Путь развития рынка зерна и зернопродуктов в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной курсовой работы является проследить путь развития рынка зерна и зернопродуктов в стране и в конкретной продукции (ОАО «Агро-Дросково» Покровского района) и предложить основные пути развития рынка зерна.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
выяснить сущность рынка и рыночных отношений в РФ;
проанализировать современное состояние рынка зерна (на примере ОАО «Агро-Дросково»;
определить эффективность функционирования рынка зерна и пути совершенствования его развития.
В данной курсовой работе использовались следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический; расчетно - конструктивный.

Файлы: 1 файл

рынок зерна.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

– стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь энергоресурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;

– обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса;

– обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Выделение ее в отдельную функцию обусловлено тем, что сфера ее действия не ограничивается одним предприятием или группой предприятий, а охватывает весь агропромышленный комплекс (производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие отрасли народного хозяйства (общественное питание, машиностроение, транспорт, связь и т.д.);

– обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. Эта функция осуществляется также опосредованно через функцию обеспечения эффективности производства и подфункцию обеспечения прибыльности сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, решение социальных проблем является одной из сторон воспроизводственного процесса – воспроизводство товара «рабочая сила».

В настоящее время свободное  проявление функций рынка в России существенно ограничено. Это обусловлено следующими факторами: [4, стр. 113]

– низкие доходы подавляющей части населения – основных потребителей сельскохозяйственной продукции. Действие этого фактора обусловливает необходимость реализации продукции по ценам более низким, чем те, которые могли бы сформироваться под воздействием нормальных рыночных условий;

– невысокая привлекательность сельскохозяйственного производства для потенциальных инвесторов. Этот фактор существенно сдерживает обновление основных фондов сельского хозяйства и внедрение современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород животных и переработки продукции растениеводства и животноводства;

– государственное регулирование сельскохозяйственных рынков. Необходимость государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, а также стимулирования выпуска определенного количества продукции конкретной номенклатуры (что обусловлено потребностями продовольственной безопасности страны) нивелирует доходность различных видов сельскохозяйственного производства, осуществляемого в разных регионах и существенно снижает заинтересованность сельских предпринимателей в поиске новых путей, форм и методов получения дохода;

– экспансия иностранных производителей. Зарубежные товаропроизводители, сталкиваясь с проблемой перепроизводства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, агрессивно ищут новые рынки сбыта и расширяют действующие. Учитывая весьма существенный финансовый потенциал этих компаний, а также несовершенство отечественной налоговой базы, следует придти к выводу о том, что конкуренция с ними на российском рынке практически невозможна.

 

 

1.3 Понятие рынка конкретного  сельскохозяйственного продукта (зерна)

 

Рынок любых видов  товаров обладает несомненными преимуществами по сравнению с другими формами организации экономических отношений, так как рыночный механизм естественным образом соединяет интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Под влиянием рыночных взаимодействий происходит естественный отбор тех товаропроизводителей, которые способны эффективно осуществлять выпуск, распределение, обмен, потребление продукции по равновесным ценам. Народное хозяйство освобождается от дефицита товаров и услуг, поскольку это противоречит экономическим интересам всех участников рынка; сокращаются расходы, возникающие во времени между появлением потребности и ее удовлетворением; решаются основные социально-экономические проблемы, повышается уровень жизни населения, улучшается структура питания.

Для развития свободного рынка, в том числе зернового, необходимы следующие условия: значительный по объему и постоянный спрос; неограниченное количество участников рынка, поставщиков товаров и услуг; абсолютная мобильность факторов производства; свободная конкуренция среди покупателей и продавцов; доступность информации для участников рынка; высокое качество товара; наличие транспортных средств, обеспечивающих доставку товаров покупателю в нужное время и место; платежеспособность покупателей и совершенство кредитно-финансовой системы.

Общая тенденция формирования конкурентоспособных рынков заключается в их последовательном приближении к новому качеству свободного рынка. То есть к такому рынку, где участвуют крупные корпорации, существует развитая инфраструктура, применяются эффективные средства государственного регулирования, распространены современные методы логистики, маркетинга, долгосрочного планирования и т.д.

Именно поэтому при  формировании зернового рынка в  России важно создать концептуальную структуру управления, которая, должна включать три взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня функциональной иерархии. Первый уровень предусматривает создание при правительстве органа по регулированию рынка зерна: К такой категории структур относятся, как правило, комитеты или министерства, на которые возлагаются функции государственного регулирования рынка зерна. Их задачи следующие: создание системы законодательных актов по механизму регулирования рынка зерна, осуществление регулирования производства, потребления, распределения и обмена зерна и продуктов его переработки, разработка системы дотаций сельскохозяйственным производителям зерна, создание механизма ценообразования, установление паритета цен на сельскохозяйственные средства производства и предметы труда контроль за функционированием рынка зерна. [18, стр. 36]

Второй уровень деятельности зернового рынка предполагает создание региональных ассоциаций, занимающихся куплей зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей, формированием крупных, однородных по качественным показателям партий зерна, организацией обработки, переработки, хранения зерна, подготовкой сортовых семян зерновых, бобовых и масличных культур, продажей зерна и продуктов его переработки, страхованием поставок зерна и хлебопродуктов, кредитованием сельскохозяйственных производителей зерна, предоставлением им государственных дотаций, лицензированием предприятий, занятых торговлей, хранением, обработкой и переработкой зерна.

