Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:02, доклад

Краткое описание

Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (13).doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Государственное регулирование сельского хозяйства  за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

     В настоящее время основным содержанием  аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная  поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами − в США, Канаде, странах ЕС.

     Наиболее  широко практикуемые в зарубежных странах  меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку, обобщены в таблице 1. Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:

  • прямых государственных компенсационных платежах;
  • платежах при ущербе от стихийных бедствий;
  • платежах за ущерб,  связанный с реорганизацией производства 
    (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой 
    скота и т.д.).

    К мерам  косвенного государственного регулирования  АПК относятся:

  1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством 
    поддержки   внутренних   цен   на   сельскохозяйственную   продукцию, 
    установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт 
    продовольствия;
  2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение 
    средств производства путем предоставления субсидий на приобретение 
    удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным 
    кредитам, выплаты по страхованию имущества;
  3. Содействие   развитию   рынка,   предусматривающее   выделение 
    государственных  средств  на  разработку  и  осуществление  рыночных 
    программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по 
    перевозкам продукции.

     4. Содействие развитию производственной  инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства − субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

      В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен. Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:

  • установление  верхних и  нижних пределов  колебания цен  и 
    индикативной  или  условной  цены,  которую  стремится  поддерживать 
    государство;
  • скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях 
    товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

     Политика  аграрных цен и фермерских доходов  в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения таких экономических показателей, как: издержки производства по группам специализированных хозяйств 
(страны ЕС) или по видам производства (США); паритет   цен    на   промышленную    и    сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства.

     В результате получается проработанная  в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.

     В рамках государственной поддержки  сельского хозяйства США существуют два вида цен:

  • целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее 
    важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен 
    рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для 
    самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и 
    пониженным   уровнями   затрат.   Реализация   фермерской   продукции 
    происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо 
    равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым 
    платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, 
    если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является 
    экономической  реальностью  для   фермера,   т.е.   окончательной  ценой 
    реализации, которую стали называть гарантированной;
  • залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене 
    фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю 
    продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой 
    цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 
    г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию 
    продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на 
    хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на 
    рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция 
    в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не 
    произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за 
    нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом 
    издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний 
    предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в 
    течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то 
    фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. 
    Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между 
    залоговой ставкой и ценой мирового рынка.

      В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.

     Во  всех странах Западной Европы действует  механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.

     Так, в Финляндии действуют три  вида цен: целевые, дотационные и  дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства  определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной  организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т.е. с лучшими условиями производства. Для районов  с худшими условиями предусмотрены дотации. Дотационные цены устанавливают по той же процедуре, что и гарантированные, но на сельскохозяйственную продукцию, идущую на экспорт. При этом, если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не подлежат оплате по дотационным ценам. На сельскохозяйственную продукцию, произведенную сверх установленных государственных квот, предусмотрены дополнительные цены, которые варьируют в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом районе страны (они, как правило, ниже целевых цен).

     К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

     Один  из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах − уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию − с 8,5 до 47, животноводческую − с 20 до 28,5%.

     Общей основой ценообразования в АПК  зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.

     Субсидии  в странах ЕС достигли 45-50% стоимости  произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии  − 70, в России − лишь 3,5%. В США  на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли.

      Помимо  ценового механизма, общие для ЕС нормы организации и регулирования  рынков сельскохозяйственного сырья  и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта. Основным стремлением наднациональных органов ЕС является поиск средств и методов в сфере поддержки производителя, которые обеспечивали бы ему примерно равные позиции в каждой отдельной стране.

     В ЕС национальные дотации предоставляются  в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая условия наибольшего благоприятствования в рамках какой-либо отдельной страны, запрещена. К такого рода помощи относятся: ценовые вмешательства (надбавки к ценам), регулирование объемов производства, высокая компенсация за экспортную продукцию. Вместе с тем национальное правительство участвует в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, обеспечению ветеринарного надзора, внедрению достижений научно-технического прогресса, охране окружающей среды, стимулированию производства в так называемых проблемных районах, обеспечению минимального уровня доходов мелким хозяйствам.

     Кроме того, бюджетная поддержка может  предоставляться как государствами-членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема.

     Таким образом, общеевропейская политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем.

     Национальная  аграрная политика в странах ЕС является продолжением Единой аграрной политики, однако существуют различия в направлениях и методах финансирования сельского хозяйства. Например, на поддержку производства и рынков в добавление к системе ЕС Дания расходует треть своего сельскохозяйственного бюджета, Великобритания и Ирландия − соответственно 15 и 20%. Почти все страны половину национальных сельскохозяйственных бюджетов расходуют на структурную политику (сюда входят модернизация и укрупнение ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных ресурсов, улучшение оперативной деятельности фермеров, сокращение производственных издержек и развитие районов с неблагоприятными условиями). По этим направлениям расходов наблюдаются значительные различия. Например, Великобритания направляет на программы модернизации почти треть своего сельскохозяйственного бюджета, а Нидерланды и Люксембург − менее 10%. В целом в странах ЕС на поддержку начинающих фермеров направляется в среднем 10% от аграрных бюджетов, в том числе во Франции − 25%, в Великобритании и Ирландии эта статья расходов незначительна. На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10%, а в Нидерландах -почти 30% бюджета.

     Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации − в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Так, в связи с кризисом 1980−1985 годов бюджетные расходы на сельское хозяйство в 1986 году составили 58,7 млрд долл., или 5,9% от всего федерального бюджета. Конец 80-х годов был благоприятным для сельского хозяйства, и уровень государственного субсидирования заметно снизился, составив в 1989 году 52 млрд долл., или 4,6% федерального бюджета. Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ:

  • сельскохозяйственные исследования;
  • организация маркетинга и информации о рынках и ценах;
  • кредитование;
  • консервация и изъятие земель;
  • поддержка цен, закупка, компенсационные платежи;
  • поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, 
    рыночные заказы;
  • субсидирование продовольствия;
  • экспортные субсидии;
  • международная продовольственная помощь.

Информация о работе Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом