Лами Паскаль: на переговорах
раунда Доха нужно настроиться на
результат [Электронный ресурс]. URL: http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/146905/
Глава 3: Россия в ВТО
22 августа 2012 года, почти
после 20 лет напряженных переговоров,
Россия стала 156 – м членом
ВТО. Эта глава призвана рассмотреть,
на каких условиях в области
сельского хозяйства Российская
Федерация была принята и какие
последствия мы имеем на сегодняшний
день.
В конце прошлого года глава
МВФ Кристин Лагард прочитала
лекцию в Москве, в которой содержался
ряд скандальных заявлений.
Она, в частности, заявила,
что Россия не получит преимуществ
от присоединения к ВТО. С ней
согласны многие в нашей стране,
однако услышать такое из уст руководителя
Международного валютного фонда
– совершенно неожиданно. МВФ, как
и ВТО, входит в систему «наднациональных
органов», которые иногда называют
«мировым правительством». Лагард пояснила,
что выгода от членства в ВТО может
быть политической и экономической.
И как раз экономических выгод
для России никаких нет. Ведь наша
страна экспортирует нефть и газ,
а ввозит торговые товары, напомнила
глава МВФ.
Поясним, что ВТО не регулирует
торговлю энергоносителями, следовательно,
для России в сфере основных бюджетообразующих
торговых позиций в самом деле
членство в ВТО не дает видимых
преимуществ.
В то же время Лагард сказала,
что в плане политики позитив
все-таки будет, это «четкий сигнал
мировому сообществу», что Россия соответствует
требованиям этой организации.
Сейчас рассмотрим, какие
меры приняла Россия по вступлении
в ВТО.
Обязательства по снижению
импортных пошлин:
- на живых свиней – с 40% до 5%, на свинину с 15% до 0% внутри квот, с 75 % до 65% сверх квот, на субпродукты с 25% до 15%, при этом ни шпик, ни субпродукты не попадают под квотирование, не смотря на то, что их суммарный годовой ввоз в РФ составляет порядка 500 тыс. тонн;
- на готовые продукты из рыбы - с 15 до 12,5 - 12% за 1-3 года, на рыбное сырье- с 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%;
- на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло - с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 г., на сухую молочную сыворотку - с 15%, но не менее 0, 35 евро за 1 кг, до 10-15%;
- на некоторые корма для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период;
- вводится постоянной плоская шкала импортной пошлины на сахар-сырец на уровне $140 за т., что снижает тарифную защиту отечественных производителей на 25% (ранее производителей российского свекловичного сахара защищали от импортного сахара-сырца плавающей пошлиной, которая в зависимости от цены на мировых рынках росла или снижалась).
Одним из важнейших вопросов
в марафоне переговоров о присоединении
России к ВТО стало обсуждение
допустимого уровня государственной
поддержки сельского хозяйства.
Начиная переговоры о присоединении
к ВТО, Россия определила уровень
поддержки сельского хозяйства
в 89 млрд. долл. (среднегодовой уровень
субсидий в 1989-1991 гг.). Затем наша делегация
последовательно «сдавала» первоначальные
позиции сначала до 36 млрд. долл.,
позднее – до 16 млрд. долл. Окончательные
цифры, к которым стороны пришли
сегодня, это 9 млрд долларов в 2012-2013 годах
с последующим равномерным снижением
до 4,4 млрд долларов в 2018 году. При этом
эксперты поясняют, что реальный уровень
поддержки отечественного сельского
хозяйства в последние годы соответствует
оговоренному на 2018 год – 4-4,5 млрд долларов.
Что касается 9 млрд, то это своего
рода максимально допустимое значение,
которое существует только на бумаге
и в умах чиновников. В реальности
таких денег у государства
нет – эта сумма является мифической.При
этом, по данным Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные
субсидии сельскому хозяйству в
США возросли со 100 млрд. долл. в 2007 г.
