификации.

Преобладание  экстенсивного или интенсивного пути развития сельского хозяйства  зависит от сложившихся экономических  условий - наличия свободных земель, возможности дополнительных вложений, спроса на продукцию, эффективности производства. На практике увеличение продукции часто происходит посредством применения двух форм одновременно. При этом необходимо иметь в виду, что экстенсивная форма развития сельского хозяйства при определенных условиях может быть эффективной, следовательно, экстенсивное развитие нетождественно неэффективности.

Интенсификация  сельского хозяйства - это основная форма расширенного воспроизводства, осуществляемая путем совершенствования системы ведения отрасли на основе научно-технического прогресса для увеличения выхода продукции с единицы площади, повышения производительности труда и снижения издержек на единицу продукции.

При определении  интенсификации необходимо исходить из характерной для нее тройственной взаимосвязи: затраты - земля продукция. Однако продукция может быть получена и при отрицательном влиянии интенсификации на окружающую среду, поэтому одним из необходимых условий данного процесса является экологическое благополучие.

Следовательно, под интенсификацией сельского  хозяйства следует понимать дополнительные вложения материальных средств, а иногда и живого труда на той же площади, осуществляемые на основе совершенствования  техники и технологии производства с целью увеличения объема продукции при одновременном росте экономического плодородия земли.

Данное определение  раскрывает материальную основу интенсификации, которую составляют дополнительные вложения качественных средств и  квалифицированного труда. В ходе интенсификации затраты материальных ресурсов (овеществленного труда) увеличиваются, а живого труда сокращаются, так что совокупные затраты труда в целом на единицу продукции уменьшаются.

Под дополнительными  вложениями следует понимать затраты  материальных средств и труда на единицу площади, которые превышают уровень затрат в базовый период или в базовом хозяйстве, осуществляются с целью повышения плодородия почв, увеличения выхода продукции с единицы площади. В сущности, понятие «добавочные вложения материальных средств и труда» предполагает изменение форм организации производства, преобразование техники и технологии.

 

1.3 Материально-техническая  база сельского хозяйства

 

Важнейшим условием эффективного использования богатых  природных ресурсов в сельском хозяйстве является его механизация и электрификация, осуществление технической политики в этой отрасли. Во времена Советского союза был достигнут высокий уровень оснащенности сельского хозяйства энергетическими и сельскохозяйственными машинами, оборудованием проведение реформ обусловило резкий спад спроса на технику и научно-техническую продукцию. Значительная часть технических средств давно исчерпала эксплуатационный срок Износ основных производственных фондов в сельском хозяйстве и ряде отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 40 - 70 %. По состоянию на 1.01.99 г. в целом по республике на 100 крестьянских хозяйств приходилось по 43 трактора, 22 тракторных прицепа, 19 грузовых автомобилей, 14 зерноуборочных комбайнов, 27 сеялок, 14 плугов, 10 культиваторов, 12 косилок, по 1 доильной установке и электростригальному агрегату. В целом за годы независимости уровень обеспеченности аграрного сектора техникой сократился более чем в 50 раз. Движение по пути реформ усугубило существовавшие долгие годы трудности в обеспечении паритета цен. Источником роста цен на средства производства для села явились огромные наценки снабженческих организаций, которые сами оказались без собственных средств, и НДС, который начислялся на каждом промежуточном этапе продвижения товара к потребителю. Повышение цен на приобретаемую сельхозпроизводителями продукцию промышленности во многом зависело от их изменение на энергетические ресурсы. Для сельского хозяйства характерна высокая степень риска, связанная с непредсказуемостью климатических условий. Оно само не может сохранить ценовой паритет прежде всего из-за отраслевых особенностей: производство устойчиво по ассортименту и сезонности; сельский производитель приобретает и использует средства производства, как правило, не зная цен на свою продукцию. Эта особенность вынуждает многие государства применять особые меры по защите сельских производителей от ценового диспаритета. Ценовая политика зарубежных стран, включая страны ЕС, направлена на защиту интересов как потребителей так и производителей сельхозпродукции. Это осуществляется установлением предельных - верхних и нижних цен. В США, например, ценовому государственному регулированию подвергалась не вся продукция сельского хозяйства, а часть базовых товаров - 14 важнейших. Для нас в качестве базовых могут выступать зерно, семена масленичных культур, корнеплоды сахарной свеклы, хлопок, молоко и мясо. Одна из главных проблем сельского хозяйства - ухудшение качества сельскохозяйственных угодий и защита культур. Любой статистический отчет из года в год выдает отрицательный баланс питательных веществ на пахотных землях во всех регионах республики, когда вынос элементов питания превышает внесение в почву удобрений, при том, что почвы Казахстана в своем естественном состоянии и так обладают низкими продуктивными свойствами и постоянно нуждаются в улучшении.

По данными  службы химизации, казахстанская пашня  ежегодно теряет безвозмездно 2,5 млн. тонн питательных веществ, когда для  восстановления почв требуется производить  и вносить в земли 1,8 млн. тонн фосфорных, 1,1 млн. азотных и 0,4 млн. тонн калийных удобрений. В 1998 году по сравнению с 1997 годом производство удобрений сократилось в 7 раз, а по сравнению с 1990 годом - в 73 раза, причем выпуск фосфорных удобрений уменьшился в 7 и 87 раз соответственно, азотных - в 7 и49 раз, а калийные туки вообще не производятся в течение пяти лет. В 1998 году производство азотных удобрений в 2,2 раза было меньше объемов их внесения под различные культуры. Объемы использования азотных удобрений катастрофически уменьшились - по всем сельскохозяйственным культурам практически в 34 раза. Понятно, что эти показатели в нашей республике еще не говорят о переходе на альтернативное органическое земледелие, которое переживает настоящий бум в Европе и США, не жалеющих средств на выращивание и потребление экологически чистых продуктов. У нас речь идет не о желаемом отсутствии нитратов в приобретаемых продуктах, а о естественно возникающей проблеме падения урожая, на значительную часть которого распространяет аппетиты всякая насекомая гадость. Можно заострить внимание только на одном факте потерь, связанных с отсутствием химической обработки посевов: из -за этого республика, не учитывая нашествия саранчи, и так, по данным статистиков, ежегодно теряет 3,4 центнера зерновых с 1 гектара земли.

Наши фермеры  ссылаются на недоступность и  дороговизну химических минеральных  удобрений. Но не используется и органическое сырье.Анализируя ситуацию, отечественные  статистики подметили такой факт, что за период 1990-1998 гг. удобренная органическими веществами площадь сократилась с 688 тысяч до 8,8 тысячи га, или в 78 раз. И ее доля после такого уменьшения составляет лишь 0,1%. Если в 1990 году под все сельскохозяйственные культуры было внесено 22,4 млн. тонн этих удобрений, то в 1997 году - лишь 57 тысяч тонн , что в 394 раза меньше, чем в 1990 году, и на 45% меньше уровня 1997 года. В то же время, даже имеющееся поголовье КРС позволяет производить требуемые объемы органических удобрений для улучшения качества земель. В результате такого отношения к плодородию земли, согласно официальной информации, среднегодовая урожайность зерновых культур и хлопка - сырца за пять лет(1993-1998) по сравнению со среднегодовой в 1986-1990-х годах снизились на треть, картофеля - на пятую часть, овощей - почти на2/5, подсолнечника на зерно - в 3 раза, а сахарной свеклы - в 2,5 раза.

