Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа
Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1
Введение
3
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса
5
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства
12
2.1.Административные инструменты регулирования
15
2.2.Экономические инструменты регулирования
19
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом
26
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства
30
Заключение
35
Список литературы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская
государственная
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
«Инструменты государственного регулирования современного сельского
хозяйства в Российской Федерации»
Выполнил(а): Старикова Г. Р.
Группа: 310
Форма обучения: заочная сокращенная
Год приема: 2009
Дата регистрации работы ________
Регистрационный номер _________
Руководитель: Чекалкина В. Я.
Киров 2010
Оглавление
Введение |
3 |
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса |
5 |
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства |
12 |
2.1.Административные |
15 |
2.2.Экономические инструменты регулирования |
19 |
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом |
26 |
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства |
30 |
Заключение |
35 |
Список литературы |
38 |
Приложения А |
41 |
Приложение Б |
43 |
Приложение В |
44 |
Приложение Г |
49 |
Приложение Д |
50 |
Введение
Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1
Тем не менее, благодаря работе и в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (3) и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (приложение А), а также предпринятым в последнее время антикризисным мерам, отечественный агрокомплекс показал в 2009 один из наилучших результатов среди отраслей хозяйства. Сдерживание роста цен на продовольствие, является частью социальных обязательств. Зафиксирован устойчивый рост производства основных видов продовольствия.
Сельское хозяйство – капиталоемкое и энергоемкое производство, поэтому эта отрасль наименее привлекательна для инвесторов и предпринимателей. Государственное регулирование и поддержка устойчивого развития АПК выступают объективной необходимостью рыночной экономики.
Государственное регулирование должно обеспечить целенаправленное эффективное функционирование АПК как единого целого на основания интересов, равноправия субъектов всех форм хозяйствования.
Аграрная политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.
«Особое внимание нужно обратить на рычаги таможенно - тарифного регулирования и на роль государственных закупочных интервенций и залоговых операций. От обеспечения продовольственной безопасности прямо зависит и социальная стабильность в стране. Развитие сельских территорий, обеспечение благосостояния живущих там граждан должно быть в числе самых значимых результатов запланированных преобразований».2
В курсовой работе рассматривается проблема классификации и выбора инструментов (методов) экономической политики в сфере АПК, приводятся некоторые инструменты экономической политики. Проблема заключается в выборе такой стратегии (набора инструментов), которая была бы непротиворечивой и, в наибольшей степени, способствовала бы развитию в рамках существующих ограничений и эффективности использования инструментов. Изучение создавшейся ситуации в АПК и в сельском хозяйстве и итогов применения инструментов государственного регулирования.
В первой главе рассмотрены содержание, функции, принципы, направления и инструменты государственного регулирования развития АПК.
Вторая глава содержит основные инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации и улучшения ситуации в сельском хозяйстве и АПК в целом.
В третьей главе рассмотрены инструменты государственного регулирования в аграрном секторе, основное направление и поддержка сельского хозяйства за рубежом.
Четвертая глава о
современной ситуации в АПК России
и о результатах
Проблема государственного
регулирования аграрного
Сущность государственного
регулирования и поддержки
Важнейшей функцией государства должно стать формирование и воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей и так далее. Роль государства должна сводиться к тому, чтобы с помощью научно обоснованных форм, методов, рычагов, подготовки и переподготовки кадров создать благоприятную среду в АПК России.
Не менее важная функция государственной поддержки – формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей. Для защиты и экономической поддержки отечественного товаропроизводителя государство должно формировать и поддерживать систему цен, обеспечивающих стимулирование устойчивого предложения и платежеспособности спроса на продовольственные и другие товары.
Создание инфраструктуры
для устойчивого
Для стимулирования производства сельскохозяйственных товаров одним из важнейших условий должно стать выполнение государством функции обеспечения вхождения субъектов аграрной сферы экономики в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему международных сельскохозяйственных рынков. Поэтому крайне важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров отечественных товаропроизводителей, а также создать механизм их защиты от подавления иностранными импортерами (схема 1).
Схема 1 – Основные функции государственного регулирования
Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если формирование системы такой поддержки будет основано на реализации принципов его организации (схема 2).
Прежде всего, важен принцип единства экономических и социальных целей: меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологических и национальные особенности.
Следующий принцип – сочетание индикативности и директивности в управлении аграрной сферой – предполагается, что директивные методы регулирования в условиях рыночной экономики могут распространяться на предприятия государственного сектора при необходимости.
Схема 2 – Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства
Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта: внутриэкономический, он касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закуп за рубежом продовольствия, комбикорм, семян, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает негативное дополнительное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Принцип программного регулирования основывается на том, что программы в аграрном секторе представляют собой, во-первых, метод воздействия на конкуренцию и тем самым смягчают негативные последствия, во-вторых, позволяют согласовывать интересы, механизмы и инструменты регулирования.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие различных по объемам производства предприятий предполагает использование и различных форм собственности. Таким образом, государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.
Основным содержанием государственного регулирования в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако она не должна развивать иждивенчество, необходимо исключить возможность использовать такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип государственного регулирования, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.
Принципы государственного регулирования
находят свое проявление в конкретных
методах, направлениях и инструментах
достижения поставленных целей. Они объединены
в три группы: правовые, административно-
К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относятся: контроль за соблюдением стандартов; систему лицензирования производства, переработки и реализации; установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт; установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности; установление пороговых цен; определение приоритетных направлений развития и их инвестирование.
В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим методам: прямым (бюджетным) и косвенным (денежно-кредитным).
В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (1) основными направлениями являются: поддержание стабильности обеспечение населения российскими продовольственными товарами; формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; государственная поддержка сельскохозяйственного товаропроизводителя; защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса; устойчивое развитие сельских территорий; совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.
Именно эти направления и образуют экономическое государственное регулирование, включающее: финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценовое регулирование.
В современных условиях ведущим звеном государственного экономического регулирования АПК должно рассматриваться финансово- кредитное регулирование, основное назначение которого – образование, распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.
Основы современного государственного финансирование АПК определяются Федеральными законами, которые предусматривают распределение средств федерального бюджета по направлениям: бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства; страхование.
Направления государственного экономического регулирования реализуются посредством специфических инструментов государственного воздействия. В связи с тем, что задачи государства в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, во-первых, достаточного уровня доходности сельских товаропроизводителей, и, во-вторых, развитие сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы (приложение Б):