Современные новые религиозные движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

В новом российском обществе восторжествовала свобода совести. Те религиозные объединения (Церкви, общины), которые имели право на существование, но были весьма ограничены в своей активности и миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности. Движения и общины, которых в России прежде не было, а так же те, что существовали подпольно, получили возможность выступать открыто, официально; и получили права, равные с традиционными в России. Все это вполне естественно для нового общества, декларирующую новую модель развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. Понятие и характеристика новых религиозных движений ……...……... 5
2. Классификация и особенности новых религиозных движений…………..7
3. Новые религиозные движения в России ……………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….............................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………21

Файлы: 1 файл

Реферат по религиоведению.doc

— 115.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

  1. Понятие и характеристика новых религиозных движений ……...……... 5

2. Классификация и особенности новых религиозных движений…………..7

3. Новые религиозные движения в России ……………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….............................................................................................20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    В новом российском обществе восторжествовала свобода совести. Те религиозные  объединения (Церкви, общины), которые имели право на существование, но были весьма ограничены в своей активности и миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности. Движения и общины, которых в России прежде не было, а так же те, что существовали подпольно, получили возможность выступать открыто, официально; и получили права, равные с традиционными в России. Все это вполне естественно для нового общества, декларирующую новую модель развития.

    Люди  верующие и люди, не считающие себя таковыми, относятся к этой ситуации по-разному. Большинство верующих людей в нашей стране – православные. Так же, как представители других конфессий (вероисповеданий) и других религий, они не могут не радоваться снятию ограничений на регистрацию общин и выпуск духовной литературы, не могут не приветствовать свободу проповеди и возможность пользоваться средствами массовой информации. Сегодня возрождению Православия сопутствует возрождение инославия, других религий и религиозных движений и групп. Рост численности общин таких христианских исповеданий, как католичество, лютеранство, реформаторство, баптизм и др., а также мусульманских, буддийских и прочих многие связывают только с политическим плюрализмом, демократическими ценностями, объявленными новой властью, однако очевидно, что существенны именно внутренние ресурсы каждой религии, каждой христианской конфессии, которые в соответствующей атмосфере свободы имеют возможность реализоваться.

    Появление новых религиозных и псевдорелигиозных  групп часто воспринимается как  результат "тлетворного влияния Запада". В наши дни действительно завоевали популярность пришедшие, как правило, с противоположной Востоку стороны экзотические восточные учения и практики. Но верно и то, что в России конца XIX – начала XX вв. уже были хорошо известны, а в Петербурге и Москве модны теософия, спиритизм, различные системы йоги. Теософская и оккультная литература издавалась еще в дореволюционной России. А сколько было различных сект (штундисты, духоборы, молокане, хлысты и многие другие), сколько толков в старообрядческом расколе! Как бы ни было больно православному человеку вспоминать и думать об этом, такова реальность прошлой и сегодняшней жизни, общественно-политическая реальность, которая побуждает искать мирные формы сосуществования.

    Сегодня в нашей стране и Православие, и любая другая община, называющая себя религиозной, имеют одинаковые юридические права. Это может показаться несправедливым, но таков уж уровень демократичности самосознания нашего общества и возврата к старому, скорее всего, нет. Это не означает, что в обществе все Церкви, конфессии, религиозные группы имеют или будут иметь равный авторитет и одинаковый вес в общественном мнении. Если Православие действительно укорено в обществе, то исповедующие его граждане через соответствующие социально-политические институты (партии, парламент, общественное мнение, СМИ и др.) будут выражать свои позиции и направленность. Если же Православие будет в обществе религиозным меньшинством, незначительным в количественном отношении, а потому и мало авторитетным, то общество не сможет руководствоваться христианскими ценностями в православном их понимании, не сможет жить православно. Православный образ жизни не предполагает утверждения христианских ценностей силой. Нравственный авторитет, предмет нравственного совершенства отдельных личностей, которые осознаются как образцы благочестия, евангельский характер служения ближнему и жертвенность могут сыграть роль более значительную, чем "костыли" законов, обеспечивающий режим максимального благоприятствования.

