Регулирование сельского хозяйства в услоиях ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить влияние механизма ВТО на сельскохозяйственную составляющую стран – участниц.
Задачи работы в рамках поставленной цели:
1) Определение механизмов регулирования сельского хозяйства в рамках ВТО;
2) Перспективы изменения правил регулирования сельского хозяйства в рамках Доха – раунда многосторонних переговоров;
3) Рассмотрение позиций России и ВТО по ключевым вопросам сельского хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1: Общие положения о регулировании сельского хозяйства в рамках ВТО
1.1. Что такое ВТО, его значение в мировой экономике
1.2. Нормативная база регулирования сельского хозяйства в рамках ВТО
Глава 2: Текущее положение дел и перспективы изменения правил регулирования сельского хозяйства в рамках Доха раунда
Глава 3: Россия в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

коммерческмя дипломатия 5.docx

— 62.32 Кб (Скачать)

Меры, оказывающие воздействие  на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, в отношении которых  принимаются обязательства по связыванию первоначального уровня поддержки  и его последующему поэтапному сокращению в течение 6-летнего, с момента  присоединения, переходного периода  в размере 20 процентов от исходного  связанного объема – это меры «желтой  или янтарной корзины». Интегрирующий  показатель объема финансирования таких  мер, составляющий ежегодную сумму  всех видов государственной поддержки, на которые распространяются обязательства  по связыванию и сокращению, носит  название «агрегированной меры поддержки» (АМП). Первоначальный уровень связывания обычно рассчитывается как среднегодовая  величина фактических расходов за последние  три репрезентативные года («базисный  период») как на федеральном, так  и на региональном уровнях.

  • дотации на продукцию животноводства и растениеводства;
  • дотации на комбикорма;
  • компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
  • компенсация части затрат на энергоресурсы;
  • компенсация текущих расходов по повышению плодородия почв (содержанию мелиоративной сети);
  • компенсация стоимости техники, приобретенной в порядке встречной продажи сельхозпродукции;
  • расходы на ремонт и текущее содержание мелиоративных систем;
  • расходы лизингового фонда;
  • расходы на создание сезонных запасов запчастей и материально-технических ресурсов;
  • капитальные вложения производственного назначения, кроме капитальных расходов на мелиорацию и водное хозяйство;
  • предоставление производителю товаров (услуг, работ) по ценам ниже рыночных;
  • закупка у производителя товаров (услуг, работ) по ценам выше рыночных;
  • льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и региональных бюджетов, включая списание и реструктуризацию (в том
  • числе пролонгацию) долгов;
  • льготы на транспортировку сельскохозяйственной продукции.

Группа мер, в отношении  которых применяются обязательства  по связыванию первоначального уровня субсидирования и его последующего поэтапного сокращения, относятся меры экспортного субсидирования. При  этом запрещается применять экспортные субсидии, кроме тех, которые зафиксированы  в перечне обязательств страны –  как по видам субсидирования, так  и по видам продукции сельского  хозяйства. Информация по фактическим  затратам на экспортные субсидии и  объему субсидируемого экспорта представляется за последние три репрезентативных года. Обязательства по сокращению субсидирования реализуются в течение 6 –летнего, с момента присоединения  к Соглашению, периода, по затратам – на 36 % от первоначально связанного размера субсидий, а по объему –  на 21%.

  • предложение на экспорт некоммерческих запасов сельскохозяйственной продукции государством по ценам ниже, чем на внутреннем рынке;
  • выплаты при экспорте, финансируемые в силу действий правительства, в том числе, за счет налогообложения производителей;
  • субсидирование сбытовых и международных транспортных издержек;
  • установление государством более льготных тарифов на перевозки экспортируемой продукции, чем для внутренних поставок;
  • субсидирование сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья предназначенной на экспорт продукции.

 

В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет  по сельскому хозяйству, в круг ведения  которого входят все вопросы функционирования Соглашения. В рамках начавшегося  в 2000 году Доха – раунда многосторонних переговоров обсуждается дальнейшее снижение барьеров в торговле этими товарами, о чем будет упомянуто далее.

 

Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер

В соответствии с Соглашением под  санитарной и фитосанитарной мерой  понимается любая мера, принимаемая  на территории страны: 
 
- для защиты жизни и здоровья людей или животных от рисков, возникающих в связи с использованием добавок, наличием загрязнений, токсинов, болезнетворных организмов в продуктах питания; 
- для защиты жизни и здоровья людей от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продуктами из них, или в связи с проникновением, укоренением и распространением вредителей; 
- для защиты жизни и здоровья животных или растений от рисков, возникающих в результате проникновения, укоренения и распространения вредителей, болезней, болезнетворных организмов и организмов – переносчиков болезней; 
- для предотвращения или ограничения другого ущерба от проникновения, укоренения и распространения вредителей.

К таким мерам относятся все  соответствующие законодательные  и нормативные акты, правила, требования и процедуры; методы обработки и  производства; процедуры испытаний, инспектирования, сертификации и одобрения; карантинные режимы; положения о  соответствующих статистических методах, методики выборочного обследования и методы оценки рисков; требования к упаковке и маркировке, имеющие  непосредственное отношение к безопасности продуктов питания.

Соглашение состоит из преамбулы и 14 статей, также было принято в ходе Уругвайского раунда и является как бы дополняющим Соглашение по сельскому хозяйству.

TRIPS в отношении сельского хозяйства рассматривает патентование форм жизни и регулирует посев и распространение культурных растений.

 

 

 

Глава 2: Текущее положение дел и перспективы изменения правил регулирования сельского хозяйства в рамках Доха – раунда.

 

Теперь важно понять, так  ли «либерализована» торговля в рамках ВТО или все - таки существуют противоречия между странами и группами стран? А если они существуют, то какие  усилия предпринимаются руководящими органами ВТО к их устранению?

Принятие в рамках ВТО  договоров по сельскому хозяйству  — это победа аграрных корпораций, делающих прибыль на таком сельском хозяйстве, которое основано на применении химикатов и генных технологий. Эти  корпорации заинтересованы в том, чтобы  создать правовую основу для своего неограниченного доступа к ресурсам (семенам, знанию, воде и др.) и международным  рынкам сбыта.

ВТО, Всемирный банк и  МВФ заставляют страны «третьего  мира» открыть свои рынки для  иностранных конкурентов. Мелкое сельское хозяйство, производящее продукцию  без химикатов (то есть безопасное для  природы и здоровья людей), вынуждено  конкурировать с транснациональными корпорациями, которые производят товары, эксплуатируя дешевый труд и используя  методы, разрушающие природную среду. Выгодные ТНК подходы и практика ведения сельского хозяйства  выливаются в такие явления, как  мясо, «накаченное» антибиотиками, загрязнение  питьевой воды и т.д. Такая концепция  ведения сельского хозяйства  выстроена в интересах нескольких корпораций («Монсанто», «Дюпон», «Сиджента», «Байер», «Каргил»), которые навязывают всем ГМО, подвергают опасности видовое  разнообразие и грозят разрушением  целым экосистемам.

Эта практика ВТО в области  генных технологий может оказаться  роковой для существующих санитарных норм импорта в ЕС, потому что  эти нормы рассматриваются в  США и Канаде как типичный пример мер, мешающих осуществлению «свободы рыночных отношений». Отмена этих запретов ЕС исполнила бы мечту производителей ГМО о доступе на еще один рынок  сбыта — рынок ЕС.

Соглашение по правам интеллектуальной собственности (TRIPS) — следующий  пример влияния ТНК и их лобби  на формулирование и принятие одного из соглашений ВТО. В области сельского  хозяйства этот договор регулирует, прежде всего, посев и распространение  культурных растений, а также патентование форм жизни. Соглашение было принято  под значительным давлением 13 американских корпораций (среди них — «Дюпон», «Монсанто» и «Бристоль Майерс»), которые объединились в Комитет  по правам интеллектуальной собственности, чтобы представлять свои интересы на переговорах ВТО в Уругвае. Этой группе не только удалось включить обсуждение TRIPS в список рассматривавшихся  на переговорах тем, но, помимо этого, 96 из 111 членов делегации США представляли интересы этих корпораций и могли, таким  образом, существенно влиять на ход  переговоров.

С принятием соглашения TRIPS вступила в силу правовая система, которую  обязаны внедрить в своих странах  все государства — члены ВТО. Индийский исследователь В. Шива указывает на то, что «права интеллектуальной собственности рассматриваются  только как права частных владельцев»  и таким образом «исключаются все виды знания, идей и инноваций, которые накоплены в сельском сообществе — крестьянами в деревнях [и] коренным населением в лесах»[4]. Знания крестьян или знахарей рассматриваются как «общее достояние человечества», в то время как продукты, которые возникли в результате проводившейся крестьянами вековой селекции, объявляются коммерческим товаром, который ТНК могут запатентовать.

СуманСахаи, руководитель «GeneCampaign»  в Дели, задает правомерный вопрос: «Бог не дал нам сразу рис, пшеницу  или картофель. Все они были вначале  дикими растениями, которые на протяжении тысячелетий одомашнивали, которые  терпеливо выводили поколения крестьян. Кто сделал эту работу?»

Вот как говорится о TRIPS в «Докладе о развитии мира» ООН: «Новые законы о патентах игнорируют знания населения, которое становится таким образом незащищенным перед  требованиями извне. Эти законы игнорируют культурное многообразие в создании инноваций и права пользоваться ими. Результат — замалчиваемая кража накопленного столетиями знания, которую совершают развитые страны у развивающихся».

Соглашение TRIPS обязывает  государства — члены ВТО принимать  всё более строгие законы по защите патентов на сорта растений. Эти  законы всё более ограничивают права  крестьян обменивать и снова использовать семена. Цель пробивающих эти законы корпораций в том, чтобы контролировать производство продовольствия, семена, «генные ресурсы» и иметь доступ на новые рынки сбыта. Чтобы получить этот контроль, корпорации, помимо лоббирования законов в странах, чьи рынки  сбыта они хотят захватить, пытаются путем технологий прервать способность  жизни (растений) к воспроизводству (размножению). Абсурдной вершиной этой стратегии является «технология  Терминатор», при которой в растения встраивают ген, предотвращающий образование  у семян, полученных от генетически  модифицированных растений, ростков  и, таким образом, нового урожая! Так  сельское хозяйство (например в Азии), основанное на свободном обмене семенами и производстве продовольствия в  самой стране и с большим видовым  разнообразием, превращают в промышленное сельское хозяйство с использованием огромного числа пестицидов и  гербицидов, ориентированное на монокультуры и на ограничения или запрет свободного обмена семенами.

Рекламный слоган американского  концерна «Монсанто» для гербицида  «Раунд-ап» — «Не дай сорнякам украсть солнечный свет» (“Preventweedsfromstealingthesunshine”) — иллюстрирует ограниченность этой концепции[9]. Как раз те растения, которые надо, по представлениям корпораций, уничтожать, в традиционном крестьянском хозяйстве обычно являются важными источниками витаминов и питательных веществ. Крупные корпорации рекламирует уничтожение «сорняков» с помощью генной инженерии. В результате гербициды уничтожают лекарственные и другие ценные травы — и одновременно рис «Голден райс», обогащенный бета-каротином с помощью генной инженерии, рекламируется как «спасение человечества». При этом умалчивается, что ребенку, чтобы покрыть потребность в витамине А, ежедневно требуется съедать 3,7 кг этого риса. То же количество витамина Аможно было бы обеспечить одной миской обычного риса, тремя морковками и одним манго, исключив при этом опасность непереносимости искусственно добавленного гена.

За этим стоит система, потому что использование генной технологии в сельском хозяйстве  становится прибыльным только тогда, когда  по всему миру можно продавать  стандартизованный продукт. Необходимым  условием для этого является распространение  ГМО на огромных площадях земли. Проблема в том, что генетически модифицированные растения быстро распространяются и  вытесняют другие виды, и их высадка  влечет за собой возможное разрушение целых экосистем.

Одним из последствий такого сельского хозяйства, которое насаждается  в интересах корпораций, стала  потеря видового многообразия. Продовольственная  и сельскохозяйственная организация  ООН (ФАО) констатирует, что к середине XXI века «исчезнет более 40 тысяч ценных для человека видов растений, что  представляет собой серьезную угрозу продовольственной безопасности во всем мире». Сохранение высоких урожаев  высокопроизводительных сортов возможно только путем их постоянного скрещивания  с растениями из тех стран, откуда эти сорта родом. Вымирание видов  ставит под угрозу высокоурожайное  растениеводство. В то время как  в 1903 году на пашнях США произрастали 578 сортов фасоли и 408 сортов помидоров, сегодня в крупнейшем американском хранилище образцов семян представлены всего лишь 79 сортов помидоров и 32 сорта фасоли. Встает вопрос, готово ли человечество пойти на такие риски?

Биотехнологические фирмы  заявляют, что использование ГМО  — решение проблемы голода. Здесь  возникает вопрос о причинах бедности в мире. По данным ООН, сегодня 1,3 миллиарда  человек живут в абсолютной бедности (нищете) и еще 2 миллиарда — чуть лучше. Бедность возникает не только там, где у людей нет доступа  к земле, воде или семенам, и потому люди не могут удовлетворить свои основные потребности, но также и  там, где им не хватает денег, чтобы  купить продукты питания. Экономист  Амартия Сен приходит к выводу, что если даже увеличить производство продовольствия, это не решит проблему, если не повысить покупательную способность  бедняков. Он объясняет падение производства продуктов питания в мире недостатком  платежеспособного спроса. То есть голод — проблема не производства, а распределения, и существование  голода в мире является одним из доказательств несостоятельности  капиталистической системы.

Информация о работе Регулирование сельского хозяйства в услоиях ВТО