до 120 млрд. долл. в 2009 г., в Японии –
с 55 млрд. до 57 млрд. долл., а в странах
Европейского союза (27 государств) несколько
понизились – с 160 млрд. до 140 млрд. долл.В
итоге на 1 гектар пашни в России
выделяется в 40 раз меньше средств,
чем в Евросоюзе, и в 15-17 раз
меньше, чем в США.Россия в аграрном
смысле – неразвитая страна. По словам
президента Российского союза производителей
сельхозтехники К. Бабкина, «Если широкими
мазками обрисовать, то в 80-е гг.,
еще при СССР, РСФСР производила
117 млн тонн зерна. В этом году - 70,
в прошлом 90, - значительное падение.
В отношении мяса производили 10 млн.
тонн, сейчас производим около 7. Молока
было 55, сейчас 35, - то есть, примерно на
30% по всем позициям наше сельское хозяйство
отстает от ранее достигнутых
показателей. Хотя за эти 20 лет в
мире сельское хозяйство очень сильно
развивалось. В западной Европе на 60%
вырос объем производства продовольствия,
в Африке в 4 раза, в Южной Америке
в два, в Азии очень сильно –
тоже раза в два. А мы просели на
30%». Также он обращает особое внимание
на слабые проявления экономической
политики государства в области
сельского хозяйства: «что такое
экономическая политика? – это
высокие кредиты, субсидии для сельского
хозяйства в десятки раз меньшие,
Условия и риски присоединения
России к ВТО [Электронный ресурс].
URL: http://stop-vto.ru/2012/07/16/usloviya-i-riski-prisoedineniya-rus-k-vto/
чем в странах запада.
40% доходов фермеров в Европе –
это дотации из бюджета. В России
это составляет несколько процентов,
1-2-3% дохода фермера – дотации
из бюджета. При этом рынок России
открыт им [ВТО], нашему крестьянину
говорят - ну, конкурируй, производи
свое молоко».
Дополнительная проблема
– это низкая эффективность
российских сельскохозяйственных
предприятий по сравнению с
теми же европейскими. Это выражается
в снижении доходов отрасли.
Например 20 ноября российские производители
мяса обратились в Минсельхоз с просьбой
защитить их от импорта свинины. Для этого
они предлагают вернуть специфическую
ставку ввозной таможенной пошлины в размере
не менее €1,3 за 1 кг на сверхквотное мясо
и отменить преференции на ввоз свинины
для Бразилии. Производители настаивают,
что ситуация в секторе изменилась «драматическим
образом» и ее дальнейшее развитие складывается
не в пользу отечественного производителя.
При росте внутреннего объема производства
и одновременном увеличении импорта оптовые
цены за последние два месяца упали с 90–95 до
70–75 руб. за 1 кг. В документе отмечается,
что бизнес-планы большинства производителей
рассчитаны по ценам 75–80 руб. за 1 кг, но
при более низких ценах на корма. «В текущей
ситуации сроки окупаемости реализуемых
проектов в свиноводстве вырастают в полтора-два
раза, до 11–12 лет, даже у эффективных предприятий»,-
отмечается в письме Национальной мясной
ассоциации.Эксперты по ВТО считают, что
производителям свинины придется искать
другие способы защиты рынка. В ВТО любой
вопрос - это переговоры. Специфическую
составляющую можно вернуть, но при этом
общий баланс для стран-импортеров не
должен ухудшиться.Специалисты признают,
что российская сельскохозяйственная
конкуренция на открытом рынке на таких
условиях невозможна.
О том, какие потери может
понести аграрный сектор от членства
в ВТО, говорили, пожалуй, чаще всего,
но опасения отчасти развеяло выступление
заместителя министра Минсельхоза Олега Алдошина.
Олег Алдошин достаточно
подробно рассказал о традиционных
подпрограммах по развитию животноводства
и растениеводства. Причем в эти
направления включено не просто стимулирование
производства сельхозпродукции, разработчики
предусмотрели и комплекс мероприятий,
направленных на поддержку перерабатывающих
производств, на развитие логистических
и сбытовых центров. Другими словами,
предпринята попытка комплексно
решить проблемы, связанные и с
сельхозпроизводством, и с переработкой,
и с реализацией готовой продукции,
«расшить» узкие места агропродовольственной
цепочки. В отдельную подпрограмму
сведены мероприятия, направленные
на развитие мясного скотоводства.
К сожалению, производство качественной
говядины у нас пока отстает, поэтому
для тех, кто здесь работает, предусмотрены
отдельные механизмы поддержки.
Разработана и подпрограмма
по поддержке малого и среднего сельхозбизнеса.
По отдельным видам продукции
в этих хозяйствах производится от
50 до 80%. Но в новых условиях хозяйствования
они столкнутся с немалыми трудностями.
Эта подпрограмма призвана обеспечить
их нормальную адаптацию.
Кроме того, в программе
предусмотрены отдельные направления
по технической и технологической
модернизации, а также поддержке
инновационного развития отрасли. Сюда
войдут меры, связанные и с развитием
биотехнологий, новых инновационных
проектов и технической и технологической
модернизацией отрасли.
Продолжат свое действие и
две федеральные целевые программы.
Правда, их несколько переформатируют.
Это программа по устойчивому
развитию
Россия в ВТО: сельское хозяйство
без поддержки не останется[Электронный
ресурс]. URL: http://www.tpp-inform.ru/economy_business/2724.html
сельских территорий и
поддержанию и сохранению плодородия
почв, которая потом перейдет в
программу развития системы мелиорации
земель сельхозназначения. Общий объем
финансового обеспечения госпрограммы
на восемь лет составляет 2,2 трлн рублей.
В министерстве также учли
правила и требования ВТО в
части распределения тех средств,
которые направляются на поддержку
сельского хозяйства. Поэтому половина
средств – 1,1 трлн рублей – это меры, которые
подпадают под правила так называемой
«зеленой корзины». На них не распространяются
ограничения, связанные с финансированием
мероприятий по поддержке сельского хозяйства.
Мы полностью соблюдаем принятые на себя
обязательства.
Более того, есть определенная
возможность и по увеличению финансирования.
Но это уже будет зависеть не от
требований ВТО, а от нашей бюджетной
обеспеченности.
На поддержку и развитие
мясного скотоводства будет ежегодно
выделяться от 7 до 9,5 млрд рублей.
Таким образом, говорить о
том, погубило ли ВТО сельское хозяйство
РФ или нет, можно будет только
в конце переходного периода,
к 2017 году, а то и позже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Никогда нельзя однозначно
сказать, как то или иное явление
отразится на целом процессе. Всемирная
Торговая Организация, взявшая за идею
мировой торговли на основе многосторонних
взаимных уступок, сейчас «споткнулась»
о свою же идею – Доха раунд многосторонних
переговоров не продвигается в решении
вопросов повестки дня уже одиннадцатый
год, а конфликты, такие как «Север
- Юг» кажутся просто неразрешимыми.
Аграрный вопрос является
несомненно одним из самых противоречивых
вопросов «раунда развития». И непонимание
он встречает как за столом переговоров,
так и в отдельных странах.
Но также нельзя отрицать,
что такой кризис в развитии ВТО
может быть преодолен. Пусть нельзя
будет полностью нивелировать различия
между экономической составляющей
развитых и развивающихся стран,
но нахождение компромиссного решения,
вызванного необходимостью перемен, которую
ощущают все члены ВТО, является приоритетным
направлением, что и подчеркнул Генеральный
Директор ВТО.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Всемирная Торговая Организация [Официальный сайт]. URL: http://www.wto.org/
- «ВТО: Куда же все таки вступила Россия?» [Электронный ресурс]. URL: http://lenagro.org/stati/2096-vto-kuda-zhe-vse-taki-vstupila-rossiya.html
- «Интересы стран – членов ВТО. Переговоры Доха раунда в условиях глобализации. Перспективы» [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-345370.html?page=4
- Глобализация, ВТО и ННГ: диалог для устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: http://trade.ecoaccord.org/index.html
- Сузанна Марк. ВТО и сельское хозяйство – продовольствие для жизни или ради прибыли? [Электронный ресурс]. URL: http://saint-juste.narod.ru/WTO_agriculture.html