Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:02, курсовая работа
Цель – рассмотреть и сравнить типы современных религиозных организаций.
Задачи:
– исследовать структуру и основные понятия религиозных организаций;
4
– рассмотреть историческое их формирование;
– выявить значение религиозных организаций в современном обществе.
Введение ………………………………………………………………………
1 Подходы к понятию религиозной организации…………………………………………………………………....
1.1 Классическая типология религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.2 Типы новых религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.3 Типы нетрадиционных религиозных организаций в России……..
2 Тенденции возникновения, распространения деятельности и целей новых религиозных организаций…………………………………………….
3 Функции и цели религиозных организаций…………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………..…………………….
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… | 4 |
1 Подходы к понятию религиозной организации………………………………………………… |
6 |
1.1 Классическая типология религиозных организаций и их характеристика………………………………………… |
9 |
1.2 Типы новых религиозных организаций и их характеристика………………………………………… 1.3 Типы нетрадиционных религиозных организаций в России…….. 2 Тенденции возникновения, распространения деятельности и целей новых религиозных организаций……………………………………………. |
13 17
20 |
3 Функции и цели религиозных организаций………………………….. | 23 |
Заключение …………………………………………………………………… | 26 |
Список использованных источников…………………..……………………. | 28 |
Введение
Актуальность выбранной темы в наши дни заключается в том, что в конце XX – начале XXI века начался интенсивный рост религиозных организаций. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной религиозной системы. Начавшаяся интеграция способствует образованию разнообразных религиозных организаций и их филиалов в любых точках мира. Жесткая реальность бытия современности, деградация культурных и моральных норм, а также ослабление человеческой гуманности, потребность в заботе, уважении и любви являются первопричинами образования и росту численности организаций. Индивид теряет себя в обществе. Тяжелые, стрессовые ситуации сбивают человека с жизненного пути. Религиозные организации являются идеальным вариантом для «реабилитации» личности. Здесь индивид может найти себя и развивать духовные, моральные и личностные качества.
Степень научной разработанности проблемы представлена работами Мчедлова М.П. «Политика и религия»; Балагушкин Е.Г. «Новые религии как социально-культурный феномен».
Объектом анализа являются религиозные организации.
Цель – рассмотреть и сравнить типы современных религиозных организаций.
Задачи:
– исследовать структуру и основные понятия религиозных организаций;
4
– рассмотреть историческое их формирование;
– выявить значение религиозных организаций в современном обществе.
Гипотеза: Основными тенденциями развития религиозных организаций в современном мире являются: секуляризация, глобализация, развитие СМИ, рост научного знания.
Теоретическую основу работы составили: Галицкая И.А., Метлик И.В, Соловьев А.В. «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения»; Балагушкин Е.Г. «Новые религии как социально-культурный феномен»; Мчедлов М.П. «Политика и религия».
Методологическую основу составляют принципы объективности и научности.
Методы. Для достижения поставленной цели был использован, общенаучный метод, такой как анализ теоретического материала.
Новизна работы заключается в том, что был проведен теоретический анализ работ Балагушкина Е.Г. «Новые религии как социально-культурный феномен», Мчедлова М.П. «Политика и религия» привело к систематизации и упорядоченности знаний об эволюции религиозных организаций, влияния их на общество, индивида; взаимосвязь с общественными сферами.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использованы для дальнейшей разработки данной проблемы.
5
1 Подходы к понятию религиозной организации.
Конец XX века ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на политику и межнациональные отношения. Большое влияние на современный мир оказывают традиционные религии: православие, ислам, католицизм и другие. Одновременно в наши дни получили распространение новые, так называемые нетрадиционные религиозные организации. Кроме, так называемых, новых религиозных учений появились движения, объединения и группы, которые именуются псевдорелигиозными, оккультно-мистическими, целительскими и т.д. И на данном этапе возникла острая необходимость привести всю совокупность новых религиозных организаций к какой-либо единой типологии.
Все религиозные объединения в целом делятся на религиозные организации и религиозные группы.
В понятии «религиозная организация» в сравнении с понятием «религиозное объединение» подчеркивается формально-правовой аспект деятельности первой. То есть религиозная организация регистрируется государством в качестве таковой и обладает правом юридического лица.
Религиозная группа является религиозной организацией, но не зарегистрированной в качестве таковой. В свою очередь зарегистрированные религиозные организации делятся на централизованные и местные, а также организации, образованные религиозными организациями, например, печатные издания, радио, фермерские хозяйства и т.п.
6
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих – служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов, и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации являются социальными институтами. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управляемая подсистемы.
Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выпуском и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций.
Вторая, подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует норма оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется при помощи, так называемых, организационно-
7
Эти нормы содержаться в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регулирующих их деятельность, права и обязанности.
8
1.1 Классическая типология религиозных организаций и их характеристика.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, культ и деноминацию.
Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействий между священнослужителями и верующими, осуществляющие функции выражения, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты является: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянное членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
9
Культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога, или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, фанатизм, мистицизм.
Деноминация – это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции, соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно, и спасения души для всех верующих.
С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества
Границы между церковью, сектой и деноминацией весьма подвижны. Так, например, протестантизм с самого начала разделился на ряд самостоятельных церквей: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество деноминаций, протестантских сект; этот процесс продолжается и в наше время, а прежние секты превратились в церкви, такие как баптистская, методистская или адвентистская.
10
Необходимо иметь в виду, что приведённая классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектообразообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превращаться в церкви. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты.
11
1.2 Типы новых религиозных организаций и их характеристика.
Секуляризация, интеграция общества, свобода слова и вероисповедания, стремление к изменению культурных и жизненных ценностей привели к образованию новых религиозных организаций.
Исследователи новых религиозных организаций выделяют различные подходы к их типологии, разделяя новые религиозные организации по различным основаниям. Причем все эти подходы к осуществлению типизации новых религиозных организаций взаимодополняют друг друга.
Критерии для типологии новых религиозных организаций выделяются, как правило, следующие:
- по характеристике объекта поклонения, то есть принятого идеала;
- по отношению к личности, то есть, какую ценность имеет личность в данном учении;
- по характеристике основателя;
- по вопросам преемства божественных качеств;
- по особенностям обрядов, ритуалов, служений, действий.
Однако нас интересуют классификации не по особенностям вероучения, воззрениям и культовой практике сами по себе, а типология, различающая, в конечном счете, новые религиозные организации по социальной опасности для общества, то есть по степени их деструктивности, нетрадиционности.