Государственное регулирование сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачей настоящей работы является раскрытие основных понятий по вопросам государственного регулирования одной из важнейших отраслей экономики – сельского хозяйства. В задачи работы входит раскрытие понятия роли государства в регулировании АПК, а также способов решения проблем в данной сфере. Сегодня исследование данной темы является одной из главных в экономике нашей страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики......5
1.1.Понятие государственного регулирования экономики.............5
1.2.Формы государственного регулирования экономики………...9
1.3.Проблемы государственного регулирования экономики........12
Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса………………………14
2.1.Задачи государственного регулирования агропромышленного производства…….………………...14
2.2.Финансовое регулирование агропромышленного комплекса……………………………………………………………….17
2.3.Виды цен. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………………...20
2.4.Регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………..29
Приложение……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

4.Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5.Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6.Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

7.Приватизация и национализация собственности - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Подводя итог, можно сказать, что сегодня в экономике существует множество форм государственного регулирования. Бюджетное регулирование, принятие разнообразных программ, денежно-кредитной формы и другие позволяют государству принимать участие в развитии экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 . Проблемы государственного регулирования экономики

 

В разные времена участие государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени – дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.

Субъекты рынка постоянно сталкиваются с незаконченностью процесса формирования институционально-правового фундамента рынка, значительными остаточными элементами традиционных методов управления экономикой, слабостью частного финансового сектора экономики, что выражается в недостаточно высокой капитализации и низких кредитных возможностях частной финансовой системы.

Слабая властная система создает благоприятную почву для произвола со стороны государственных органов и чиновников и соответственно для коррупции и мздоимства. Один из представителей концепции социального рыночного хозяйства Ф. Бём не без оснований называл государство, поддающееся давлению отдельных заинтересованных групп в ущерб интересам других групп, “слабым”. По его мнению, когда государство стоит над законом, неизбежно наступает “дикая феодализация”, в условиях которой “правительству становится практически невозможно править нейтрально”. Результатом оказывается “слабое, во все вмешивающееся государство, которое станет игрушкой в руках противоборствующих организованных групп интересов, ручное государство с необычайно хорошими социальными намерениями”.

          Таким образом, налицо множество противоречий государственного регулирования в переходной экономике – это и казуалистичность законодательной базы, и диспропорции производства, и беспомощность государства в поддержке национальной экономики, и развитие теневой сферы, и коррупция. Кроме того существуют пережитки государственного управления по старым советским традициям, особенности царско-гегемонистического менталитета.

Таким образом, главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. ГРЭ направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса

 

2.1.Задачи государственного регулирования АПК

 

Необходимость создания механизма государственного регулирования АПК включает в себя весь комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений, что вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом. Агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее в полной мере на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, — более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Оно медленнее, чем другие отрасли, приспособляется к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Сельское хозяйство — капиталоемкое и энергоемкое производство, поэтому отрасль наименее привлекательна для инвестирования и предпринимателей.

Государственное регулирование и поддержание устойчивого развития АПК выступает объективной необходимостью рыночной экономики и должно обеспечить эффективное функционирование его как единого целого. В основу регулирования АПК положен Закон Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства».[1]

Данным Законом предусмотрено государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно- техническое обслуживание и материально- техническое обеспечение АПК.

При этом выделяют ряд принципов, на которых должна базироваться система государственного регулирования агропромышленного производства:

— во-первых, это работа товаропроизводителей на принципах самофинансирования:

— во-вторых, субсидии, дотации, льготы, другие регулирующие рычаги и инструменты должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование.

Задачами государственного регулирования являются:

— стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства;

— обеспечение продовольственной безопасности;

— улучшение продовольственного обеспечения населения;

— поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями;

— сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности;

— защита отечественных товаропроизводителей.

Меры государственного регулирования и поддержки АПК можно сгруппировать следующим образом:

1.Поддержка доходов товаропроизводителей — компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий, за ущерб, связанный с реорганизацией производства.

2.Целевое вмешательство, поддержка внутренних цен на сельхозпродукцию, установление квот, налогов на экспорт и импорт продовольствия.

З.Компенсация издержек на приобретение удобрений.

4.Финансирование, разработка и осуществление рыночных программ.

 

5.Содействие развитию производственной инфраструктуры, выделение средств на создание базы хранения продукции и материально-техническое снабжение, развитие транспорта, связи и т. д.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

— дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды;

— дотирование племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

— компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, приобретение топлива и смазочных материалов, минеральных удобрений и средств химической защиты растений;

— финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети;

— формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

— поддержка инвестиционной деятельности, включая приобретение техники, сортовых семян и племенных животных;

— защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

— развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

— развитие социальной сферы села.

Подводя итог, можно сказать, что сегодня поставлены задачи и создан механизм государственного регулирования агропромышленного комплекса. Определена особая роль агропромышленного комплекса в экономике страны. Государство определило ряд направлений регулирования сельского хозяйства, что является объективной необходимостью для эффективного функционирования сферы, как одной из составляющих всей экономики страны.

2.2.Финансовое регулирование АПК

 

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета используются:

—на поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных;

В целях осуществления поддержки мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита(займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту(займу).

Информация о работе Государственное регулирование сельского хозяйства