Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из важных комплексов национальной экономики. Он определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Валовой внутренний продукт (ВВП), произведенный в сельском хозяйстве 4,7% к экономике, численность сельского населения 27%, занятые в сельском хозяйстве 10,6%. На долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. В тоже время доля продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку – это 5%, а по мясу – 2%.1

Оглавление

Введение
3
1. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса
5
2. Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства
12
2.1.Административные инструменты регулирования
15
2.2.Экономические инструменты регулирования
19
3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйств за рубежом
26
4. Современная ситуация в аграрно-промышленном комплексе и государственная программа развития сельского хозяйства
30
Заключение
35
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по зкономической теории.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

 

Таблица 1 – Показатели динамики зернового хозяйства России8

 

Увеличен срок действия исключительного железнодорожного тарифа на перевозку зерна для районов Сибири. Реализация этих мер позволила привлечь к участию в интервенциях сельхозпроизводителей из 35 субъектов РФ, то есть практически охватить все зернопроизводящие регионы.

Импортозамещение – ключевая задача 2009года. К примеру, правительство приняло решение о снижении квот на ввоз мяса птицы на 300 тыс. т, а методами таможенно-тарифного регулирования можно убрать с рынка до 200 тыс. т импортной свинины.

На заседании Комиссии правительства по защитным мерам  рассмотрен вопрос о повышение ставок ввозных таможенных пошлин на ряд  видов молочной продукции в условиях достаточных ресурсов отечественного производства.9

Обязаны результатам 2008 тому, что правительство с самого начала внимательно следило за диспаритетом цен. В 2008 году резко начала подниматься стоимость дизельного топлива, минеральных удобрений, тарифов и услуг. Стало понятно, что если государство не вмешается, то с учетом продолжающегося продвижения импорта российские аграрии просто не смогут активно развиваться. Стоимость минеральных удобрений выросло в 1,7 раза – решили ввести экспортные пошлины. Кончилось это тем, что 8 млрд. руб. выручки от экспортной пошлины в течение года были возвращены производителям сельхозпродукции, которые покупали удобрения весной и летом. Когда подняли тарифы на электроэнергию и перевозки, стало тяжело производителям свинины и мяса птицы. Их продукция стала неконкурентоспособной по сравнению с импортной, а по сути – убыточной. Правительство выделило 10 млрд. руб. на комбикорма. И они смогли реализовать свой продукт без убытка. Дизельное топливо с начала года выросло в цене на 40% - государство направило на компенсацию части затрат на горючее и смазочные материалы 10 млрд. руб. Все это, конечно, поддерживает аграриев (схема 4).

В последние годы темпы  инвестиций в сельское хозяйство  имели хорошую, устойчивую динамику. Это потому, что основным инструментом реализации Госпрограммы является поддержка инвесторов путем предоставления возможности привлекать в отрасль льготные краткосрочные и долгосрочные кредиты. Объемы кредитов на 2009, как краткосрочных, так и долгосрочных, всего – 866 млрд. руб. (в 2008 710 – 720 млрд. руб.). Причем 520 млрд. руб. – кредиты, которые субсидируются из федерального бюджета. По проектам, связанным с развитием молочного животноводства, - до 100%. 200 млрд. руб. – это краткосрочные кредиты, 200 млрд. – долгосрочные, на строительство животноводческих комплексов. Кредиты выдаются до 15 лет и первое погашение на пятом году его использования. В 2009 году по разным источникам в агросектор выдано кредитов в объеме 700 млрд. руб.

В 2009 в рамках Госпрограммы ОАО «Росагролизинг» должно было поставить в хозяйства страны 30 тыс. голов племенного крупного рогатого скота. К началу декабря прошлого года все показатели были выполнены. Дополнительно на условиях лизинга отправлено 757 свиней и свыше 12 тыс. голов мелкого рогатого скота. На 29 млрд. руб. увеличен уставный капитал Роагролизинга. Это позволит со следующего года резко нарастить закупки для АПК техники и племенного скота.

В нынешнем году продолжиться реализация Государственной программы  «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (приложение Д). В сложных современных условиях будут осуществляться и приоритетные национальные проекты. Именно социальная сфера на первом месте в зоне внимания Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Последнее десятилетия  для российского хозяйства было отмечено бурными событиями – становление новой модели организации сельскохозяйственного производства, два экономических кризиса 1998 и 2008, поразившие экономику России, показали точки устойчивости и точки уязвимости аграрного сектора.

Подводя итог, следует  подчеркнуть, что госрегулирование – это система рычагов и  стимулов, с помощь которых государство  участвует в рыночных процессах  на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Статистический анализ позволяет сделать вывод, что  экономическое, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Исследование экономической составляющей устойчивости развития АПК показало, что сельское хозяйство остается низкоэффективной отраслью. Хотя доля прибыльных сельхозорганизаций увеличилась. Уровень их рентабельности по-прежнему является низким. Сложное финансовое положение аграриев отрицательно сказывается на их платежеспособности и финансовой устойчивости. Низкий уровень платежеспособности спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономические необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом.

Следует также отметить, что сохраняется сложная ситуация и относительно социальной составляющей устойчивости. Реальная оплата труда работников сельского хозяйства на протяжении многих лет остается ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. Как следствие, она не обеспечивает воспроизводство рабочей силы в отрасли и экономическую доступность материальны благ, что свидетельствует о неустойчивом развитии сельского хозяйства в социальном аспекте.

С конца 90-х годов ХХ века государство стало осуществлять институциональную поддержку аграрного сектора10 и решить проблему доступа производителей сельскохозяйственной продукции к денежным ресурсам.

Степень государственного участия в поддержке сельского  хозяйства и продовольственного рынка остается предметом дискуссий  и способствует формированию противоречивой политики по многим позициям.11 В силу специфики отрасли, государственная поддержка необходима. Количественно (перечень мер и соответствующие объемы финансирования) она должна отвечать реальным потребностям отрасли. Ее должно быть ровно столько, сколько позволяют принятые международные обязательства и возможности макроэкономики (бюджетно-налоговой системы страны).

Качество государственной поддержки, в первую очередь, определяется ее адресностью. Многие инструменты политики, в силу правил и условий их использования, по сути таковыми являются. В полной мере воспользоваться лизингом, субсидированной процентной ставкой, льготным кредитованием, системой страхования, другими возможными инструментами могут только высокоэффективные хозяйства. Убыточные предприятия, чтобы погасить новые задолженности, вынуждены прибегать к заемным средствам, в том числе коммерческих организаций. Их  финансовое положение еще более усугубляется.

Обязательными условиями  выхода из кризиса являются: восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как организатора и координатора многих функций АПК; рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования; обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью; достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций; развитие кооперативных форм и связей; эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств; гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность; преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур; система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

При этом должны быть приняты  во внимание специфические особенности аграрного сектора – сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находятся в зоне рискованного земледелия.

Одна из важнейших  стратегических целей аграрной и  экономической реформы в целом заключается в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Соответственно это предполагает изменение роли государства, сокращение масштабов государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики становится непосредственно производитель.

Благодаря государственному регулированию и государственным программам, сельское хозяйство оказалось в числе тех отраслей российской экономики, которое, несмотря на продолжавшийся экономический кризис, в 2009 году достигло определенных положительных результатов.

 

 

 

 

Список литературы

 

Официальные законодательные документы

 

1.

Федеральный закон РФ 29 декабря 2006 года №264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Принят ГДСФРФ 27.12.06., опубликован 11.01.07., вступил в силу 1101 07.

2.

Государственная программа  «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 №446. В соответствии со статьей 8 ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

3.

Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» утверждены президиумом совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол №2 от 21 декабря 2005, протокол №16 от 21 февраля 2007).


 

Информация из ежегодников

 

4.

Национальные счета  в России в 2001 – 2008 годах // Статистический сборник. Росстат. Москва, 2009 год.

5.

Россия в цифрах, 2009 год // Краткий статистический сборник. Росстат, 2009 год.


 

Энциклопедии и словари

 

6.

Большой юридический  словарь. 3-е изд. доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я.Сухарева. – М.: Инфра – М, 2007.

7.

Райзберг Б.А., Лозовский А.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2007.

8.

Экономический словарь: 14500 терминов / Под ред. А.Н.Азрилляна. – М.: Ин-т новой экономики, 2007.


 

Журналы и газеты

 

9.

Гордеев А.В. «Госпрограмма  развития сельского хозяйства: первый год реализации» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий №1 ‘09 стр.1.

10.

Дерюгина И.В. «Аграрный  сектор России: циклы и кризисы 1998 – 2009 годов // Вопросы статистики №3 ‘10 стр.65.

11.

Зубков В. «В 2009 год  вошли с хорошим заделом» // Экономика сельского хозяйства России №2 ‘09 стр.4.

12.

Кучуков Р., Савка А. «Механизм государственного регулирования цен в аграрном секторе развитых стран» // Экономист №6 2000.

13.

Кучуков Р. «Государственная поддержка сельского хозяйства  в странах с развитой рыночной экономикой» // Экономист №11 2002 стр.91.

14.

Медведев Д. «Нужны не фрагментарные, а системные меры» // Экономика сельского хозяйства России №1 ‘10 стр.4.

15.

Медведев Д. «Курс на возрождение аграрного хозяйства  дает свои результаты» // Экономика сельского хозяйства России №2 ‘10 стр.4

16.

Нечаев В. И., Васильева Н. К., Фетисов С. Д. «Оценка устойчивости развития аграрного сектора» // Экономика сельского хозяйства России №2 ‘10 стр.59.

17.

«Нормативно-правовое обеспечение  АПК» // Экономика сельского хозяйства России №3 ‘09 стр.87.

18.

Служба экономических исследований Министерства сельского хозяйства США (USDA) // Экономика сельского хозяйства России №11 ‘06 стр.42.


 

Диссертации и авторефераты диссертаций

 

19.

Олюнина Р. А. «Государственное регулирование развития сельскохозяйственного производства». Автореф. дис…докт. экон. наук. – М.,2007.

20.

Прокопьев М.Г. «Инструменты (методы) экономической политики в  сфере АПК». Автореф. дис…докт. экон. наук. – М.,2007.


 

Сборники научных трудов и статьи из них

 

21.

Мезенцева Е. С. «Содержание  государственного регулирования сельскохозяйственного производства» Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Экономика»2009.

22.

Молодых В.А. «Развитие  системы государственного регулирования  АПК» Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Экономика»2008.

Информация о работе Инструменты государственного регулирования современного сельского хозяйства в Российской Федерации