Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, лекция
Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Сверх меры самолюбивый человек
воспринимает болезненно сам факт высказывания
отрицательной оценки при других
людях. В подобном случае содержание
этой оценки, ее истинность или неистинность
уходят из поля зрения, ибо все сознание
заполняется переживаниями
Форма высказывания отрицательной
оценки, а также тон, каким она
дана, даже выражение лица руководителя,
— все это небезразлично
Речевой служебный этикет
требует, чтобы ко всем членам коллектива
применялись одинаковые критерии при
оценке их работы. Начальник, который
использует разные критерии в оценке,
в зависимости от личных симпатий
и антипатий или каких-либо иных,
не относящихся к деловым
Поэтому в подходе к
подчиненным наиболее целесообразен
принцип эмоциональной
Особенно щепетильным следует быть с подчиненными во внеслужебных отношениях. Личные просьбы руководителя к подчиненному, если они с готовностью выполняются, нередко порождают между этими лицами двусмысленные отношения, при которых оказавший мелкую услугу ожидает от начальника, что тот перестанет замечать его мелкие, а то и значительные нарушения.
Другое дело, если между руководителем и подчиненным существуют прочные товарищеские или даже дружеские отношения.
Здесь, как правило, личные просьбы носят взаимный характер и при наличии принципиальности того и другого не могут идти в ущерб делу.
Положительные оценки деятельности подчиненных, выраженные в самых разных формах, — одно из наиболее важных средств морального стимулирования труда.
Даже простое «спасибо» или «благодарю», сказанное руководителем, и притом не обязательно в присутствии других людей (что, конечно, желательно), а с «глазу на глаз» подчиненному, — уже есть та положительная оценка, которая становится важным моральным стимулом труда для работника. Важно при этом знать, что поощрение в любой форме не должно откладываться в «долгий ящик», а следовать непосредственно за тем, что явилось поводом для него.
Если речь идет о добром слове со стороны руководителя, то надо иметь в виду не только похвалу за хорошо сделанную работу, но и любое иное проявление человеческой теплоты.
Так, внимательный к сотрудникам руководитель не забудет поздравить их с наступающим праздником. Он знает памятные для сотрудников даты, особенно годовщины трудовой деятельности, и понимает, что даже небольшой знак внимания к человеку способствует созданию атмосферы взаимного уважения и доверия.