Регулирование сельского хозяйства в услоиях ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить влияние механизма ВТО на сельскохозяйственную составляющую стран – участниц.
Задачи работы в рамках поставленной цели:
1) Определение механизмов регулирования сельского хозяйства в рамках ВТО;
2) Перспективы изменения правил регулирования сельского хозяйства в рамках Доха – раунда многосторонних переговоров;
3) Рассмотрение позиций России и ВТО по ключевым вопросам сельского хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1: Общие положения о регулировании сельского хозяйства в рамках ВТО
1.1. Что такое ВТО, его значение в мировой экономике
1.2. Нормативная база регулирования сельского хозяйства в рамках ВТО
Глава 2: Текущее положение дел и перспективы изменения правил регулирования сельского хозяйства в рамках Доха раунда
Глава 3: Россия в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

коммерческмя дипломатия 5.docx

— 62.32 Кб (Скачать)

РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ВТО

 

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1: Общие положения  о регулировании сельского хозяйства  в рамках ВТО

    1. Что такое ВТО, его значение в мировой экономике
    2. Нормативная база регулирования сельского хозяйства в рамках ВТО

Глава 2: Текущее положение  дел и перспективы изменения  правил регулирования сельского  хозяйства в рамках Доха раунда

Глава 3: Россия в ВТО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Несмотря на то, что сельское хозяйство вносит в мировой ВВП  около четверти стоимости, а количество занятого в нем экономически активного  населения составляет 1 миллиард человек, сельское хозяйство – это наиболее важная отрасль экономики любой  страны. Она направлена на обеспечение  населения продовольствием, а также  на добычу сырья для некоторых  отраслей промышленности. Это исторически  оправдавший себя компонент внешнеторговой деятельности.

Мировая экономическая кооперация охватывает все большее количество отраслей и дает стимул к их совершенствованию, но в то же время делает более  явными неравномерности в экономическом  развитии различных стран. Одним  из объединений, осуществляющих эту  кооперацию, является Всемирная Торговая Организация (в дальнейшем ВТО).

Тема проекта является на данный момент без сомнения актуальной, так как уже существует мнение о надвигающемся продовольственном  кризисе. В этом случае будут воевать  не за нехватку роботов или нано – автодорог, а за то, что дает человеку возможность выжить, то есть за продукты сельского хозяйства.

Цель данной работы –  определить влияние механизма ВТО  на сельскохозяйственную составляющую стран – участниц.

Задачи работы в рамках поставленной цели:

  1. Определение механизмов регулирования сельского хозяйства в рамках ВТО;
  2. Перспективы изменения правил регулирования сельского хозяйства в рамках Доха – раунда многосторонних переговоров;
  3. Рассмотрение позиций России и ВТО по ключевым вопросам сельского хозяйства.

Предмет исследования –  сельское хозяйство как часть  первичного сектора мировой экономики.

Объект – Регулирование  сельского хозяйства в рамках ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Общие положения о регулировании сельского хозяйства в рамках ВТО

 

Членство в любой организации, на уровне ли она территориального субъекта или международная, подразумевает  соблюдение определенных правил игры. Прежде чем рассмотреть, чем руководствуются  участники ВТО в рамках сельского  хозяйства, следует дать информацию о том, что же такое ВТО и  каково его значение в мировой  экономике.

1.1: Что такое ВТО, ее  значение в мировой экономике

ВТО - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение  новых торговых соглашений, а также  следит за соблюдением членами организации  всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах  в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

 

 

 

Функции ВТО 

 

Основными функциями организации  являются:

  • Выполнение роли коллективного торгового договора по вопросам входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.
  • Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений входящих в её правовую структуру.
  • Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.
  • Выполнение административных функций в отношении договоренности о правилах и разрешения споров.
  • Выполнение административных функций в отношении механизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.
  • Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями.

 

Задачей ВТО провозглашено  не достижение каких-либо целей или  результатов, а установление общих  принципов международной торговли[4]. Согласно декларации, работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации[4].
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными[5].
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО[6].

Бюджет ВТО составляет примерно 130 млн. швейцарских франков или 90 млн. долларов.

 

1.2: Нормативная база регулирования  сельского хозяйства в рамках  ВТО

В этом пункте будут рассмотрены  те торговые соглашения, которые имеют  наибольшую связь с регулированием деятельности аграриев.

Наиболее важным сельскохозяйственным соглашением в рамках ВТО является Соглашение по сельскому хозяйству (AoA). Следующие многосторонние соглашения оказывают непосредственное влияние на торговлю сельхозпродукцией: Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм (SPS) и Соглашение по правам интеллектуальной собственности (TRIPS).

Соглашение по сельскому  хозяйству ВТО

После окончания Второй мировой  войны разные страны использовали различные  формы поддержки сельскому хозяйству  в области государственной поддержки, экспортного субсидирования и обеспечения  доступа на рынок. В некоторых  странах были созданы системы, подобные ЕС, не ограничивающие объем производства и практически не ограничивающие бюджетные расходы на субсидирование. Этот процесс получил ускоренное развитие в 1980-х до такой степени, что в некоторых странах образовались излишки сельскохозяйственной продукции, которые можно было поставлять на экспорт только при наличии экспортной субсидии.. Правила ГАТТ оказались  малоэффективным инструментом регулирования  торговли сельскохозяйственной продукцией. Многие потоки торговли сельскохозяйственной продукцией оказались под влиянием экспортных и внутренних субсидий, при этом более жесткие ограничения  на импорт попросту игнорировались.

Соглашение по сельскому  хозяйству ВТО было принято в ходе Уругвайского раунда многосторонних переговоров и его идеей является ведение мировой торговли сельскохозяйственной продукцией в неискаженном виде, то есть в количествах и по ценам, не являющимися выше или ниже рыночных. Соглашение состоит из преамбулы, 21 статьи и пяти методологических приложений. Оно охватывает вопросы производства и внешней торговли сельскохозяйственными товарами (исключая рыбу и рыбопродукты) и, (включая хлопок, лен, шелк, кожи и шкуры), вводит их в круг товаров, регулируемых правилами ГАТТ-1994.

Соглашение по сельскому  хозяйству – одно из наиболее противоречивых соглашений ВТО. Сельское хозяйство  во всех развитых странах существует под защитой многопланового аграрного  протекционизма. Интересы США и Евросоюза  по поддержке внутреннего сельскохозяйственного  производства разнонаправлены. Не менее  остры разногласия в этой области  развитых и развивающихся государств. В итоге, результаты по снижению уровня аграрного протекционизма оказались  более чем скромными.

Можно выделить четыре главных  элемента Соглашения по сельскому хозяйству  в области снижения барьеров в  торговле. Страны-члены ВТО договорились:

  • связать (консолидировать) ставки пошлин на большинство сельскохозяйственных товаров и снизить их в течение 1995-2000 годов на 36% (развитые страны) и на 24% (развивающиеся страны) в течение десяти лет;
  • заменить нетарифные меры, затрагивающие импорт сельскохозяйственных товаров эквивалентными по ограничительному эффекту таможенными пошлинами (тарификация) и снизить полученные таким путем ставки на 36% (развитые страны) и на 24% - (развивающиеся государства). Наименее развитым странам, например африканским, разрешается не снижать тарифы вообще.Также было привнесено новое понятие «тарифная квота» - квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин. То есть таким образом избегались запретительные меры в отношении объемов поставки, превышающих устанавливаемые в рамках новой торговой организации;
  • сократить общий уровень внутренней поддержки производства сельскохозяйственных товаров развитыми странами на 20% (отсчет от уровня 1986-1988 годов, правительствам оставлен выбор мер, которые могут быть сохранены),а развивающимися странами – на 13%. Приложение 2 к Соглашению определяет какие виды деятельности, осуществляемые за счет государства, не подпадают под данное правило (например, услуги по созданию инфраструктуры – электрификация, постройка дорог и т.д.);
  • снизить экспортные субсидии на сельскохозяйственные товары на 34% по стоимости и на 21% по размеру субсидируемого экспорта. Для стран «третьего мира» опять же действует право не сокращать финансирование экспорта. После названных сокращений и тарификации ставки пошлин на многие сельскохозяйственные товары составляли от 100% до 400%, а размер внутренней поддержки сельскохозяйственного производства составил 162 млрд. долларов (по основным странам).

Соглашение вводит в экономическую  политику новые методологические понятия:

  • Агрегированный показатель внутренней поддержки - Aggregatemeasureofsupport (AMS) - суммарный показатель поддержки сельскохозяйственного производства. Определяется как разница между отечественной и мировой ценой. Эта величина, выражаемая в национальной валюте, умножается на те товары, по которым она существует (т.е. в случае, когда отечественная цена выше мировой). К полученному значению добавляются дотации сельскохозяйственным производителям и суммы, которые они не уплачивают в силу предоставленных им льгот (ряд конкретных льгот в АПП не включается). Очевидно, что AoA предусматривает постепенное сокращение АПП.
  • Тарифный эквиваленти др.

Статья 5 Соглашения устанавливает  специальную систему защитных мер  для сельскохозяйственного импорта. Она разрешает любой стране ввести дополнительную пошлину в отношении  сельскохозяйственных товаров, если стоимость  импорта превысит заранее обусловленный (триггерный) уровень или если цена на этот товар окажется ниже подобного  уровня. Соглашение о защитных мерах  ВТО не применяется в рамках Соглашения по сельскому хозяйству.

Часть IV Соглашения, посвященная внутренней поддержке национального сельского хозяйства, делит все меры господдержки на «Зеленую корзину», «Желтую корзину» и «Красную корзину» по принципу их допустимости.

Группа мер, в отношении  которых не принимаются обязательства  по связыванию на каком-либо уровне и  сокращению – это меры так называемой «зеленой корзины», которая включает направления государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие  минимальное искажающее воздействие  на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. Общим критерием отнесения  тех или иных мер к «зеленой корзине» является то, что такие  меры финансируются из государственного бюджета на основе федерального законодательства и решений Правительства, а не за счет средств потребителей и не имеют следствием поддержания цен  производителей. Государственные расходы  в рамках финансирования мер «зеленой корзины» осуществляются по следующим  направлениям:

  • совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи,
  • мелиоративных сооружений), за исключением операционных расходов на поддержание ее функционирования;
  • содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
  • поддержка доходов сельхозпроизводителей, не влекущая непосредственного стимулирования производства конкретных видов сельхозпродукции;
  • поддержка доходов сельхозпроизводителей, не связанная с видом и объемом производства;
  • страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий;
  • содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства (в том
  • числе за счет реализации программ приватизации, улучшения землепользования и проч.);
  • охрана окружающей среды;
  • программы регионального развития для районов с неблагоприятными природными условиями;
  • научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;
  • ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;
  • содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации.

Информация о работе Регулирование сельского хозяйства в услоиях ВТО