Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа
Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1
Введение
3
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса
5
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства
12
2.1.Административные инструменты регулирования
15
2.2.Экономические инструменты регулирования
19
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом
26
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства
30
Заключение
35
Список литературы
- инструменты по повышению
- инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.
Формирование экономической
Инструменты реализации поставленных целей могут принимать широкую разновидность форм. Вместе с тем среди них нет ни одного идеального. Многие методы политики, хотя и предназначались, главным образом, для достижения определенной цели (например, уровня развития и экономической эффективности). Большинство инструментов, как правило, направлено на реализацию ряда целей, при этом некоторые из них дополняют, а часть конкурируют друг с другом. Применение односторонних методов не может оказать стабилизирующего эффекта. Все известные методы, несмотря на то, что существует определенный диапазон в выборе инструментов национальной политики в области сельского хозяйства, можно разделить на две группы:
- административные и правовые;
- экономические (в том числе прямые и косвенные).
Данная группировка методов присуща всем экономическим системам. В плановой экономике к косвенным методам, рассчитанным на экономические стимулы, относятся регулирование цен, уровня заработной платы, тарифов, процентов по кредитам. Косвенные (непрямые) методы соответствуют системе индикативного планирования. В свою очередь, так называемые «прямые методы», предполагают централизованное распределение ресурсов под планируемые объемы производства. В рыночной системе, пропорции воспроизводства, в той или иной мере, поддерживаются благодаря действию механизма саморегулирования, а «прямые» методы сводятся к целевому финансированию, государственным закупкам, обеспечению функционирования государственного сектора экономики. В свою очередь, к «косвенным» методам регулирования, в первую очередь, следует отнести кредитно-денежную и бюджетно-налоговую системы.
Основными формами административных методов являются: рационирование, лицензирование и квотирование, контроль за ценами, доходами, введение обязательных стандартов, антимонопольные меры и так далее. Правовое регулирование осуществляется на основе действующего законодательства через систему установленных норм и правил. Реальная политика, особенно на переходном периоде, состоит из совокупности, часто из комбинации, административно-правовых и экономических (прямых и косвенных) методов.
С реализацией приоритетного
национального проекта «
Государственное управление и регулирование представляется в широком и узком значении. В узком смысле – это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства. В широком смысле – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, их органов, государственных служащих.
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с использованием целого ряда инструментов (рычагов).
Инструменты (рычаги, регуляторы) – средства воздействия на объект управления, на социально-экономические и другие процессы, а также средства осуществления и эффективного действия механизмов той или иной государственной политики (банковские и кредитные процессы, ставки субсидирования, уровни цен, тарифов и пошлин, нормы амортизации).
Инструменты прямой формы управления (законы, указы, приказы, постановления) жестко регламентируют поведение субъектов хозяйствования. Инструменты косвенного управления являются ставки процента за банковский кредит, уровень цен и тарифов, налоговые ставки, нормы амортизации. Совокупность форм, методов и инструментов осуществления различных видов политики государственного управления представляет собой механизм государственного регулирования.
Применительно к сельскому
хозяйству государственное
В самом механизме государственного регулирования традиционно выделяют две группы инструментов: прямые, в основном административные, и косвенные, в основном экономические.
Методы прямого
воздействия предполагают
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантом, которые соответствуют целям экономической политики.
Разграничение между прямыми и косвенными инструментами в определенной мере условно. Любой экономический регулятор содержит в себе элементы администрирования, и, наоборот, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.
Например, в молочной промышленности в настоящее время используются не все инструменты государственного регулирования (схема 3).
Схема 3 – Инструменты государственного регулирования
На рисунке отражено преобладание административных инструментов, имеющих в основном ограниченный характер. Необходимо более активное использование экономических инструментов, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность предприятий. Специфика текущей ситуации в экономике России показывает усиление монополистических тенденций, социальной дифференциации, недобросовестной конкуренции, продовольственной инфляции, безработицы, инновационной пассивности.
2.1 Административные инструменты регулирования
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Их функции – обеспечение стабильности юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурентной среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. Административные методы подразделяют на меры запрета, разрешения, принуждения.
Ведущая роль в системе государственного регулирования сельского хозяйства отводится поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия. Цены – один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства(7). Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на продовольствие сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику идет на поддержание цен. Система регулирования цен ставит следующие цели: стабилизация цен с их колебанием в относительно узком коридоре; поддержание цен производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющих вести расширенное воспроизводство; регулирование объемов и структуры производства при помощи системы цен.
Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. При этом может происходить скупка или продажа не скоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержание необходимого уровня цен (зерно, кукуруза, хлопок, шерсть). Недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью цен производства, а также большие непроизводственные затраты государства на закупку, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции.
Либерализация цен в России привела к сокращению, как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулировать диспаритет цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители – транспортные тарифы – продукция машиностроения для АПК – услуги для села – сельскохозяйственное сырье – переработка, торговля продуктами питания.
По мнению работников сельскохозяйственных предприятий, основными факторами, ограничивающими развитие сельскохозяйственного производства, являются диспаритет цен и связанные с ним тяжелое финансовое положение хозяйств и изношенность материальной базы.
Одним из важнейших путей решения проблемы диспаритета цен является антимонопольная политика государства. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. Главная цель государственного вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.
Первый в России антимонопольный нормативный акт – Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят 22 марта 1991 года.4 При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих объектов, но и органов власти и управления.
Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства. В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.