  1. Понятие и характеристика новых религиозных движений

    Термином  «Новые Религиозные Движения» (НРД) принято называть нетрадиционные религии  и религиозные верования, существующие в современном мире начиная со второй половины 20 века. В массовом сознании НРД больше известны как «секты». В религиоведении термином «секта» обозначается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.

    Поскольку в современной публицистике термин «секта» обладает неоднозначной  оценкой (чаще всего – негативной), мы постараемся исключить употребление этого термина, используя понятие «новые религиозные движения». Это, на наш взгляд, позволит избежать каких-либо оценок по отношению к описываемым нами движениям, и более точно сфокусироваться на их описании.

    Новые религиозные движения обладают рядом характеристик. Исследователи отмечают относительно молодой возраст последователей НРД (19-27 лет), хотя, безусловно, это не является всеобщим показателем. Многие последователи новых религиозных движений значительно старше, поэтому зачастую возраст – отнюдь не определяющий фактор для принятия того или иного религиозного учения. Скорее, можно говорить о совокупности факторов, включающей в себя социальный статус человека, психологическую атмосферу в его семье, образовательный уровень и многое другое.

    Часто говорится о наличии в НРД  харизматической личности и безусловной  вере последователей в то, что их лидер обладает совершенно особыми  качествами, – а значит, должен быть наделен и особой властью. С этим можно согласиться, но лишь отчасти  – ведь НРД христианского толка не нуждаются в этом.

    Можно согласиться с тем, что деятельность последователей НРД с целью широкого распространения проповедуемых  ими учений более активна. Спасение, о котором говорят в новых  религиозных движениях, достигается  интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, в силу необходимости следования определенным религиозным традициям.

    Истоки  происхождения современных НРД  крайне разнообразны. Прежде всего, это  восточные религии (индуизм, буддизм  и т.д.). Новизна движений этого  типа заключается в том, что древние  религии действуют в новых  для них культурах и соответствующим  образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения НРД является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в 18 —19-м столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы).

    Третий  источник — процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормоны, адвентисты, свидетели Иеговы и т.д. — плоды этого явления. Еще один немаловажный источник — язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в столетии нынешнем. И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения НРД — синкретизм, т.е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях. 
 
 
 
 

  1. Классификация и особенности новых религиозных  движений

    Классификация новых религиозных движений чрезвычайно  трудна. В отечественном и зарубежном религиоведении нет общепризнанной типологии новых религиозных движений. Это связано, прежде всего, с тем, что одна и та же религия может объединять в себе черты нескольких религиозных учений (например, рейки, у которых силен момент христианства и китайских народных верований). Некоторые движения, напротив, могут оспаривать статус «новых» - например, Бахаи, появившиеся на свет еще в 19 в., но получившие широкое распространение на Западе лишь во второй половине 20 века. Во многом это объясняется трудностями, возникающими при выделении сущностных признаков огромного многообразия вероучений, способов их функционирования, отношения к миру новых религиозных образований. Новые религиозные движения называются новыми, поскольку в своей настоящей форме большинство из них возникло после второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Европы. От традиционных верований новые религиозные движения отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. Вероучительная и обрядовая новизна обусловливаются обстоятельствами возникновения конкретного типа нового религиозного образования, наличием квалифицированных теологов. Как правило, уже в первоначальных заявлениях основателей или авторитетных лидеров новых религиозных движений сообщается о радикальной новизне учения, видоизменяющего или отвергающего вовсе вероучительные доктрины традиционных религий. И даже если вероучения религиозного новообразования заимствовано из разных источников, оно провозглашается уникальным, никогда ранее не существовавшим. Настойчивое подчеркивание неповторимости основ исповедания порой сочетается с признанием принадлежности к той или иной традиционной религии или конфессии.

