Государственное регулирование сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачей настоящей работы является раскрытие основных понятий по вопросам государственного регулирования одной из важнейших отраслей экономики – сельского хозяйства. В задачи работы входит раскрытие понятия роли государства в регулировании АПК, а также способов решения проблем в данной сфере. Сегодня исследование данной темы является одной из главных в экономике нашей страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики......5
1.1.Понятие государственного регулирования экономики.............5
1.2.Формы государственного регулирования экономики………...9
1.3.Проблемы государственного регулирования экономики........12
Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса………………………14
2.1.Задачи государственного регулирования агропромышленного производства…….………………...14
2.2.Финансовое регулирование агропромышленного комплекса……………………………………………………………….17
2.3.Виды цен. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………………...20
2.4.Регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………..29
Приложение……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

—на повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур;

— на кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами, и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита(займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту(займу).

— на компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

— на развитие и поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

— на организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации в области агропромышленного производства;

— на иные виды дотаций и компенсаций.

Также из средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и регулирование агропромышленного производства, выделяются средства:

          — на краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержание необходимых запасов в агропромышленном производстве;

— на досрочное кредитование агропромышленного производства;

— на залог сельскохозяйственной продукции;

— на авансирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд;

— на лизинг в сфере агропромышленного производства.

Правительство РФ создает специальные фонды для осуществления государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве и определяет порядок использования средств этих фондов.

При кредитовании за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства взыскивается не более 25 % учетной ставки Центрального банка РФ.

Установлен и соответствующий порядок расчетов с поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья. Так, сроки оплаты за сельскохозяйственную продукцию, поставленную перерабатывающим предприятиям, а также за продовольственные товары, отгруженные в торговые организаций, устанавливаются до 10 дней, а по скоропортящейся продукции — до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за продукцию осуществляются не реже трех раз в месяц. Покупатель сельскохозяйственной продукции уплачивает пени поставщику за каждый просроченный день платежа в размере 2 % от стоимости несвоевременно оплаченной продукции. В том случае, если просрочка оплаты составляет более 30 дней, размер пени увеличивается до 3 %, причем, за проведение данной операции в счет банка поставщика перечисляется 5 % от сумм полученной пени.

Общий объем финансирования Программы в 2008-2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд рублей, в том числе[2]:

                              в 2008 году – 76,3 млрд рублей;

в 2009 году – 100 млрд рублей;

в 2010 году – 120 млрд рублей;

в 2011 году – 125 млрд рублей;

в 2012 году – 130 млрд рублей.

 

 

 

 

 

           2.3. Виды цен. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию

 

Цена является основным ориентиром для сельхозпроизводителя в рыночной экономике, так как от цены зависит, произойдет возврат издержек производства или нет, получит сельхозпредприятие прибыль или останется в убытке. Экономически обоснованная цена по размеру должна обеспечивать каждому нормально работающему предприятию возмещение затрат и получение необходимой прибыли. Именно цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей:

-валовой и товарной продукции;

-ее себестоимости;

-рентабельности;

-прибыли;

-выявление экономической эффективности отдельных отраслей и предприятия в целом.

Цена является одним из рычагов стимулирования производства наиболее качественной продукции, организации равномерного ее получения в течение года. С помощью цен распределяется и перераспределяется валовой доход между отраслями.

Экономика трактуется как «хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами». В рыночной экономике основными законами являются законы стоимости, экономии ресурсов, равновесия и конкуренции.

Проявление закона стоимости в рыночных отношениях заключается в равной взаимовыгодности для всех субъектов процесса товарооборота. Причем, взаимовыгодность обмена предполагает, что средняя цена товара, во-первых, должна отражать среднюю степень его качества; во-вторых, выровненный уровень издержек для данного товара.

Именно выровненный уровень качества и издержек является объективной основой, вокруг которой колеблется фактическая рыночная цена.

Закон экономии ресурсов предполагает постоянное улучшение качественных характеристик производимой продукции и услуг и снижение затрат на единицу потребительской стоимости.

Закон равновесия предполагает, что денежный объем товаров и услуг, предлагаемый на рынке к реализации, должен уравновешиваться размером платежеспособного спроса.

Закон конкуренции - один из важнейших законов рыночного хозяйства. Сущность его выражается в соперничестве товаропроизводителей за достижение лучших условий производства.

Цена на продукцию сельского хозяйства и товары, потребляемые отраслью, складываются в зависимости от того, какие связи между сельхозпредприятиями, торговыми организациями и потребителями они обслуживают. Система цены в условиях рынка должна состоять из трех основных элементов соответственно трем возможным каналам реализации продукции.

           В Федеральном Законе «О государственном регулировании агропромышленного производства»[3] определено, что основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции выступают рыночные (договорные) цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Наряду с рыночными применяются гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию. Они используются тогда, когда средние рыночные цены ниже гарантированных, или если реализация продукции осуществляется непосредственно государству.

Гарантированные цены рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами государственной власти. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство.       Перечень сельскохозяйственной продукции, объем ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством РФ.

Целевые цены применяются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также для покрытия расходов, связанных с взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и других платежей. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, залоговых ставок при залоге продукции, а также при расчете дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законодательством.

Применяются пороговые цены для определений уровня цен, сложившихся на внутреннем рынке страны.

         Залоговые цены (ставки) используются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.

Предусматривается достижение паритета цен на сельскохозяйственную продукцию с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных работников на селе должна обеспечить воспроизводство рабочей силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты — зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

 

 

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции[4], процент,
в % к соответствующему месяцу прошлого года,
Российская Федерация

 

2008

2009

2010

январь

февраль

март

январь

февраль

март

январь

февраль

март

Зерновые и зернобобовые культуры

149,21

150,29

153,15

88,45

86,89

85,59

86,76

87

85,13

Животные живые и продукты животного происхождения

127,03

128,75

129,22

106,88

105,01

105,88

101,77

103,57

105,58

Птица сельскохозяйственная живая

112,51

112,17

112,81

115,73

115,55

118,16

100,5

97,62

96,95

Молоко сырое крупного рогатого скота

160,6

163,19

162,5

87,95

84,78

84,09

107,57

112,54

115,88

Яйца куриные

127,62

131,8

128,01

104,41

96,19

97,19

87,58

98,25

111,03

Делая вывод из статистики за 2008-2010 год, можно сказать, что цены на сельскохозяйственную продукцию в 2010 году  стали значительно ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции

 

Продовольственные интересы России удовлетворяются за счет собственного производства внутри страны и ввоза импортных продуктов. В то же время высокие темпы производства отдельных наименований сельскохозяйственной продукции позволяют осуществлять экспорт в другие страны.

В частности, хороший урожай зерновых 2009 года сделал зерно стратегическим экспортным продуктом – более 20 миллионов тонн российского зерна было продано на мировом рынке. Данная тенденция сохраняется и в текущем году – за январь 2010 года было экспортировано 1.54 млн. тонн зерна, что превышает показатели за аналогичный период прошлого года. Такой прорыв позволил нашей стране войти в тройку мировых лидеров зернового рынка.

Экспорт по товарам и товарным группам в разрезе ТН ВЭД России[5], -,
Российская Федерация,
Всего,
Тонна,
Пшеница

 

2008

2009

2010

январь

906114,7

855749

1361720

февраль

158023,6

1114497

1042706

март

11573,6

1760749

 

Информация о работе Государственное регулирование сельского хозяйства