Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:42, реферат

Краткое описание

Реформирование аграрного сектора экономики России требует осмысления накопленного опыта по освоению рыночных форм, методов и принципов государственного регулирования. Слепое копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса в агропромышленном производстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
Сельское хозяйство в годы СССР …………………………..
Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в с/х ………………………………………………..
Проблемы с/х в России …………………………………………
Опыт государственного регулирования и поддержки с/х за рубежом (Польша, США)………………………………………………………….
Последствия реформ и причины кризиса с/х …………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 70.15 Кб (Скачать)

Поддержание равновесия между  спросом и предложением, защита отечественного производителя и проведение структурных  и социальных преобразований на селе может носить как экономический, так и административный характер.

Ведущая роль в системе  государственного регулирования сельского  хозяйства отводится поддержанию  соответствующего уровня цен и ценового равновесия (схема №1). Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой  системы на продовольствие сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику должна идти на подержание цен.

Ценовое регулирование или  государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции должна осуществляться до определенного уровня насыщения рынка продуктами питания. При перенасыщении рынка, продовольствием, государство должно направлять ресурсы  на поддержание относительного паритета доходов сельского населения  по сравнению с городским.

Система регулирования цен  ставит следующие цели:

Стабилизация цен с  их колебанием в относительно узком  коридоре;

Поддержанию цен производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющих  вести расширенное воспроизводство;

Регулирование объемов и  структуры производства при помощи системы цен.

Схема государственного регулирования  цен сводится к установлению верхних  и нижних пределов колебания цен  и условной цены, которую должно поддерживать государство. При этом может происходить скупка или  продажа нескоропортящейся продукции  в целях товарной интервенции  и поддержания необходимого уровня цен (зерно, кукуруза, хлопок, шерсть и  др.). Недостатком ценового регулирования  в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью  цен производства, а также большие  непроизводственные затраты государства  на закупку, хранение и транспортировку  сельскохозяйственной продукции.

В этой связи государство  может применять дополнительные нерыночные механизмы корректировки  действия ценового механизма. Это может  осуществляться путем введения прямого  планирования объемов производства. В практике применяются два варианта:

Ограничение посевов данной культуры и вывода земли из севооборота  с соответствующей компенсацией;

Введение прямого квотирования объемов производства. 

В структуре финансовой помощи сельскому хозяйству поддержание  рыночных цен занимает 32% в Новой  Зеландии и 80% в ЕС, 90% в Финляндии. Налоговая структура во многих странах  с рыночной экономикой не ориентирована на получение налогов на добавленную стоимость сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные товары не подлежат налогообложению. Налог на добавленную стоимость должен платиться не на каждом переделе продукта, а на его конечной стадии.

В тоже время реализуемая  сельскохозяйственная продукция облагается системой сборов, таких как реклама  товара, поддержание контроля качества продукции, финансирование прикладных научных исследований и др. однако размер налоговых сборов в структуре  помощи сельскому хозяйству весьма незначителен. Например, в Австрии  он составляет - 4%, в ЕС - 1%, в Финляндии - 5%, в США - 1%.

Важной формой государственного регулирования рыночных отношений  сельского хозяйства является система  прямых выплат или субсидирования производителей. Как правило, целевые государственные  субсидии могут выдаваться на производственное строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление  кредита.

Прямые государственные  выплаты устанавливаются или  в расчете на гектар земли или  на голову скота в неблагоприятных  условиях производства. Целью таких  выплат является компенсация отрицательного влияния земельной ренты и  повышение издержек производства. Прямые платежи в структуре финансовой помощи составляют в ЕС - 22%, в США - 23%, в Норвегии - 53%.

Широкое развитие в этой связи должна получить сельская кредитная  кооперация и создание сельскохозяйственных кооперативных банков. Кооперативные  банки призваны играть важную роль в аккумулировании свободных  денежных средств населения, кредитования сельского хозяйства и развитии социальной инфраструктуры села.

Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхование  урожаев и поголовья скота. Государственные  органы страхования должны возмещать  ущерб, нанесенный сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных  бедствий, болезней, пожаров.

Государственное регулирование  имеет не только экономический, но и  административно-контрольный характер. Эти функции включают ветеринарный и фитосанитарный контроль; семенная инспекция; карантинная служба. Особая функция государства в сельском хозяйстве должна состоять в контроле за землепользованием, по сохранению национального агрофонда земель.

Государственная поддержка  сельских товаропроизводителей должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и местных  бюджетов в соответствии с уровнем  принимаемых решений. Механизм поддержки  на разных уровнях не должен препятствовать работе предприятий и нормальному  функционированию рынка.

Прямая государственная  поддержка направлена на стимулирование эффективности сельскохозяйственного  производства. Выплаты должны быть своевременными и полными в соответствии с бюджетными назначениями и утвержденными  порядками. Бюджетные дотации и  компенсации необходимо выплачивать  всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм их собственности, организации производства и каналов  реализации продукции. Дотации и  компенсации целесообразно выплачивать  в расчете на единицу товарной продукции.

Бюджетные дотации выплачиваются  для возмещения затрат, не покрываемых  по объективным причинам реализационными  ценами на продукцию, произведенную  в основных зонах товарного производства. В свою очередь бюджетные компенсации  должны выплачиваться для обеспечения  минимального уровня эффективного потребления  отдельных средств производства, удорожание которых не компенсируется повышением цен на сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, с помощью  дотаций и компенсаций государство  поддерживает отдельные стратегически  важные направления производства, в  том числе обеспечивающие воспроизводственный  потенциал отрасли, имеющие социальную и экономическую значимость. Система  государственной поддержки должна быть гибкой. Отвечать текущим потребностям сельского хозяйства, реагировать на быстроменяющуюся экономическую ситуацию.

Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная  политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей (схема №2).

В целях стабилизации рынка  сельскохозяйственной продукции государство  может осуществлять закупочные и  товарные интервенции а также залоговые операции. Закупочные интервенции проводятся в форме организации закупок и проведении залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Товарные интервенции представляют собой организацию распродажи сельскохозяйственной продукции из федерального и регионального продовольственных фондов.

Участие государства в  залоге сельскохозяйственной продукции  осуществляется в форме:

Выделения бюджетных ресурсов;

Предоставления кредитов;  

Компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, приобретенной в установленном  порядке в собственность государства.

Закупочные интервенции  проводятся тогда, когда рыночные цены на продукцию опускаются ниже минимального уровня или если товаропроизводители  не могут реализовать свою продукцию  в связи с сокращением спроса на нее. Товарные интервенции осуществляются в том случае, когда на рынке  наблюдается дефицит сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствующих видах или  при увеличении рыночных цен выше максимального уровня их колебания  на продукцию.

Основой экономических отношений  на рынке сельскохозяйственной продукции  выступают рыночные или договорные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Наряду с рыночными, применяются гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию. Они используются тогда, когда средние рыночные цены ниже гарантированных или если реализация продукции осуществляется непосредственно государству.

Гарантированные цены рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются  органами государственной власти. Они  должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов  в размерах, обеспечивающих расширенное  воспроизводство на предприятиях. Перечень сельскохозяйственной продукции, объем  ее реализации, уровень гарантированных  цен и порядок их применения устанавливаются  Правительством Российской Федерации.

Целевые цены применяются  для обеспечения паритетного  соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также для покрытия расходов, связанных с взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и  других платежей. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, залоговых ставок при  залоге продукции, а также при  расчете дотаций и компенсаций  сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законодательством.

На поддержку и регулирование  агропромышленного производства из ресурсов федерального бюджета выделяются средства которые используются для:

Краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержание необходимых  запасов; 

Долгосрочного кредитования;  

Залога сельскохозяйственной продукции; 

Авансирования закупок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды;  

Лизинга в сфере агропромышленного  производства; 

Предоставлении кредитным кооперативам долгосрочных кредитов при формировании их уставного капитала, если более 50% данного капитала принадлежит юридическим и физическим лицам. 

3) Проблемы с/х в России

Современное состояние сельского  хозяйства в России оставляет  желать лучшего. Наметившийся в конце 90-х годов рост производительности в 2002 году снова стал снижаться, что  видно из приведенной таблицы (см. таблицу №1 в приложении).

Россия по уровню техники  и технологии в сельском хозяйстве  отстает от передовых стран на 40 лет. Только два процента ее сельскохозяйственных угодий обрабатываются по технологиям  сберегающего земледелия. Из-за нашей  отсталости потери урожая достигают 30 %. Удельные затраты электроэнергии у нас в несколько раз выше, чем в США и в Западной Европе. В России в сельском хозяйстве  трудятся 13 % всего трудоспособного  населения страны, что в 2 - 4 раза больше, чем на Западе.

Существует целый ряд  проблем преодоления отсталости российского сельского хозяйства. Рассмотрим основные:

1. Высокие цены на горючее,  которые делают невозможным высокорентабельное  производство сельскохозяйственной  продукции. Было предложение перевести  тракторы и комбайны на газ,  что по расчетам специалистов, позволяет снизить затраты на  горючее втрое. Но, во-первых, сам  парк сельскохозяйственных машин  в большинстве своем выработал  весь свой ресурс. Во-вторых, переоборудование  самоходной техники на газ  тоже требует затрат. А в-третьих,  «Газпром» вряд ли захочет  отстать от нефтяников в использовании  благоприятной конъюнктуры на  мировом рынке и будет поднимать  цены на газ.

2. Высокие процентные  ставки на кредит 15 - 16 %. Но банки  не могут снизить процентные  ставки, т. к. они не уверены  в возврате кредитов, поскольку  в сельском хозяйстве, где также  господствуют частники, еще продолжается  передел собственности, идет очередная  волна сгона крестьян с земли,  прямых захватов, поглощений и  умышленных банкротств предприятий.

3. Высокие таможенные  пошлины на сельскохозяйственную  технику и незащищенный внутренний  рынок от демпинговых поставок  продуктов питания из-за границы.  Даже северные страны Западной  Европы отличаются от России  гораздо более благоприятными  природно-климатическими условиями.  Там дольше период произрастания  растений, намного менее суровая  зима и пр. У нас строения  должны быть более капитальными, расходы на обогрев помещений  много выше. Поэтому нам состязаться  с западными производителями  по эффективности сельскохозяйственного  производства при прочих равных  условиях невозможно.

4. Социальные проблемы  сельских жителей: необходимо  строительство жилья на селе, улучшение социальных условий  для крестьян. Хозяевами на селе  стали крупные корпорации, не  заинтересованные в процветании  села. Сегодня в селе царит  одна корпорация, завтра она, учитывая  изменение конъюнктуры рынка,  продаст свои акции. Отвлекать  на жилищное строительство средства, которые можно эффективнее вложить  в производство, экономически нецелесообразно.  А у государства не хватает  средств на самые неотложные  нужды, сельскому хозяйству оно  выделяет крохи, из которых  на жилье и улучшение условий  жизни много не выкроишь.

Проблемы макроэкономического  характера, которые создают трудности для сельскохозяйственных предприятий приведены в таблице №2 (см. приложение).

Перед такой важной отраслью российского сельского хозяйства, как молочное животноводство, стоит  много острых проблем.

Информация о работе Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве