Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:02, доклад
Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.
Можно выделить три уровня регулирования аграрного производства.
Первый
из них − Министерство земледелия.
Оно принимает необходимые
Второй уровень − Межведомственный комитет, в работе которого участвуют представители трех вышеназванных министерств, а также тех органов, которые прежде всего заинтересованы в регулировании аграрного сектора.
Третий уровень − советы по продукции.
В конечном счете окончательное решение остается за министром земледелия. Межправительственный комитет − это орган, который лишь готовит решения.
Закон по регулированию государством аграрного сектора касается трех видов продукции. Некоторые − крупный рогатый скот, свиньи, кукуруза и пшеница − не подлежит непосредственному регулированию.
Инструментом
непосредственного
Гарантированная цена − это такая цена, по которой государство обязано закупать часть производственной агропродукции (КРС, свиней, молоко, кукурузу и пшеницу) в том случае, если рыночная цена упадет ниже этой гарантированной цены. С этими ценами всегда связана определенная квота, которая устанавливается Министерством земледелия на основании решения Межведомственной комиссии. Гарантированные цены и квоты за 3 месяца до начала календарного года должны быть доведены до сельхозпроизводителей.
Другие
средства регулирования −
Регулирующая
деятельность государственных органов
осуществляется на основе договоров
с советами по продукции. Основные льготы,
предусмотренные правилами
Важнейшее значение для подлинного регулирования рыночных отношений в аграрном секторе имеет информационная система как составная часть рыночной инфраструктуры. Но в этом Венгрия не достигла успехов.
Пожалуй, единственной организацией, которая в состоянии дать всеобъемлющую информацию о конкретном продукте, являются советы по продукции. Каждый совет формируется по вертикали и состоит из производителей, переработчиков и торговцев. Советы по продукции − это профессиональный орган по согласованию и осуществлению интересов и в то же время − функционирующая информационная система. Советам министерство передает часть средств, выделенных бюджетом на регулирование аграрного сектора. Советы ведут наблюдение за конкретным рынком той или иной продукции. По тем видам продукции, по которым применяются гарантированные цены, они участвуют в установлении квот.
Однако можно констатировать, что, на наш взгляд, система управления сельским хозяйством Венгрии развита слабо.
Великобритания. В Великобритании преимущественное распространение получили средние хозяйства с площадью используемых сельхозугодий около 70 га. При этом из общего числа фермерских хозяйств около 40% обладают земельными участками, не превышающими 100 га. Чаще всего британская ферма − это чисто семейный бизнес, где число работников составляет всего 1-5 человек.
Несмотря на наличие развитого производства растениеводческой или животноводческой продукции по основному для данного хозяйства направлению, британский фермер всегда стремится к ведению многопланового хозяйства или сочетанию нескольких видов бизнеса. Это вызвано необходимостью достижения финансовой стабильности, равномерного обращения капитала и уменьшения риска от возможных неудач при монопроизводстве.
Сельское хозяйство в Англии и Шотландии характеризуется высочайшей культурой земледелия, на большинстве площадей преобладает мостовая технология, позволяющая обеспечить высокую механизацию всех процессов при минимальном числе агрегатов и минимальном расходе топлива.
В большинстве случаев фермеры − собственники своих земельных участков, причем они одновременно являются менеджерами своего бизнеса. Однако фермер не обходится без услуг огромного числа сервисных, маркетинговых и консультационных компаний и организаций. Из всего множества таких услуг необходимо выделить внешний менеджмент, осуществляемый управляющей компанией через своих менеджеров.
Такой способ управления получает все большее распространение, так как управляющая компания позволяет фермеру достигать более высоких и устойчивых результатов, чем он мог бы получить самостоятельно, хотя фермер за эту услугу должен платить до 30% своей прибыли.
Кроме чистого менеджмента управляющая компания может использовать свой собственный оборотный капитал. В этом случае фермер чаще всего получает оговоренный контрактом фиксированный доход. Но даже и в этом случае фермер получает большую прибыль, чем при самостоятельном менеджменте и использовании только собственных ресурсов.
Успешная деятельность управляющих компаний позволяет им развивать и свое собственное производство, наращивая капитал, и в результате проводить свою инновационную политику, опытную работу, а самое главное, централизованно готовить квалифицированных менеджеров. Особенностью внутренней организации и управления крупными многоотраслевыми фермерскими хозяйствами (этим занимаются, как правило, большие перерабатывающие компании или землевладельцы) является строгая специализация менеджмента. Здесь привычны такие определения, как «менеджер по зерну», «менеджер по овцеводству» и т.д.
Территориальные образования, объединяющие в себе отраслевые структуры подразделения, возглавляет главный директор. Такая организация обусловлена тем, что никакой набор сервисных и консультационных услуг не способен решить многие проблемы проникновения на рынок сельхозпродукции и эффективного снабжения хозяйств топливом, удобрениями и т. д.
Эти проблемы решают различные организации фермеров, чаще всего по своей форме являющиеся кооперативами (по законодательству Великобритании). Они не обладают ни большими уставными фондами, ни оборотными капиталами, а получаемая прибыль полностью распределяется между учредителями-фермерами. Каждый из фермеров здесь обладает акцией в один фунт стерлингов, а кооператив управляется советом директоров и исполнительным директором, назначаемым советом. В настоящее время кооперативы построены по узкоспециализированному принципу − маркетинговые, снабженческие и машинные кружки. Однако жесткая конкуренция за привлечение новых участников заставляет кооперативы расширять сферу своей деятельности, выходя за рамки обычной специализации. В Великобритании все более заметной стала тенденция к ужесточению конкуренции между крупными банками за финансовый рынок в аграрном секторе страны. Банки резко изменили свою политику и методы работы, что видно на примере одного из пяти самых крупных банков страны − Мидлендбанка. В результате исследования финансового рынка фермерских хозяйств было установлено следующее: в стране мало банков, полностью владеющих информацией о том, что происходит в аграрном секторе и каковы тенденции его изменения; отсутствует концепция управления финансами фермерских хозяйств; нет ясности, кто должен работать с фермерами во время оборота денег; фермерство является надежным видом бизнеса с малой степенью риска.
По
материалам исследований банк ввел в
свою структуру новый отдел
Мидлендбанк предоставляет фермерам широкий набор банковских услуг, в том числе: краткосрочные займы (до 5 лет); долгосрочные инвестиционные кредиты для строительства зданий общего назначения (до 10 лет) и специального назначения (до 7 лет). Для приобретения земельных участков фермер может получить долгосрочный инвестиционный кредит на 25 лет. Банк большое внимание уделяет подготовке новых финансовых менеджеров, используя практические задания и стажировки при разработке бизнес-планов и планировании бюджетов конкретных фермерских хозяйств.
Наибольший интерес для специалистов органов управления АПК представляет вопрос, какими должны быть функции министерства в условиях господства рыночных отношений. Британское сельскохозяйственное ведомство несет ответственность перед обществом за следующее:
Министерство по всем перечисленным направлениям решает только общегосударственные проблемы, не вмешиваясь в дела фермерских хозяйств. Все сотрудники министерства являются государственными служащими, при этом в самом министерстве работают только 8,5 тыс. человек, а остальные в различных агентствах. В лондонском офисе министерства работают только 500 человек, а остальные в региональных центрах по всей Великобритании. Министерство не представляет своим фермерам финансовой помощи, за исключением тех случаев, когда фермер принимает участие в какой-либо государственной программе (например, элитное животноводство или сохранение горных пастбищ). Основной источник субсидий для британских фермеров − ЕС, регулирующий европейский рынок сельхозпродуктов.
Информация о работе Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом