Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:19, курсовая работа
Задачей настоящей работы является раскрытие основных понятий по вопросам государственного регулирования одной из важнейших отраслей экономики – сельского хозяйства. В задачи работы входит раскрытие понятия роли государства в регулировании АПК, а также способов решения проблем в данной сфере. Сегодня исследование данной темы является одной из главных в экономике нашей страны.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики......5
1.1.Понятие государственного регулирования экономики.............5
1.2.Формы государственного регулирования экономики………...9
1.3.Проблемы государственного регулирования экономики........12
Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса………………………14
2.1.Задачи государственного регулирования агропромышленного производства…….………………...14
2.2.Финансовое регулирование агропромышленного комплекса……………………………………………………………….17
2.3.Виды цен. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………………...20
2.4.Регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………..29
Приложение……………………………………………………………..31
Основными покупателями российского зерна на мировой арене выступают страны Южной Европы, Северной Африки и ближнего Востока, а также страны СНГ. Одновременно Россия импортирует ряд зерновых культур, в частности кукурузу из европейских стран и США, а также наша страна закупает ценную пшеницу из Казахстана, Италии, Канады.
Производство ряда наименований с/х продукции не может полностью удовлетворить потребности россиян, и это приводит к зависимости от импорта данных товары. Конкретно это касается мяса, молочной продукции, сахара – от 15 до 40% этой продукции ввозится в Россию из-за рубежа. Мясо наша страна закупает в Белоруссии и странах латинской Америки, а мясо птицы — в Европе и США. Молочные продукты ввозятся из стран Евросоюза, Белоруссии, Украины. Поставщиками сахара для России являются Белоруссия и другие страны СНГ, а также ряд государств дальнего зарубежья, например, Бразилия. Однако производство этих продуктов в нашей стране растет год от года, поэтому доля импорта сокращается. (Рис.1)
Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукций осуществляются с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности РФ.
Правительство РФ в этом случае принимает меры:
1) защитного, протекционистского характера в случаях, когда население рынка сельскохозяйственной продукции может обеспечиваться за счет отечественного производства;
2) по стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.
В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на создание равных условий для конкуренции. Если цены внутренние и мировые находятся примерно на одном уровне, необходимости в регулировании нет, поскольку отечественный потребитель при прочих равных условиях выберет отечественную продукцию. Если внутренние цены выше тех цен, по которым продается импортная продукция, а сбыт отечественного продовольствия затруднен, целесообразно введение так называемых пороговых (защитных) цен, используемых при установлении таможенных пошлин.
Пороговая цена рассчитывается на основе цен, сложившихся на внутреннем рынке РФ на отдельные виды сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, государственное регулирование АПК является неотъемлемой частью государственного регулирования всей страны. За счет государства идет финансирование агропромышленного производства, для этого используются средства федерального бюджета, а также внебюджетные источники. На уровне государства происходит регулирование основных цен на всю сельскохозяйственную продукцию. Подобная задача решается государством и на уровне экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.
Импорт по товарам и товарным группам в разрезе ТН ВЭД России[6], -, | |||||||||
| 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
январь | февраль | март | январь | февраль | март | январь | февраль | ||
Масло сливочное | 10348,7 | 14181 | 13590,7 | 5449,6 | 8392,7 | 10896,3 | 9159,8 | 10857,2 | |
Зерно | 78678 | 96648,4 | 76435,9 | 27723 | 29358 | 75409,3 | 15942 | 36140 | |
Пшеница | 22261,7 | 32030,8 | 6955,6 | 0 | 0 | 30619 | 9237 | 14703 | |
Ячмень | 21200 | 12799 | 6296,7 | 840 | 0 | 752 | 0 | 120 | |
Кукуруза | 9847 | 10821 | 33147 | 2040 | 4078 | 9285 | 443 | 6151 | |
Масло подсолнечное | 6648 | 7668 | 20811 | 1951 | 4349,1 | 4540,2 | 1146 | 5590 | |
Сахар белый | 15614 | 16740,1 | 14160,8 | 27441,4 | 21938,8 | 25169,1 | 20896,2 | 25784 |
Рассматривая статистические данные по импорту сельскохозяйственной продукции за 2008-2010 год, можно сделать вывод, что импорт зерна, пшеницы, кукурузы, масла подсолнечного и сливочного уменьшился в 2010 году по сравнению с 2008 годом, а импорт сахара увеличился.
Заключение.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.
Первостепенная задача сегодня состоит в грамотном регулировании государством агропромышленного комплекса. Основные направления в решении данной задачи видятся в следующем:
- Правильно поставить задачи государственного регулирования АПК;
-В увеличении финансирования агропромышленного комплекса из бюджета страны, так же государственная поддержка кредитования АПК и использование специальных фондов, созданных правительством РФ для поддержки агропромышленного производства;
-Необходимость регулирования уровня цен на все виды сельскохозяйственной продукции.
Реализация этих направлений приведет к изменению во всей структуре агропромышленного комплекса, а сегодня он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства. К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.
Главным сегодня является восстановление сельскохозяйственного производства, вывод отраслей АПК из системного кризиса. Эта задача может быть решена, во-первых, на основе разработки законодательной базы, предусматривающей пересмотр многих положений и изменение курса реформ, а во-вторых, путем подготовки и освоения программ восстановления и развития АПК в каждом регионе, результативность которых в значительной (и решающей) степени зависит от аграрной политики государства.
Список литературы.
1. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики учеб. пособие / А. М. Бабашкина. — М. Финансы и статистика, 2005.
2. Государственное регулирование рыночной экономики / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. — М. : Экономика, 2000.
3. Государственное регулирование рыночной экономики / под
ред. В. И. Кушлина. - М. : Изд-во РАГС, 2006.
4. Государственное регулирование рыночной экономики : учеб.
пособие. — М. :Дело, 2001.
5. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.:Дело, 2001, стр. 36.
7. Гордеев А. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы//АПК: экономика, управление 2007 №9.
8. Киреева Н.А., Александрова Н.А. Продовольственный рынок: структурные закономерности и конкурентные стратегии// Вестник СГАУ, 2009, №7, стр. 50-56.
9. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие / В. П. Орешин. — М. : Финансы, 1999.
10. Павлушкина О., Черная А., Гренадеров Ф. Прогнозирование структурных изменений в сельском хозяйстве//АПК: экономика, управление 2009, №3, стр.43-45.
11. Рахматуллин Р.К. Формирование цен на рынке сельскохозяйственной продукции // Экономика и управление. - 2005.
12. Сагайдак А. Э. Проблемы государственного регулирования сельскохозяйственного производства / А. Э. Сагайдак, 0. Г. Третьякова. — М., 2004.
13. Серков А. Концептуальные подходы к прогнозированию развития сельского хозяйства//АПК: экономика, управление 2010, №2, стр. 8-12.
14. Суханова И.Ф., Алиев М.И. Совершенствование мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства с учетом «зеленой корзины» ВТО// Вестник СГАУ, 2009, №10, стр. 97-104.
15. Ушачев И. Г. Социально-экономические проблемы развития АПК России / И. Г. Ушачев. — М., 2003.
16. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л. Г. Ходов.— М. : Экономист, 2005.
17. Шамахалов Ф. Государство и экономика. – М. 2000.
18. Экономика сельского хозяйства / под ред. А. И. Минакова. —
М. : Колос, 2005.
Приложение 1
Прогнозы по импорту мясной продукции и производству зерна на ближайшие годы[7].
Рис. 1. Импорт мясной продукции и производство зерна.
22
[1] ФЗ от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»
(принят ГД ФС РФ 19.07.1996)
[2] Информация взята из журнала АПК: экономика, управление, 09”2007
[3] ФЗ от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»
(принят ГД ФС РФ 19.07.1996)
[4] По данным сайта- http://www.gks.ru
[5] По данным сайта - http://www.gks.ru
[6] По данным сайта - http://www.gks.ru
[7] Информация взята с сайта - http://www.afmc.ru
Информация о работе Государственное регулирование сельского хозяйства