Основным средством  производства в сельском хозяйстве  является земля. По сравнению с другими  средствами производства она имеет  ряд особенностей: земля - вечное, незаменимое, ограниченное и свободно не воспроизводимое средство производства. В различные земельные участки обладают относительно устойчивой качественной неоднородностью и характеризуются определенным и постоянным их физической неперемещаемостью; как средство производства земля может функционировать только в совокупности и во взаимодействии с другими средствами производства; И в процессе рационального использования земля не только не изнашивается, но и постоянно улучшается. Из рассмотренного в работе, можно сделать вывод, что Казахстан обладает богатыми земельными ресурсами, которые можно использовать для развития различных подотраслей сельского хозяйства: в растениеводстве и животноводстве. Но, в результате накапливавшихся долгими годами нерешенных проблем этой отрасли, земля - главное богатство в с/х, доведена до совершенно неудовлетворительного состояния: падает плодородие почв, осложнено обеспечение земель водой, большое количество земель заброшено и выведен из сельскохозяйственного оборота.

 

2. Приватизация  в сельском хозяйстве в Казахстане

 

2.1 Приватизация  – формы, цели и признаки

 

В Казахстане, в  законодательных и нормативно-методических документах по проблемам рыночной экономики, рассматриваются термины «Разгосударствление» и «Приватизация».

Разгосударствление-преобразование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.

Приватизация- приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектов государственной  собственности или акций государственных акционерных обществ.

В соответствии с разработанной программой в  республике осуществляется приватизация государственных предприятий и  организаций с преобразованием  их в частные или смешанные  государственно-частные акционерные компании и товарищества.

Приватизацию  осуществляет Государственный комитет  Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные  органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.

Реформа собственности  в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

При этом полностью  частным стало лишь каждое пятое  предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского  хозяйства, торговли, общественного  питания и бытового обслуживания.

Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности  персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для  каждой из которых предусматривались  различные способы приватизации.

 

2.2 Принципы  приватизации имущества государственных  сельскохозяйственных предприятий

 

Существует  около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия сектора переработки  сельскохозяйственной продукции и  агросервиса также приватизируются  по этой программе с передачей  акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

Основными принципами приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий являются:

преимущественное  право трудового коллектива в  выборе форм приватизации;

гарантированность получения каждым членом трудового  коллектива своей доли в приватизируемом  имуществе государственного сельскохозяйственного предприятия в денежной или натуральной формах;

обеспечение равных правовых условий для создания различных  форм собственности и хозяйствования;

сочетание возмездной и безвозмездной передачи имущества  при приватизации;

сочетание коллективной и частной форм собственности  на имущество с исключительной собственностью Республики Казахстан на землю и  другие природные ресурсы;

использование приватизируемого имущества для  сельскохозяйственного производства;

первоочередность приватизации имущества убыточных государственных сельскохозяйственных предприятий;

необходимость увязки сроков приватизации с цикличностью и сезонностью сельскохозяйственного  производства;

обеспечение при  приватизации неразрывности технологических  процессов производства продукции на птицефабриках, животноводческих комплексах, тепличных комбинатах и иных аналогичных объектах;

участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в приватизации государственных предприятий материально-технического снабжения и агросервисного обслуживания, заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции;

обязательность приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий, включенных в программу  разгосударствления и приватизации государственной собственности.

 

2.3.   Объекты и субъекты приватизации

 

Объектами приватизации являются основные фонды и оборотные  средства государственного сельскохозяйственного  предприятия, включая объекты социально-культурного, бытового и коммунального назначения, производственной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, а также иные ценности, состоящие на балансе предприятия. Земля и другие природные ресурсы, являющиеся исключительной собственностью Республики Казахстан, приватизации не подлежат. Приватизация имущества научных, учебных, учебно-опытных, опытно-экспериментальных хозяйств, а также предприятий и организаций ветеринарии, станций химизации и защиты растений производится в соответствии с перечнем, утверждаемым Государственным комитетом Республики Казахстан по государственному имуществу и местными Советами народных депутатов по представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Казахстан, Казахской Академии сельскохозяйственных наук.

Информация о работе Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане