Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1

Оглавление

Введение
3
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса
5
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства
12
2.1.Административные инструменты регулирования
15
2.2.Экономические инструменты регулирования
19
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом
26
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства
30
Заключение
35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по зкономической теории.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

- инструменты по повышению эффективности  сельскохозяйственного производства;

- инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.

Формирование экономической политики (выбор тех или иных инструментов) происходит исходя из целей, которые ставят перед собой органы государственного управления в той или иной конкретной ситуации. Применяемые инструменты (методы), которые предполагается использовать для достижения поставленных целей, могут быть принципиально различны: от самых радикальных реформ до косметического обновления, корректировки существующего экономического механизма и продолжение прежнего курса. От того, какие инструменты и как будут использованы (или не использованы), зависит степень реализации поставленных целей. Можно наметить верную цель и многое потерять при ошибочном выборе методов ее достижения либо все же реализовать, но уже другую цель, которая изначально неявно ставилась.

Инструменты реализации поставленных целей могут принимать широкую  разновидность форм. Вместе с тем среди них нет ни одного идеального. Многие методы политики, хотя и предназначались, главным образом, для достижения определенной цели (например, уровня развития и экономической эффективности). Большинство инструментов, как правило, направлено на реализацию ряда целей, при этом некоторые из них дополняют, а часть конкурируют друг с другом. Применение односторонних методов не может оказать стабилизирующего эффекта. Все известные методы, несмотря на то, что существует определенный диапазон в выборе инструментов национальной политики в области сельского хозяйства, можно разделить на две группы:

- административные и правовые;

- экономические (в том числе прямые и косвенные).

Данная группировка методов  присуща всем экономическим системам. В плановой экономике к косвенным методам, рассчитанным на экономические стимулы, относятся регулирование цен, уровня заработной платы, тарифов, процентов по кредитам. Косвенные (непрямые) методы соответствуют системе индикативного планирования. В свою очередь, так называемые «прямые методы», предполагают централизованное распределение ресурсов под планируемые объемы производства. В рыночной системе, пропорции воспроизводства, в той или иной мере, поддерживаются благодаря действию механизма саморегулирования, а «прямые» методы сводятся к целевому финансированию, государственным закупкам, обеспечению функционирования государственного сектора экономики. В свою очередь, к «косвенным» методам регулирования, в первую очередь, следует отнести кредитно-денежную и бюджетно-налоговую системы.

Основными формами административных методов являются: рационирование, лицензирование и квотирование, контроль за ценами, доходами, введение обязательных стандартов, антимонопольные меры и так далее. Правовое регулирование осуществляется на основе действующего законодательства через систему установленных норм и правил. Реальная политика, особенно на переходном периоде, состоит из совокупности, часто из комбинации, административно-правовых и экономических (прямых и косвенных) методов.

С реализацией приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК», который стартовал в 2006, в Российской Федерации удалось обеспечить рост сельскохозяйственного производства и добиться первых успехов в развитии социальной сферы села. Нацпроект стал фундаментом для принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и пятилетней Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (приложение В). Одним важным моментом принятых законов является окончательное утверждение положения о том, что социальное развитие села – это составная часть аграрной политики страны. В начале, 2008 была своевременно сформирована нормативно-правовая база, включающая в себя 10 постановлений правительства РФ и 20 приказов Минсельхоза России. Большую часть текста занимает описание возможных инструментов государственного регулирования АПК, часть статей описывает механизмы отдельных подпрограмм (например, поддержки кредита, страхования, интервенций).

  1. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства

 

Государственное управление и регулирование представляется в широком и узком значении. В узком смысле – это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства. В широком смысле – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, их органов, государственных служащих.

Государственное регулирование  агропромышленного производства осуществляется с использованием целого ряда инструментов (рычагов).

Инструменты (рычаги, регуляторы) – средства воздействия на объект управления, на социально-экономические и другие процессы, а также средства осуществления и эффективного действия механизмов той или иной государственной политики (банковские и кредитные процессы, ставки субсидирования, уровни цен, тарифов и пошлин, нормы амортизации).

Инструменты прямой формы  управления (законы, указы, приказы, постановления) жестко регламентируют поведение субъектов хозяйствования. Инструменты косвенного управления являются ставки процента за банковский кредит, уровень цен и тарифов, налоговые ставки, нормы амортизации. Совокупность форм, методов и инструментов осуществления различных видов политики государственного управления представляет собой механизм государственного регулирования.

Применительно к сельскому  хозяйству государственное регулирование  можно проводить с помощью следующих методов (приложение Г).

  • Налоговое регулирование. Выполняется путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов и так далее. В том же направлении действуют пошлины и таможенные сборы.
  • Денежно-кредитное регулирование, посредством которого правительство воздействует на денежное обращение. Государство через Центральный банк управляет эмиссией и общей денежной массой, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента, выпускает облигации и другие ценные бумаги.
  • Бюджетное регулирование. Государственные органы обладают правом распределять средства бюджета по различным направлениям.
  • Регулирование путем формирования государственных программ и государственных законов. Правительственные органы часть бюджетных средств направляют на реализацию социальных, научных и других программ.
  • Ценовое регулирование. Осуществляется посредством установления на некоторые общественно значимые товары и услуги предельных цен.
  • Социальное регулирование, в том числе государственное социальное страхование.
  • Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда.
  • Регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение.
  • Регулирование посредством ограничения и запретов определенных видов экономической деятельности, государственного регулирования.

В самом механизме  государственного регулирования традиционно  выделяют две группы инструментов: прямые, в основном административные, и косвенные, в основном экономические.

 Методы прямого  воздействия предполагают такое  регулирование со стороны государства, при котором субъекты вынуждены приходить к решениям, основанных не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Примеры – налоговое законодательство, юридические процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантом, которые соответствуют целям экономической политики.

Разграничение между  прямыми и косвенными инструментами  в определенной мере условно. Любой экономический регулятор содержит в себе элементы администрирования, и, наоборот, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.

Например, в молочной промышленности в настоящее время используются не все инструменты государственного регулирования (схема 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3 – Инструменты  государственного регулирования

 

На рисунке отражено преобладание административных инструментов, имеющих в основном ограниченный характер. Необходимо более активное использование экономических инструментов, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность предприятий. Специфика текущей ситуации в экономике России показывает усиление монополистических тенденций, социальной дифференциации, недобросовестной конкуренции, продовольственной инфляции, безработицы, инновационной пассивности.


2.1 Административные инструменты  регулирования

 

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Их функции – обеспечение стабильности юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурентной среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. Административные методы подразделяют на меры запрета, разрешения, принуждения.

Ведущая роль в системе  государственного регулирования сельского  хозяйства отводится поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия. Цены – один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства(7). Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на продовольствие сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику идет на поддержание цен. Система регулирования цен ставит следующие цели: стабилизация цен с их колебанием в относительно узком коридоре; поддержание цен производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющих вести расширенное воспроизводство; регулирование объемов и структуры производства при помощи системы цен.

Схема государственного регулирования  цен сводится к установлению верхних  и нижних пределов колебания цен  и условной цены, которую должно поддерживать государство. При этом может происходить скупка или продажа не скоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержание необходимого уровня цен (зерно, кукуруза, хлопок, шерсть). Недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью цен производства, а также большие непроизводственные затраты государства на закупку, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции.

Либерализация цен в России привела  к сокращению, как предложения, так  и спроса, а также к диспаритету  цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулировать диспаритет цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители – транспортные тарифы – продукция машиностроения для АПК – услуги для села – сельскохозяйственное сырье – переработка, торговля продуктами питания.

По мнению работников сельскохозяйственных предприятий, основными факторами, ограничивающими развитие сельскохозяйственного производства, являются диспаритет цен и связанные с ним тяжелое финансовое положение хозяйств и изношенность материальной базы.

Одним из важнейших путей решения  проблемы диспаритета цен является антимонопольная политика государства. В обществе сложилось понимание  того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. Главная цель государственного вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.

Первый в России антимонопольный  нормативный акт – Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят 22 марта 1991 года.4 При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих объектов, но и органов власти и управления.

Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства. В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Информация о работе Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации