Современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и сравнить типы современных религиозных организаций.
Задачи:
– исследовать структуру и основные понятия религиозных организаций;
4
– рассмотреть историческое их формирование;
– выявить значение религиозных организаций в современном обществе.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
1 Подходы к понятию религиозной организации…………………………………………………………………....
1.1 Классическая типология религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.2 Типы новых религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.3 Типы нетрадиционных религиозных организаций в России……..
2 Тенденции возникновения, распространения деятельности и целей новых религиозных организаций…………………………………………….
3 Функции и цели религиозных организаций…………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………..…………………….

Файлы: 1 файл

современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия.doc

— 135.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………………

4

1 Подходы к понятию религиозной организации…………………………………………………………………....

 

6

1.1  Классическая типология религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...

 

9

1.2 Типы новых религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...

1.3        Типы  нетрадиционных религиозных организаций в России……..

2         Тенденции возникновения, распространения деятельности и целей новых религиозных организаций…………………………………………….

 

13

17

 

20

3        Функции и цели религиозных организаций…………………………..

23

Заключение ……………………………………………………………………

26

Список использованных источников…………………..…………………….

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность выбранной темы в наши дни заключается в том, что в конце XX – начале XXI века начался интенсивный рост религиозных организаций. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной религиозной системы. Начавшаяся интеграция способствует образованию разнообразных религиозных организаций и их филиалов в любых точках мира. Жесткая реальность бытия современности, деградация культурных и моральных норм, а также ослабление человеческой гуманности, потребность в заботе, уважении и любви являются первопричинами образования и росту численности организаций. Индивид теряет себя в обществе. Тяжелые, стрессовые ситуации сбивают человека с жизненного пути. Религиозные организации являются идеальным вариантом для «реабилитации» личности. Здесь индивид может найти себя и развивать духовные, моральные и личностные качества.

Степень научной разработанности проблемы представлена работами Мчедлова М.П. «Политика и религия»; Балагушкин  Е.Г.  «Новые  религии как социально-культурный феномен».

Объектом анализа являются религиозные организации.

Цель – рассмотреть и сравнить типы современных религиозных организаций.

            Задачи:

– исследовать структуру и основные понятия религиозных организаций;

4

           –    рассмотреть историческое их формирование;

           – выявить значение религиозных организаций в современном обществе.

Гипотеза: Основными тенденциями развития религиозных организаций в современном мире являются: секуляризация, глобализация, развитие СМИ, рост научного знания.

Теоретическую основу работы составили: Галицкая И.А., Метлик И.В, Соловьев А.В. «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения»; Балагушкин  Е.Г.  «Новые  религии как социально-культурный феномен»; Мчедлов М.П. «Политика и религия».

           Методологическую основу составляют принципы объективности и научности.

           Методы. Для достижения поставленной цели был использован, общенаучный метод, такой как анализ теоретического материала.

Новизна работы заключается в том, что был проведен теоретический анализ работ Балагушкина Е.Г. «Новые религии как социально-культурный феномен», Мчедлова М.П. «Политика и религия» привело к систематизации и упорядоченности знаний об эволюции религиозных организаций, влияния их на общество, индивида; взаимосвязь с общественными сферами.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использованы для дальнейшей разработки данной проблемы.

 

 

5

1       Подходы к понятию религиозной организации.

 

 

Конец XX века ознаменовался ростом интереса к  религиям, усилением  их влияния  на  политику  и  межнациональные  отношения. Большое влияние на современный мир оказывают традиционные религии: православие,  ислам,  католицизм  и  другие.  Одновременно  в  наши  дни получили  распространение  новые,  так  называемые  нетрадиционные религиозные  организации.  Кроме,  так  называемых,  новых  религиозных учений появились движения, объединения и группы, которые именуются псевдорелигиозными, оккультно-мистическими, целительскими и т.д. И на данном этапе возникла острая необходимость привести всю совокупность новых религиозных организаций к какой-либо единой типологии. 

Все  религиозные  объединения в целом  делятся  на  религиозные организации и религиозные группы. 

В понятии «религиозная организация» в  сравнении с понятием «религиозное объединение» подчеркивается формально-правовой  аспект  деятельности первой. То есть религиозная организация регистрируется государством  в  качестве  таковой  и  обладает правом юридического лица. 

Религиозная  группа  является  религиозной  организацией,  но  не зарегистрированной в качестве таковой. В свою  очередь зарегистрированные  религиозные  организации  делятся  на централизованные  и  местные, а  также  организации,  образованные религиозными организациями,  например,  печатные  издания,  радио, фермерские хозяйства и т.п.

             

 

 

6

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих – служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов, и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации являются социальными институтами. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием   социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управляемая подсистемы.

Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся   выпуском и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций.

Вторая, подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует норма оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.

Регулирование этих отношений осуществляется при помощи, так называемых, организационно-институциональных норм.

 

7

Эти нормы содержаться в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регулирующих их деятельность, права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.1 Классическая типология религиозных организаций и их характеристика.

 

 

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, культ и деноминацию.

Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействий между священнослужителями и верующими, осуществляющие функции выражения, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность.

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты является: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянное членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

 

9

Культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога, или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, фанатизм, мистицизм.

Деноминация – это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции, соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно, и спасения души для всех верующих.

С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества

Границы между церковью, сектой и деноминацией весьма подвижны. Так, например, протестантизм с самого начала разделился на ряд самостоятельных церквей: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество деноминаций, протестантских сект; этот процесс продолжается и в наше время, а прежние секты превратились в церкви, такие как баптистская, методистская или адвентистская.

 

10

Необходимо иметь в виду, что приведённая классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектообразо­образовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превращаться в церкви. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

1.2            Типы новых религиозных организаций и их характеристика.

 

 

Секуляризация, интеграция общества, свобода слова и вероисповедания, стремление к изменению культурных и жизненных ценностей привели к образованию новых религиозных организаций.

Исследователи  новых  религиозных  организаций выделяют различные подходы к их типологии, разделяя новые религиозные организации  по  различным  основаниям. Причем  все  эти  подходы  к осуществлению  типизации  новых  религиозных  организаций взаимодополняют друг друга.

              Критерии для типологии новых религиозных  организаций выделяются, как правило, следующие:

- по характеристике объекта поклонения, то есть принятого идеала;

- по отношению к личности, то есть, какую ценность имеет личность в данном учении;

- по характеристике основателя;

- по вопросам преемства божественных качеств;

- по особенностям обрядов, ритуалов, служений, действий.

Однако  нас  интересуют  классификации  не  по  особенностям вероучения, воззрениям и культовой практике сами по себе, а типология, различающая,  в  конечном  счете, новые религиозные  организации  по социальной  опасности для общества, то есть по степени их деструктивности, нетрадиционности. 

Информация о работе Современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия