Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1

Оглавление

Введение
3
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса
5
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства
12
2.1.Административные инструменты регулирования
15
2.2.Экономические инструменты регулирования
19
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом
26
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства
30
Заключение
35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по зкономической теории.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

Следующий инструмент государственного регулирования – это индикативное планирование. Отражает специфические особенности функционирования аграрного сектора в новых условия хозяйствования – рекомендательный, ориентирующий характер показателей; добровольность выбора вариантов достижения целей; усиление роли экономических рычагов воздействия на сельскохозяйственного производителя; увеличение роли экономических результатов хозяйствования на социальное положение.

Индикативное планирование в рыночных условиях отводиться особая роль –  обоснование стратегии развития, ориентация деятельности товаропроизводителей. Инструментами индикативного планирования являются прогнозы, целевые программы, перспективы и текущие планы – прогнозы, носящие рекомендательный характер.

Система планирования состоит из двух взаимосвязанных направлений: государственное, региональное индикативное планирование, вобравшее в себя прогнозы, программы, экономические оценки на федеральном и региональном уровнях; хозяйственное, включающее программы, прогнозы и планы, направленные на эффективное хозяйствование конкретной организации.

Основной целью индикативного  планирования является повышение эффективности – превышение доходов организации над ее расходами. Важно отметить, что индикативное планирование является механизмом координации интересов хозяйствующих субъектов в сфере аграрной экономики и государства, позволяющим сочетать государственное регулирование с рыночной саморегуляцией.

Еще один из инструментов, санкция  – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний правовых норм(6). Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – меры воздействия. Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Отсутствие санкций в регулятивных нормах вовсе не означает, что они не обеспечиваются государством. Это достигается с помощью норм, содержащих санкции.

Квота – доля участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте продукции, устанавливаемая для предприятий или компаний, входящих в национальные или международные картельные и иные соглашения; стоимость или количественное ограничение импорта или экспорта, вводимое на определенный период времени по отдельным товаром, услугам, странам и группам стран(8).

Квотирование экспорта и импорта  – установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении(8). Используется как нетарифное средство государственного регулирования экспортно-импортных операций. Статьей 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»5 предусмотрено использование в отношении отдельных иностранных государств тарифных квот, в пределах стоимости или количества которых импортируемые или экспортируемые товары облагаются льготными таможенными пошлинами, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются обычные ставки пошлин.

Пример, «установлены тарифные квоты на ввоз в 2010 – 2012 говядины, свинины, тримминга и мяса домашней птицы. Квоты не распространяются на продукцию, происходящую и ввозимую из государств – участниц СНГ…

Напомним, что ввоз указанной  продукции сверх установленной  квоты облагается по повышенной ставке таможенной пошлины…»6

 

2.2 Экономические инструменты  регулирования

 

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение. К мерам косвенного государственного регулирования АПК относят:

  • Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;
  • Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидий на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
  • Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивация земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

Важной формой государственного регулирования рыночных отношений сельского хозяйства является система прямых выплат или субсидирования производителей. Субсидия – пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета(7). Как правило, целевые государственные субсидии могут выдаваться на производственное строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление кредита. Реализация национального проекта «Развитие АПК» предусматривает механизм субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, что обеспечило в 2007 привлечение 40 млрд. рублей средств коммерческих банков для закупки по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и современного оборудования на 130 тыс. скотомест.

Бюджетные дотации выплачиваются для возмещения затрат, не покрываемых по объективным причинам реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. В свою очередь бюджетные компенсации должны выплачиваться для обеспечения минимального уровня эффективного потребления отдельных средств производства, удорожание которых не компенсируется повышением цен на сельскохозяйственную продукцию.

На поддержку и регулирование  агропромышленного производства из ресурсов федерального бюджета выделяются средства которые используются для: краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержание необходимых запасов; долгосрочного кредитования; залога сельскохозяйственной продукции; авансирование закупок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды; лизинга в сфере агропромышленного производства; предоставление кредитным кооперативам долгосрочных кредитов при формирование их уставного капитала.

В связи с сезонностью  производства сельское хозяйство нуждается  в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным.

Политика кредитно-денежная – проводимые правительством страны, государством меры, определяющие величину денежного предложения, массу денег в стране, процентные ставки кредитования, объем кредитов, предоставляемых банковской системой, валютный курс, государственные валютные резервы(7).

Роль финансовых инструментов не исчерпывается простым предоставлением услуг. Не производя сами общественного продукта они, тем не менее, косвенного участвуют в его создании, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами, гарантируя его непрерывность и слаженность, и обладают способностью определенным образом воздействовать на воспроизводственный процесс, корректировать его пропорции, темпы, масштабы. Поэтому все составляющие финансово-кредитной системы страны по праву используются как инструмент государственного регулирования. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментариев государственного регулирования.

Основой использования  финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок).

Кредитно-денежное регулирование  осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке.

Преимущества кредитно-денежных методов: позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом; действуют значительно быстрее бюджетных; дают меньший социально-политический резонанс.

К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

Теперь следует остановиться на следующем секторе финансово-кредитной  системы – страховании, роль которого в государственном регулировании практически не исследовалось в литературе. Страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора.

Страхование – создание за счет денежных средств государства, предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера. Страхование осуществляется государственными органами, страховыми обществами, компаниями. Объектом страхования может быть жизнь, здоровье людей, имущество граждан и предприятий, транспортные средства, перевозимые грузы, риск, ответственность (8).

Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхование урожаев и поголовья скота. Государственные органы страхования должны возмещать ущерб, нанесенным сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных бедствий, болезней и пожаров.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов, а остальная сумма уплачивается страховщиком за счет средств федерального бюджета. Оплата страховых взносов производиться сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет всех уровней.

Налогообложение предприятий  АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства.

Налоговая политика –  курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое отражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах(8).

Налоговое регулирование  является весьма мощным инструментом государственного регулирования экономики любой страны. Для аграрной сферы РФ применение данного инструмента имеет свои особенности. Специфика налогового регулирования заключается в том, что для предприятий аграрной сферы в современных условиях первичной является регулирующая функция налогов, а не фискальная. Связано это с тем, что ввиду объективных причин более половины аграрных формирований находятся в весьма тяжелых финансовых условиях.

Налоговое регулирование  осуществляется в процессе мобилизации  доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налогов по уровням бюджетной системы.

На современном этапе  развития аграрного сектора налоговое  регулирование должно быть направлено, прежде всего, на снижение налогового бремени в сельском хозяйстве и привлечение инвестиций в аграрный сектор. Очевидно, что низкое налоговое бремя в целом положительно сказывается на функционирование предприятий аграрной сферы и должно способствовать привлечению инвестиций в данный сектор экономики страны. Но вместе с тем в существующей налоговой системе РФ имеются определенные противоречия, которые тормозят этот процесс.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

В рамках Государственной  программы предусмотрено существенное увеличение бюджетной поддержки АПК, значительное расширение сферы льготного кредитования. Беспрецедентно возросли объемы кредитной поддержки на приемлемых для села условиях. Начала возрождаться земельная ипотека как один из важнейших инструментов инвестиционной политики.

Инвестиционная политика – составная часть экономической  политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня (7).

Используются средства Инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (через механизм государственно-частного партнерства) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.

В целях стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции  государство осуществляет закупочные и товарные интервенции, а также залоговые операции.

Информация о работе Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации