Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа
Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1
Введение
3
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса
5
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства
12
2.1.Административные инструменты регулирования
15
2.2.Экономические инструменты регулирования
19
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом
26
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства
30
Заключение
35
Список литературы
Таблица 1 – Показатели динамики зернового хозяйства России8
Увеличен срок действия
исключительного
Импортозамещение – ключевая задача 2009года. К примеру, правительство приняло решение о снижении квот на ввоз мяса птицы на 300 тыс. т, а методами таможенно-тарифного регулирования можно убрать с рынка до 200 тыс. т импортной свинины.
На заседании Комиссии правительства по защитным мерам рассмотрен вопрос о повышение ставок ввозных таможенных пошлин на ряд видов молочной продукции в условиях достаточных ресурсов отечественного производства.9
Обязаны результатам 2008 тому, что правительство с самого начала внимательно следило за диспаритетом цен. В 2008 году резко начала подниматься стоимость дизельного топлива, минеральных удобрений, тарифов и услуг. Стало понятно, что если государство не вмешается, то с учетом продолжающегося продвижения импорта российские аграрии просто не смогут активно развиваться. Стоимость минеральных удобрений выросло в 1,7 раза – решили ввести экспортные пошлины. Кончилось это тем, что 8 млрд. руб. выручки от экспортной пошлины в течение года были возвращены производителям сельхозпродукции, которые покупали удобрения весной и летом. Когда подняли тарифы на электроэнергию и перевозки, стало тяжело производителям свинины и мяса птицы. Их продукция стала неконкурентоспособной по сравнению с импортной, а по сути – убыточной. Правительство выделило 10 млрд. руб. на комбикорма. И они смогли реализовать свой продукт без убытка. Дизельное топливо с начала года выросло в цене на 40% - государство направило на компенсацию части затрат на горючее и смазочные материалы 10 млрд. руб. Все это, конечно, поддерживает аграриев (схема 4).
В последние годы темпы инвестиций в сельское хозяйство имели хорошую, устойчивую динамику. Это потому, что основным инструментом реализации Госпрограммы является поддержка инвесторов путем предоставления возможности привлекать в отрасль льготные краткосрочные и долгосрочные кредиты. Объемы кредитов на 2009, как краткосрочных, так и долгосрочных, всего – 866 млрд. руб. (в 2008 710 – 720 млрд. руб.). Причем 520 млрд. руб. – кредиты, которые субсидируются из федерального бюджета. По проектам, связанным с развитием молочного животноводства, - до 100%. 200 млрд. руб. – это краткосрочные кредиты, 200 млрд. – долгосрочные, на строительство животноводческих комплексов. Кредиты выдаются до 15 лет и первое погашение на пятом году его использования. В 2009 году по разным источникам в агросектор выдано кредитов в объеме 700 млрд. руб.
В 2009 в рамках Госпрограммы ОАО «Росагролизинг» должно было поставить в хозяйства страны 30 тыс. голов племенного крупного рогатого скота. К началу декабря прошлого года все показатели были выполнены. Дополнительно на условиях лизинга отправлено 757 свиней и свыше 12 тыс. голов мелкого рогатого скота. На 29 млрд. руб. увеличен уставный капитал Роагролизинга. Это позволит со следующего года резко нарастить закупки для АПК техники и племенного скота.
В нынешнем году продолжиться реализация Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (приложение Д). В сложных современных условиях будут осуществляться и приоритетные национальные проекты. Именно социальная сфера на первом месте в зоне внимания Правительства Российской Федерации.
Заключение
Последнее десятилетия для российского хозяйства было отмечено бурными событиями – становление новой модели организации сельскохозяйственного производства, два экономических кризиса 1998 и 2008, поразившие экономику России, показали точки устойчивости и точки уязвимости аграрного сектора.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощь которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.
Статистический анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Исследование экономической составляющей устойчивости развития АПК показало, что сельское хозяйство остается низкоэффективной отраслью. Хотя доля прибыльных сельхозорганизаций увеличилась. Уровень их рентабельности по-прежнему является низким. Сложное финансовое положение аграриев отрицательно сказывается на их платежеспособности и финансовой устойчивости. Низкий уровень платежеспособности спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономические необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом.
Следует также отметить,
что сохраняется сложная
С конца 90-х годов ХХ века государство стало осуществлять институциональную поддержку аграрного сектора10 и решить проблему доступа производителей сельскохозяйственной продукции к денежным ресурсам.
Степень государственного участия в поддержке сельского хозяйства и продовольственного рынка остается предметом дискуссий и способствует формированию противоречивой политики по многим позициям.11 В силу специфики отрасли, государственная поддержка необходима. Количественно (перечень мер и соответствующие объемы финансирования) она должна отвечать реальным потребностям отрасли. Ее должно быть ровно столько, сколько позволяют принятые международные обязательства и возможности макроэкономики (бюджетно-налоговой системы страны).
Качество государственной поддержки, в первую очередь, определяется ее адресностью. Многие инструменты политики, в силу правил и условий их использования, по сути таковыми являются. В полной мере воспользоваться лизингом, субсидированной процентной ставкой, льготным кредитованием, системой страхования, другими возможными инструментами могут только высокоэффективные хозяйства. Убыточные предприятия, чтобы погасить новые задолженности, вынуждены прибегать к заемным средствам, в том числе коммерческих организаций. Их финансовое положение еще более усугубляется.
Обязательными условиями выхода из кризиса являются: восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как организатора и координатора многих функций АПК; рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования; обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью; достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций; развитие кооперативных форм и связей; эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств; гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность; преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур; система мер по защите отечественного товаропроизводителя.
При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора – сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находятся в зоне рискованного земледелия.
Одна из важнейших
стратегических целей аграрной и
экономической реформы в целом заключается в замене
административно-
Благодаря государственному регулированию и государственным программам, сельское хозяйство оказалось в числе тех отраслей российской экономики, которое, несмотря на продолжавшийся экономический кризис, в 2009 году достигло определенных положительных результатов.
Список литературы
Официальные законодательные документы
1. |
Федеральный закон РФ 29 декабря 2006 года №264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Принят ГДСФРФ 27.12.06., опубликован 11.01.07., вступил в силу 1101 07. |
2. |
Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 №446. В соответствии со статьей 8 ФЗ «О развитии сельского хозяйства». |
3. |
Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» утверждены президиумом совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол №2 от 21 декабря 2005, протокол №16 от 21 февраля 2007). |
Информация из ежегодников
4. |
Национальные счета в России в 2001 – 2008 годах // Статистический сборник. Росстат. Москва, 2009 год. |
5. |
Россия в цифрах, 2009 год // Краткий статистический сборник. Росстат, 2009 год. |
Энциклопедии и словари
6. |
Большой юридический словарь. 3-е изд. доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я.Сухарева. – М.: Инфра – М, 2007. |
7. |
Райзберг Б.А., Лозовский А.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2007. |
8. |
Экономический словарь: 14500 терминов / Под ред. А.Н.Азрилляна. – М.: Ин-т новой экономики, 2007. |
Журналы и газеты
9. |
Гордеев А.В. «Госпрограмма развития сельского хозяйства: первый год реализации» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий №1 ‘09 стр.1. |
10. |
Дерюгина И.В. «Аграрный сектор России: циклы и кризисы 1998 – 2009 годов // Вопросы статистики №3 ‘10 стр.65. |
11. |
Зубков В. «В 2009 год вошли с хорошим заделом» // Экономика сельского хозяйства России №2 ‘09 стр.4. |
12. |
Кучуков Р., Савка А. «Механизм государственного регулирования цен в аграрном секторе развитых стран» // Экономист №6 2000. |
13. |
Кучуков Р. «Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой» // Экономист №11 2002 стр.91. |
14. |
Медведев Д. «Нужны не фрагментарные, а системные меры» // Экономика сельского хозяйства России №1 ‘10 стр.4. |
15. |
Медведев Д. «Курс на
возрождение аграрного |
16. |
Нечаев В. И., Васильева Н. К., Фетисов С. Д. «Оценка устойчивости развития аграрного сектора» // Экономика сельского хозяйства России №2 ‘10 стр.59. |
17. |
«Нормативно-правовое обеспечение АПК» // Экономика сельского хозяйства России №3 ‘09 стр.87. |
18. |
Служба экономических исследований Министерства сельского хозяйства США (USDA) // Экономика сельского хозяйства России №11 ‘06 стр.42. |
Диссертации и авторефераты диссертаций
19. |
Олюнина Р. А. «Государственное регулирование развития сельскохозяйственного производства». Автореф. дис…докт. экон. наук. – М.,2007. |
20. |
Прокопьев М.Г. «Инструменты (методы) экономической политики в сфере АПК». Автореф. дис…докт. экон. наук. – М.,2007. |
Сборники научных трудов и статьи из них
21. |
Мезенцева Е. С. «Содержание государственного регулирования сельскохозяйственного производства» Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Экономика»2009. |
22. |
Молодых В.А. «Развитие системы государственного регулирования АПК» Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Экономика»2008. |