Третий уровень структуры  управления рынком представлен сельскохозяйственными, хлебоприемными, зерноперерабатывающими и другими предприятиями, осуществляющими производство, обработку, хранение и переработку зерна в муку, крупу, комбикорма.

С точки зрения широко применяемого ныне системного подхода (зерновой рынок рассматривается в тесной связи с производством зерна и его переработкой, как важнейшей составляющей инфраструктуры) первичный и вторичный рынки выступают подсистемами зернового рынка, который, с одной стороны, входит как подсистема в российский продовольственный рынок (являющийся частью всего рынка), а с другой, – в мировой зерновой рынок (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Схема зернового  рынка как система

 

Элементами (субъектами) первичного зернового рынка выступают производители (сельскохозяйственные предприятия, фермеры) и покупатели/потребители (хлебоприемные, зерноперерабатывающие предприятия, зерноторговцы). Элементы вторичного зернового рынка – переработчики зерна (предприятия) и потребители продукции (хлебозаводы, торговля и др.). На практике, однако, нет четкой границы между первичным и вторичным зерновыми рынками, их экономические интересы здесь часто переплетаются. [18, стр. 37]

С децентрализацией экономики и смещением ответственности за снабжение хлебом в сторону местных органов власти, более актуальным становится региональный аспект российского зернового рынка. Национальный рынок зерна выступает только в части закупок и продажи зерна на федеральные цели, а при решении вопроса обеспечения населения хлебопродуктами значительно усиливается роль региональных рынков. Это, в свою очередь, требует знания условий формирования региональных рынков. Такими условиями являются хозяйственные связи, которые при рыночных отношениях формируются на базе регионального разделения труда.

Сейчас хлебопродуктовый комплекс Российской Федерации представляет собой мощную, развернутую по всем регионам страны производственно-технологическую структуру, состоящую из системно взаимосвязанных отраслей, предприятий и организаций элеваторной, мукомольно-крупяной, комбикормовой, хлебопекарной, макаронной, кондитерской (мучное направление) и других отраслей промышленности.

 

 

 

 

 

 

2. Современное состояние  рынка зерна

 

2.1 Экономическая  характеристика 

ОАО «Агро-Дросково»  Покровского района

 

Успешное развитие сельскохозяйственного производства зависит от использования всех природных богатств области. Для того, чтобы полностью использовать эти богатства, работники и специалисты сельского хозяйства должны знать, какими почвенными ресурсами располагают отдельные предприятия области.

Покровский район относится к центральной почвенной зоне. Климат здесь умеренно-континентальный, сравнительно теплый, умеренно-влажный. В районе выпадает в среднем 537 мм осадков. Высота снежного покрова колеблется в значительных пределах. Это способствует выращиванию многих видов сельскохозяйственных культур. Территория данного хозяйства сильно изрезана овражно-балочной сетью. Здесь в основном почвы представлены оподзоленным черноземом и темно-серыми лесными почвами. На данных почвах можно выращивать все сельскохозяйственные культуры, но при условии внесения более высоких доз органических и минеральных удобрений. Общая земельная площадь в ОАО «Агро-Дросково» составляет в 2005 г. 21999 га, из них площадь сельскохозяйственных угодий – 20428 га. В течение исследуемого периода (2003-2005 гг.) размеры данного хозяйства несколько менялись (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что  в ОАО «Агро-Дросково» уменьшились  размеры предприятия с 2003 г. к 2005 г. этому свидетельствует снижение численности работников на 169 человек, площади сельскохозяйственных угодий, 2967 га, а поголовье КРС уменьшилось на 76%. Выручка на предприятии снизилась на 41%. Это связано с уменьшением размеров продукции и объема выпуска продукции. По сравнению с другими предприятиями данная агрофирма является средним.

 

Таблица 2. – Показатели размера ОАО «Агро-Дросково»

Показатели

Годы

2005 в % к 2003

2003

2004

2005

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

42336

25560

25120

59

Среднегодовая численность работников, чел.

581

290

412

71

Среднегодовая стоимость  ОПФ, тыс. руб.

32927

20517

19206

58

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

23395

21035

20428

87

в том числе пашни 

20245

18018

17497

86

Среднегодовое поголовье  КРС, гол.

1653

1381

392

24

в том числе коров

       

Среднегодовое поголовье свиней, гол.

1827

1236

59

32

Энергетическая мощность, лош. сил.

35550

31975

3465

98


 

На протяжении исследуемого периода данное хозяйство занимается выращиванием как продукции растениеводства, так и животноводства. Здесь выращивают такие виды продукции растениеводства, как зерно, сахарную свеклу, подсолнечник; а продукции животноводства – КРС, свиней, получают молоко, шерсть.

Природные условия, описанные выше, во многом определяют специализацию предприятия. Основными показателями специализации являются структура товарной и валовой продукции.

На протяжении трех лет в ОАО агрофирма «Агро-Дросково» наибольшую выручку получают от реализации продукции растениеводства. По видам продукции наибольший удельный вес в структуре хозяйства принадлежит зерну – 45,1%. Остальные виды продукции в растениеводстве незначительны. По животноводству наибольший удельный вес занимает молоко – 13% и КРС – 11%. Следовательно, предприятие имеет зерно-молочное направление. следует отметить, что в 2004 г. наблюдается увеличение удельного веса продукции животноводства (35,4%) и снижение по растениеводству 13,8% (причем выращивается только зерно). Коэффициент специализации равен 0,37, следовательно, предприятие имеет среднюю степень специализации.

Информация о работе Путь развития рынка зерна и зернопродуктов в стране