Государственное регулирование сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачей настоящей работы является раскрытие основных понятий по вопросам государственного регулирования одной из важнейших отраслей экономики – сельского хозяйства. В задачи работы входит раскрытие понятия роли государства в регулировании АПК, а также способов решения проблем в данной сфере. Сегодня исследование данной темы является одной из главных в экономике нашей страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики......5
1.1.Понятие государственного регулирования экономики.............5
1.2.Формы государственного регулирования экономики………...9
1.3.Проблемы государственного регулирования экономики........12
Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса………………………14
2.1.Задачи государственного регулирования агропромышленного производства…….………………...14
2.2.Финансовое регулирование агропромышленного комплекса……………………………………………………………….17
2.3.Виды цен. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………………...20
2.4.Регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………..29
Приложение……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 278.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Саратовский Государственный Университет

им. Н.Г. Чернышевского

Кафедра экономической теории и национальной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по экономике

на тему:

«Государственное регулирование сельскохозяйственного производства».

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

  Выполнила студентка 1 курса

                                                                                                                   механико-математического

                                                                                                                       факультета (142)

                                                                                                      Сергеева Анастасия

                                                                                                            Научный руководитель

                                                                                             Трубицын А.Р.

 

 

 

 

Саратов 2010

Содержание

 

      Введение………………………………………………………………...3

      Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики......5

           1.1.Понятие государственного регулирования экономики.............5

      1.2.Формы государственного регулирования экономики………...9

      1.3.Проблемы государственного регулирования экономики........12

Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного        комплекса…………………………………………………………………14

      2.1.Задачи государственного регулирования агропромышленного производства…………………………………………….………………...14

      2.2.Финансовое регулирование агропромышленного комплекса……………………………………………………………….17

      2.3.Виды цен. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………………...20

      2.4.Регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции…………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………....27

Список литературы……………………………………………………..29

     Приложение……………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аграрный сектор является важной составной частью экономики страны, с развитием которого связана деятельность почти трети отраслей народно-хозяйственного комплекса. Кроме того, развитие агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране.

Проблема государственного регулирования сельскохозяйственного производства на региональном уровне неизбежно ставит новые вопросы государственного воздействия на происходящие процессы, требует обоснования форм и методов регулирования.

         Создание в России механизм государственного регулирования АПК включает в себя весь комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений, которые вытекают из места и роли этого сектора в рыночной экономике. Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных условиях участвовать в межотраслевой конкуренции.

Данное обстоятельство предопределяет возрастание роли государства в регулировании экономики отраслей АПК. Как показывает мировой опыт, роль государственного регулирования особенно возрастает в переходный период, что характерно для становления рыночных отношений в нашей стране. Регулирование необходимо для того, чтобы осуществлять стыковку с рыночным механизмом, создавать условия для согласования интересов государства и негосударственных хозяйствующих субъектов.

Актуальность проведенного исследования подчеркивается высокой значимостью данной проблемы в современной экономике. Проблеме регулирования сельскохозяйственного производства посвящены работы многих учёных. Методологическая база для подобных исследований содержится в трудах А.И. Алтухова, В.Р. Боева, А.Г. Гранберга, С.А. Си-таряна, В.А. Тихонова, Р.И. Шнипера и др. Имеются работы отечественных авторов, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы на региональном уровне: В.П. Зотова, П.М. Килина, И.В. Курцева, В.М. Лукьяненко, В.И Нитяго, В.Н. Папело, П.М. Першукевича, А.В. Петрикова, Л.А. Рымановой, B.C. Соловьева, А.Т. Стадника, И.В. Щетининой, А.С. Шелепы, Л.С. Орсик, и др.

Много работ российских ученых посвящено прогнозированию структурных изменений в сельском хозяйстве, а также  научному обеспечению государственной программы развития сельского хозяйства (О. Павлушкина, А. Черная, Ф. Гренадеров, И.Г. Ушачёва,  Л.Ф. Кормаков).

О важности данной проблемы свидетельствуют официальные документы Минсельхоза России и разработки научно-исследовательских организаций. Среди них можно выделить такие документы последних лет, как «Стратегия развития агропромышленного комплекса и рыболовства», «Продовольственная безопасность России и ведущих стран мира», «Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации», «Концепция научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период 2010 года» и др.

Таким образом, целью работы является подробное рассмотрение сферы государственного регулирования сельскохозяйственного производства, а также раскрытие сущности понятия государственного регулирования экономики.

Задачей настоящей работы является раскрытие основных понятий по вопросам государственного регулирования одной из важнейших отраслей экономики – сельского хозяйства. В задачи работы входит раскрытие понятия роли государства в регулировании АПК, а также способов решения проблем в данной сфере. Сегодня исследование данной темы является одной из главных в экономике  нашей страны.

       

 

      Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

 

1.1.Понятие государственного регулирования экономики

 

      Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.    Вопрос о роли государства  в регулировании экономических отношений носит весьма проблематичный характер. Одни ученые – экономисты считают необходимым жесткое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики.

Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может быть эффективной социально ориентированной экономики, основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т.д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству. Из этого ясно следует, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно - технического прогресса, падению темпов экономического роста. Таким образом, российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе.

Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна, ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства .

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австрия, Испания), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:

- достижение постоянного устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

- создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение - это и есть главное в экономической политике государства.

          Преобладающее большинство ученых признают необходимость государственного регулирования экономики. Отличия в их позициях заключаются в определении степени и форм такого регулирования и его соотношения с рыночным саморегулированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы государственного регулирования экономики

 

Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:

1. Государственное прогнозирование и программирование экономики -- разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по:

         1)Степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства;

          2) степени охвата экономики-страны.

2.Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3.Государственное потребление - правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20--30% всех покупок.

Информация о работе Государственное регулирование сельского хозяйства