    Последователи новых религиозных движений - верующие первого поколения. В отличие  от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т.д. При этом приобщение к вере происходит постепенно - через семейное воспитание, культурные и национальные традиции, образование. В более широком плане приобщение к традиционным религиям выступает как составная часть социализации личности, включения человека в многообразные связи и отношения. 
       По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии могут быть отнесены к следующим направлениям. 
       1. Неохристианские течения - "Церковь Христа" (Бостонское движение), "Новоапостольская церковь", «Церковь последнего завета», «Дети Бога», «Семья Любви», многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о "новом прочтении" христианства, полученном ими в результате озарения или откровения.

    2. Неориенталистские объединения  - "Международное общество Сознания  Кришны"  (кришнаиты), "Брахма Кумарис" (Всемирный духовный университет Брахма кумарис), "Миссия Божественного Света", "Ананда Марга" (путь к блаженству), «Движение Ошо Раджниша» (Раджинизм, раджнишизм), неоиндуизм (индуизм, адаптированный к современным условиям социальной жизни), «Сатья Саи Баба» (возрождение в людях духовности), «Миссия Божественного Света» (обучение истине посредством совершенных знаний, получаемых последователями через совершенного Учителя). Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. 
       3. Синкретические и универсалистские движения - "Церковь объединения" (Ассоциация святого духа за объединение мирового христианства, Муниты, Мунисты), "Вера Бахай", "Международная Саентологическая церковь" - учение, построенное на концепции изучения человеческого духа и работы с ним, "Аум Синрике" – (Учение Истины), «Великое Белое братство Юсмалос» - ожидание наступления Конца Света и воцарения Рая на Земле. Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики.

    4. Оккультно-мистические учения и  школы Нью Эйдж (Нового века) - Анастасия (Движение "Анастасия"), Ашрам Шамбалы (Школа Шамбалы, Академия оккультных наук и др. названия) и Нью Эйдж (Новый век, новая эра). Они представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения "Нового века" разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения "Нового века", которое связывается с приходом Спасителя. Учение Нью Эйдж  – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж  – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками.

    5. Неоязычество. К новым религиозным  движениям данного типа принадлежат  группы, выступающие за возрождение  дохристианских верований как  основы гармонического взаимодействия  с природой и обществом. Ближе  всего к язычеству стоит движение Порфирия Иванова (Общество последователей Иванова, Ивановцы), который понял, что причина всех болезней заключается в отрыве человека от природы. Начиная с этого момента Порфирий Иванов изменил свою жизнь, проповедуя единение с природой, с тремя ее живыми телами – землей, водой, воздухом. Другие направления: Джива – Храм Инглии (Единая древнейшая вселенская община, Древнерусская инглистическая церковь), Схорон еж словен (Союз всех славян), Троянова тропа,

    6. Сатанинские группы - "Церковь сатаны", "Зеленый орден", "Южный крест", "Общество сатаны". В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.

    В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются  на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие).

    Миротерпимые  движения в достаточной мере удовлетворены  существующим миром или безразличны  к нему. К данной разновидности  движений относится разнообразные  тантрические группы. Тантрическая религиозная  и мировоззренческая доктрина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых законов и социально-политических установлений. Истинная тантра (от санскритского - хитросплетение, сокровенный смысл) свободна от утопических идей построения идеального общества. 
       В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы - светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны "эсхатологическая лихорадка" - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, теология "Белого Братства" осуждает существующие власти, не верящие в миссию "живого Бога" - Марину Цвигун. Мироотрицание также являлось характерной чертой первых лет существования "Церкви последнего завета". Ее основатель - Виссарион - заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра. Умножаются свидетельства торжества дикости и ничтожества. И спасение возможно через восприятие учения Виссариона. 
        Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироисцеляющим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления о наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентологическая церковь). 
        В отличие от традиционных религий приобщение к новым религиозным движениям происходит не постепенно, эволюционно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения к родителям. По утверждению неофитов, после обращения в "новую веру" они видят, думают и слышат по-новому. Внезапное обращение представляется единственным способом, позволяющим вступить в религиозное и нравственное пространство.

Информация о работе Современные новые религиозные движения