Деловая риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, лекция

Краткое описание

Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Файлы: 1 файл

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА.docx

— 89.92 Кб (Скачать)

Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основное этическое требование к наказаниям — их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.

Управление деловым  общением Управление деловым общением — это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей. В процессе делового общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации.

Вполне понятно, что все  деловые люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а  также умением обращаться со словом.

При общении происходит взаимодействие по меньшей мере двух личностей, общение — вид самостоятельной человеческой деятельности и атрибут других ее видов.

Деловое общение — важнейший  фактор не только становления иI самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья.

Кроме того, общение —  универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря  деловому общению работник приобретает  свой неповторимый набор личностно-деловых  качеств.

Деловое общение выполняет  многообразные функции, главными из которых являются:

• организация совместной деятельности;

• формирование и развитие межличностных отношений;

• познание людьми друг друга.

Все это невозможно осуществить  без коммуникативной техники  общения, степень владения которой  является самым главным критерием  профессиональной пригодности работника.

Иными словами, работник, как  профессионал, должен уметь:

• формулировать цели и  задачи общения;

• организовывать общение;

• разбирать жалобы и  заявления;

• владеть навыками и  приемами, тактикой и стратегией общения;

• вести переговоры, управлять  деловым совещанием;

• предупреждать конфликты  и разрешать их;

• доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать  согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

• осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у  собеседника, управлять его поведением.

Существуют социально-психологические  методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение.

Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

Метод убеждения воздействует и на обыденное, и на теоретическое  сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия  образуется понимание. В этом мыслительном образовании присутствуют представления  о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер.

Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания  и поднимется до основательного содержательного  познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т.е. собственная  позиция.

Убеждение редко применяется  как отдельный метод воздействия  на людей. Оно постоянно взаимодействует  с подражанием и внушением. Отличие  между этими понятиями состоит  в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под  давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.

Подобный психологический  эффект воздействия можно наблюдать  при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

Применение метода подражания основывается на склонности людей к  групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ  тем, что в высшей степени склонны  к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством  подражания.

На последнее хотелось бы обратить внимание. Подражание как  сознательное или бессознательное  имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и деловой  практике.

Более сложным является метод  внушения. Это приведение путем слова  или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной  выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь  эффект образа — основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным  воздействием, главный наряд которого несет слово.

Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям.

В основе принуждения лежит  страх перед наказанием и другими  нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправданно в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установ-ленных в обществе моральных норм.

В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются  как взаимосвязанная система  методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

Как бы ни был профессионально  подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Найти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха.

Назовем факторы, влияющие на выбор стиля общения.

1. Состав аудитории. Здесь  полезно принимать во внимание  все то, что характеризует ее  культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные  качества. Различные аудитории предполагают  специфические подходы к достижению  наилучшего коммуникационного воздействия.

2. Содержание и характер  материала выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются  актуальные вопросы профессиональной  деятельности, недопустим авторитарный  тон, безапелляционность высказываний.

Необходимо проявлять  больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь  допустим доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться  знаниями — надежный вариант коммуникационного  общения.

3. Объективная самооценка  выступающим своих личностно  деловых качеств, научной компетенции  в тех проблемах, с которыми  он вышел к людям. Важно не  переоценивать и не занижать  свою научно-экономическую и практическую  подготовленность.

Следует самокритично оценить  свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.

Существуют несколько  видов делового общения:

•   менторское — поучительное, назидательное;

• одухотворяющее — возвышающее людей, вселяющее в них веру в свои духовные силы и личностные качества;

• конфронтационное — вызывающее у людей желание возражать, не соглашаться;

• информационное — ориентированное на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний.

Следует стремиться всячески освободиться от менторского общения, остерегаться появления у руководителя ноток поучающего общения. Не должно быть позы, какого-либо проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на излагаемый материал.

Современные люди сдержанно  относятся к информационному  общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в научном понимании  реальных факторов, выработки собственных  убеждений. Не случайно сейчас популярно  одухотворяющее общение.

В его процессе люди проникаются  достоинствами интеллектуального  общения. У них актуализируется  потребность в совершенствовании  своего духовного мира. Одухотворяющее общение — наглядный показатель высокой культуры общения.

Конфронтационное общение  в ряде случаев дидактически необходимо. Бывают пассивные аудитории или  аудитории, которые, как говорят, ничем  не удивишь. Бывают темы выступления, которые  по самым разным причинам не вызывают у людей живого интереса. Конфронтационная манера общения используется для  активизации внимания людей, втягивая их в обсуждение проблемы, она наиболее располагает к возникновению  дискуссий, к противоборству различных  точек зрения.

Выделяют следующие принципы делового общения:

• создания условий для  выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности;

• полномочий и ответственности;

• поощрения и наказания;

• рационального использования  рабочего времени.

Более подробную информацию можно получить из источников, представленных в библиографическом списке.

9.2. Деловой разговор

Деловой разговор как особая разновидность устной речи Каждодневно ведя деловые разговоры друг с другом, а также со своими клиентами, люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная не разработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

Между тем такая речь имеет  свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику, которая проявляется  в том, что ее сугубо деловой и  конкретный характер препятствует проникновению  грамматико-стилистических средств  художественной литературы, зато влияние  разговорно-бытового и официально-делового стилей проявляются здесь наиболее ярко. Именно эти особенности в  значительной мере определяют организацию  речевого материала делового разговора  и его языковую специфику.

Деловой разговор — это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

Деловой разговор — это  в первую очередь устная деловая  речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них).

Наличие собеседника позволяет  использовать мимику, жесты, интонацию  и другую технику общения, что  существенно отличает устную деловую  речь от ее письменной формы.

Непосредственное общение  исключает возможность предварительного обдумывания, а потому деловой разговор полон непринужденных форм общения, а также некоторых грамматических и стилистических особенностей.

Так, для этой разновидности  деловой речи характерен определенный отход от обычных морфологических  норм общелитературного языка, которые  в деловом общении нередко  рассматриваются как излишество, не позволяющее точно и кратко передать смысл высказывания.

Уже стало нормой употребление в деловой речи единственного  числа в значении множественного тех существительных, которые имеют  собирательное значение, например: «Эти агрегаты состоят из генератора постоянного тока, соединенного эластичной муфтой с двигателем внутреннего сгорания». Или: «На этом стенде представлены три токарных станка с резцом принципиально нового образца».

В деловой устной речи стало  обычным употребление во множественном  числе тех существительных, которые  в общелитературном языке имеют  форму только единственного числа (табаки, масла, стали, битумы, бумаги, ремонты  и др.), а также «усечение» окончания  в родительном падеже ряда имен существительных  мужского рода. Например: «Напряжение  сети 120 вольт» (вместо вольтов); «Сила  тока в цепи не превышает 12 ампер» (вместо амперов); «Толщина пластин прибора не превышает 7 микрон» (вместо микронов).

Информация о работе Деловая риторика