Деловая риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, лекция

Краткое описание

Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Файлы: 1 файл

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА.docx

— 89.92 Кб (Скачать)

Наверное, нет таких профессий  и специальностей, где искусство  владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным.

Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с  людьми, беседовать, участвовать в  коммерческих переговорах, проводить  служебные совещания, вести прием  посетителей и сослуживцев. Но чтобы  хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, т.е. владеть инструментарием ораторской речи, приемами риторики.

Если все это конкретизировать, то можно утверждать: для того чтобы научиться хорошо говорить, надо поставить перед собой следующие вопросы:

• Как сказать правильно?

• Как сказать понятно?

• Как сказать красиво?

• Как сказать убедительно?

О том, как сказать правильно  и как сказать понятно, мы уже  говорили выше. Здесь же мы поговорим  о том, как сказать красиво.

Риторика излагает законы подготовки и произнесения публичных  речей с целью оказания желаемого  воздействия на аудиторию. Особо  подчеркнем, что это не просто наука  о способах красивой подачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, пре- вращающих слово в средство влияния на других людей.

Знание законов и правил красноречия особенно важно для  людей дела. Пренебрежение ими  — одна из существенных причин не- I удач многих предпринимателей, их низкого рейтинга в среде профессионалов-бизнесменов и в среде потребителей. Поэтому в самых  общих чертах опишем сущность ораторского искусства. Риторика предполагает учет факторов, существенно влияющих на действенность общения:

1) состав аудитории, ее  культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные  особенности;

2) содержание и характер  самого выступления. Здесь недопустим  авторитарный тон, безапелляционность  высказываний. Необходимо проявлять  доверие к людям, советоваться  с ними в процессе выступления;

3) объективная самооценка  докладчиком своих личностно  деловых качеств, компетенции  в тех вопросах, с которыми  он вы- ступает перед людьми. Важно не переоценивать и не занижать свою I подготовленность.

В риторике используются следующие  психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.

Используя принцип доступности, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории.

Для повышения доступности  весьма эффективен прием, заключающийся  в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а  также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Принцип экспрессивности выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.

Принцип интенсивности характеризуется темпом подачи информации. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи.

Надо учитывать темперамент  людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи  с этим важны: умение выступающего ориентироваться  в настроении аудитории; способность аудитории работать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации.

Существует целый набор  ораторского инструментария, элементами которого являются коммуникационные эффекты. Рассмотрим их более подробно.

Эффект визуального  имиджа. Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Поэтому специалист должен взять на вооружение эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, чтобы излучать обаяние, расположить к себе собеседника элегантными манерами и т.д.

Не следует допускать  эксцентричности в одежде. Ничто  в ней не должно связывать свободу  движений. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика.

Сопровождающие речь жесты  являются одним из средств передачи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей.

Однако очень вредят оратору  искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и  недоверия. Говорящий не должен специально придумывать жесты, но контролировать их он обязан.

Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание.

Эффект аргументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмысление информации.

Эффект порционного  выброса информации является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции «свежей» информации. Эффект художественной выразительности — это грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор, гипербол и т.п. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

Эффект релаксации (расслабления). Тому, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем не умеющему это делать. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад. Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время сказал Д.И. Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается умственное распутство».

Главным понятием риторики является оратор. Люди, к которым  обращены его слова, составляют аудиторию (от лат. audire — слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Когда оратор говорит перед  аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны.

Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют  две разновидности познания —  наука и искусство, и здесь  они взаимно дополняют друг друга.

В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального  творчества, воплощаемого посредством  живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления  и состоит в том, чтобы умело  использовать обе формы человеческого  мышления.

Все вышесказанное позволяет  заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое  качество публичной речи, которое  помогает воспринять и усвоить ее содержание.

В заключение дадим наиболее общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

1. Выступайте только тогда,  когда вам есть что сказать,  и когда вы уверены в важности  или полезности вашей речи.

2. Не начинайте свою  речь сразу, как только вам  дали слово. Немного подождите.  Дайте слушателям на вас посмотреть  секунд 15—20. Затем посмотрите на  аудиторию, улыбнитесь и скажите  «здравствуйте».

3. Если вы решили прочесть  свою речь, делайте это так,  словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите «без бумажки», все равно время от времени  зачитывайте короткие справки  и цифры, пусть даже вы их  помните. Это снимет сомнения  слушателей в достоверности вашей  информации.

4. Речь должна быть  ограничена предметом обсуждения  и опираться на строго проверенные  и отобранные факты.

5. Не останавливайте взгляд  на отдельных лицах. Помните,  что долгий пристальный взгляд  оставляет неприятное чувство.  Поэтому скользите взглядом по  отдельным слушателям. Это привлекает  внимание слушающих и вызывает  их расположение.

6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна  передать огромную массу оттенков  мысли.

7. Используйте весь запас  слов своего лексикона. Старайтесь  исключить из своей речи канцеляризмы  и вульгаризмы. Избегайте также  книжного стиля.

8. Возбуждайте внимание  слушателей. Ожидание вызывает интерес  и эмоции сильнее, чем что-то  неожиданное. В начале речи  намекните, что главное будет  впереди, и несколько раз напомните  об этом. Надо с первых же  слов посадить слушателя на  «крючок» интереса, на ожидание  «сюрприза».

9. Научитесь держать паузу.  Это поможет сосредоточить внимание  на важных мыслях, подчеркнуть  неожиданность выводов, обобщить  изложенное.

10. Соединяйте слово с  жестом. Часто выразительный жест  понятен без слов. Жесты должны  быть скупыми, точными и выразительными. Мимика должна быть умеренной  и доброжелательной.

11. Меняйте темп речи. Это  придает ей выразительность. Смена  темпа речи меняет и скорость  восприятия, не давая слушателю  отвлечься. Меняйте также и  тон голоса — он должен то  повышаться, то понижаться. Внезапное  повышение или понижение тона  голоса выделяют слово или  фразу на общем фоне.

12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не  повышайте голоса без особой  необходимости.

13. Стремитесь избегать  менторского тона, поучительно-назидательных  ноток в голосе.

14. Имейте в запасе юмористические  истории, шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях  могут вас выручить.

15. Всегда старайтесь начать  выступление с чего-то необычного, а конец его сделать ярким  и насыщенным, поскольку лучше  всего запоминается то, что находится  с краю, т.е. начало и конец  выступления. Если все же главные  тезисы по логике изложения  попадают на середину, то следует  в конце выступления резюмировать  их.

Речевой служебный  этикет Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает прежде всего приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий.

Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается  мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, бизнесмену не следует дожидаться, пока с ним  поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Надо поприветствовать своего собеседника первым.

Мужчина должен рассматривать  как знак особого уважения к нему, если женщина первой поприветствовала его. Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствует кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и  прикасается рукой к шляпе  или слегка ее приподнимает.

На иные головные уборы  — зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку  или берет — это правило  не распространяется. Во всех случаях  для женщин это необязательно. Если женщина все-таки снимает перчатку — это знак особого уважения.

По отношению к женщинам и мужчинам пожилого возраста это  должно быть нормой. В любом случае в момент приветствия во рту не должно быть сигареты, нельзя также  держать руку в кармане. Женщины  слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой они могут не вынимать руки из карманов пальто, жакета.

Обмениваться рукопожатиями  при встрече мужчинам рекомен-чуется всегда, женщинам - по обоюдному согласию. Символично, что еще в древности рукопожатие означало акт дружбы и мира.

Когда мужчину представляют женщине, первой предлагает женщина Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям, и старшим по иерархии: старшая по возрасту женщина протягивает первой руку младшей, женщина - мужчине, руководитель - подчиненному.

Информация о работе Деловая риторика