Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1

Оглавление

Введение
3
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса
5
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства
12
2.1.Административные инструменты регулирования
15
2.2.Экономические инструменты регулирования
19
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом
26
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства
30
Заключение
35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по зкономической теории.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

Товарная интервенция  – массовая продажа определенного  вида потребительских товаров с целью сбить ажиотажный спрос на них и не допустить повышения рыночных цен. Может осуществляться государством в целях стабилизации рынка и цен(7).

Закупочные интервенции  проводятся в форме организации  закупок и проведении залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Товарные интервенции представляют собой организацию распродажи сельскохозяйственной продукции из федерального и регионального продовольственных фондов.

Закупочные интервенции  проводятся тогда, когда рыночные цены на продукцию опускаются ниже минимального уровня или если товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию в связи с сокращением спроса на нее. Товарные интервенции осуществляются в том случае, когда на рынке наблюдаются дефицит сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствующих видах или при увеличение рыночных цен выше максимального уровня их колебания на продукцию.

Государственное предпринимательство  – деятельность государственных  предприятий на коммерческой и некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики(8).

Не будет лишнее повторить, что разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставление налоговых льгот, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В тоже время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействия на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Использование того или иного набора инструментов возможно лишь при условии:

  • Выполнение жестких рамок бюджетных ограничений (например, совокупный объем государственных инвестиций в отрасль ограничен).
  • Определенного уровня развития отрасли (например, низкий уровень прибыли на одно хозяйство не позволяет в полной мере использовать такие инструменты как лизинг, субсидированная процентная ставка на кредиты коммерческих банков, страхование).
  • Реальной доступности кредитов.
  • Совершенствования законодательной и нормативной базы.
  1. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства

 

 за рубежом

 

Государственная поддержка  сельского хозяйства в странах  с развитой рыночной экономикой – это сложный механизм, включающий разнообразный инструментарий, влияющий на структуру сельскохозяйственного производства, финансово-кредитную систему. Через различные мероприятия и программы государство воздействует на деятельность фермерских хозяйств.

Цель регулирования – создание стабильных экономических, правовых и  социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктов питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

В настоящее время  основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5 – 2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами – в США, Канаде, странах ЕС.

Опыт европейских стран  с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Голландия, Дания и т д) показывает, что меры государственного воздействия можно разделить на две группы: прямого воздействия государства на развитие сельского хозяйства, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли; косвенное воздействие – ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и инвестиционные механизмы.

Основную роль в системе  государственного регулирования аграрного  сектора в этих странах играет поддержка определенного уровня цен, обеспечивающих стабильность доходов производителей. В странах с рыночной экономикой государство устанавливает лимиты цен, производит дотации и компенсации, но цены от этого не перестают быть важным рыночным инструментом. Происходит это по тому, что они предварительно отрегулированы на рынке спросом и предложением.

В США министерство сельского  хозяйства разрабатывает ежегодно программу закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам, обеспечивающим фермерам минимальный уровень рентабельности. При высоких урожаях, когда предложение продукции может превысить спрос на нее, а рыночная цена снизиться, государство закупает продукцию в больших количествах и договаривается с фермерами о ее хранении у них за определенную плату или направляет продукцию в государственные хранилища, либо принимает меры по ее экспорту. При повышении цен государство направляет на рынок часть запасов продукции и тем самым снижает цены. Аналогичная политика цен проводиться и в странах ЕС.

Важная составная часть государственного регулирования – финансово-кредитная поддержка аграрного сектора. На федеральном уровне реализуются две крупные программы «Стабилизация доходов фермеров» и «Научное обеспечение». На реализацию первой из них направляется 30 -50% всех бюджетных ассигнований в сельское хозяйство. В ее состав входят «Государственная программа поддержки цен», программа «Страхования урожая», «Сельскохозяйственный кредит».

Одним из важнейших показателей  государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах – уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и вне ценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Бюджетные дотациями государство регулирует объемы производства и реализации продукции, воздействуя, с одной стороны, на фермерские доходы через цены, а с другой – на их расходы через льготные кредиты и налоги. Бюджетные дотации получают, как правило, только те фермеры, которые принимают участие в реализации государственных аграрных программ. Общее для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта.

Для реализации функции  регулирования цен необходимо соблюдение ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и промышленности. При этом государство для защиты интересов сельского хозяйства призвано поддерживать его обоснованный уровень, определяя принципы корректировки согласованных цен. Индексация цен на сельскохозяйственную продукцию должна включать паритетный индекс, страхующий потребителей от неконтролируемого роста цен на средства производства.

Налоговая структура  во многих странах с рыночной экономикой не ориентирована на получение налогов на добавленную стоимость сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные товары не подлежат налогообложению. Налог на добавленную стоимость должен платиться не на каждом пределе продукта, а на его конечной стадии.

В тоже время реализуемая  сельскохозяйственная продукция облагается системой сборов, таких как реклама товара, поддержание контроля качества продукции, финансирование прикладных научных исследований и другое, однако размер налоговых сборов в структуре помощи сельскому хозяйству весьма незначителен. Например, в Австрии он составляет – 4%, в ЕС – 1%, в Финляндии – 5%, в США – 1%.

Государственная аграрная политика США включает в себя программы  стабилизации доходов в сельском хозяйстве основанные на денежных выплатах непосредственно фермерам. Предусмотрены прямые платежи и периодические антициклические начисления; страховые выплаты производителям молочных продуктов, создающие систему защиты от убытков, а также ссуды для содействия реализации и платежи в целях отказа от ссуды, выплачиваемые под залог наличной продукции.

Поддержка производителей сельхозпродукции включает субсидии для  страхования урожая и доходов  фермеров, а также программы по оказанию помощи при бедствиях, то есть если агропродуценты понесут убытки из-за неблагоприятных погодных и рыночных условий.

Несмотря на то, что  в последнее время в США  значение программ по поддержке цен  уменьшается, для таких товаров, как сахар и молоко, эти программы по-прежнему играют важную роль. Ценовая поддержка оказывается, если под действием установленных тарифов, тарифных квот и экспортных субсидий некоторые сельхозтоваропроизводители продают свою продукцию по более высоким ценам.

Нужды сельских общин  все в большей степени определяются развитием промышленности. Основной задачей законодателей и практиков стало создание в сельской местности рабочих мест, а также обеспечение и поддержка жизнеспособности провинциальных городских поселений. Законодательные акты направлены на снижение структурной бедности в сельской местности (структурная бедность – ситуация, при которой бедные не в состоянии накопить ресурсы для выхода из нее), развитие предпринимательства, внедрение новейших разработок в области информационных технологий.

Таким образом, государственное  регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.

  1. Современная ситуация в АПК и государственная программа развития

 

сельского хозяйства

 

Сельское хозяйство, как  ни одна другая отрасль, зависит от поддержки государства. Правительство РФ разработало приоритетный национальный проект «Развития АПК», стартовавший 2006, приняло Федеральный закон «О развитии сельского хозяйство» и пятилетнею Государственную программу «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (2). Как уже выше говорилось, большую часть текста занимает описание возможных инструментов государственного регулирования.

Несмотря на кризис, 2009 год для России успешный. «В сельском хозяйстве, которое в предыдущие годы некоторые даже называли «черной дырой» экономики и так далее, сегодня это поддержка, там рост 0,5% будет по году… Благодаря работе агропромышленного комплекса результаты работы экономики в целом лучше, чем мы ожидали в начале года» отметил В.В.Путин7(схема 3)

Схема 3 – Индекс валовой  продукции с/х в сопоставимых цен, в % к 1990г

Один из приоритетных вопросов, которые Правительство  РФ держит под постоянным контролем, - вопрос стабилизации рынка зерна. Необходимо поддержать отечественных сельхозпроизводителей путем проведения государственных закупочных интервенций в объеме не менее 18 – 20 млн. т в условиях снижения цен на зерно как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Аграрно-экономическая  политика позволила за период 2000-2008 быстро увеличить валовые сборы зерновых с 65,5 млн. т. до 108,2 млн. т. (таблица 1), средний ежегодный темп прироста составил 3,8%. Зерновое производство с расширяющейся экспортной специализацией стало прибыльным бизнесом. Экспорт зерновых, составлявший в 2000году 1,3 млн. т.(2% от валового сбора зерна), увеличился к 2008 – до 18,2 млн. т. (16,8% валового сбора), что дало возможность России войти в тройку крупнейших экспортеров зерна.

 

Год

Валовой сбор, млн. т

Посевная площадь

Урожайность зерновых, ц/га

Экспорт зерновых

всего

зерновые

в расчете на 1га посевной площади

в расчете на 1га убранной площади

всего млн. т

удельный вес в валовом сборе, в %

1990

116,7

117,7

63,1

18,5

19,9

-

-

1992

106,9

114,6

61,9

17,2

18,0

-

-

1995

63,4

102,5

54,7

11,6

13,1

-

-

1998

47,9

91,7

50,7

9,4

12,9

-

-

1999

54,7

88,3

46,6

11,7

14,4

-

-

2000

65,5

85,4

45,6

14,4

15,6

1,3

2,0

2002

86,6

84,6

47,5

18,2

19,6

12,6

14,5

2005

78,2

77,5

43,8

17,9

18,5

12,3

16,0

2007

81,8

76,4

44,3

18,4

19,8

16,7

20,4

2008

108,2

-

47,2

22,9

23,8

18,2

16,8

Информация о работе Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации