Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:13, реферат
В новом российском обществе восторжествовала свобода совести. Те религиозные объединения (Церкви, общины), которые имели право на существование, но были весьма ограничены в своей активности и миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности. Движения и общины, которых в России прежде не было, а так же те, что существовали подпольно, получили возможность выступать открыто, официально; и получили права, равные с традиционными в России. Все это вполне естественно для нового общества, декларирующую новую модель развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. Понятие и характеристика новых религиозных движений ……...……... 5
2. Классификация и особенности новых религиозных движений…………..7
3. Новые религиозные движения в России ……………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….............................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………21
Внезапность,
с помощью которой люди становятся
приверженцами новых
Отмеченные
типы отношения новых религиозных
движений к миру не являются застывшими,
неизменными, раз и навсегда присущими
тому или иному религиозному новообразованию.
Бескомпромиссное осуждение мирских порядков,
отказ от всяких контактов с внешним миром
обычно характерны для начальных этапов
существования движения. Его основателям
и лидерам, как правило, не удается длительное
время поддерживать движение в состоянии
осажденной крепости, держаться строго
обособленно от общества. Переход к компромиссным
формам взаимоотношения с окружающей
действительностью сопровождается или
молчаливым отказом от прежних жестких
мироотвергающих формулировок, или мягким
их истолкованием. "Церковь последнего
завета" избегает сегодня высказывать
какие-либо суждения относительно предсказанного
Виссарионом неизбежного наступления
(с точным указанием сроков) различных
бед - землетрясений, наводнений и т.д.
В отечественной и зарубежной литературе
новые религиозные движения нередко именуются
"тоталитарными и деструктивными культами".
В качестве основных критериев отнесения
религиозных новообразований к тоталитарным
и деструктивным обычно выступают: сокрытие
истинных целей объединения, полный контроль
над сознанием и поведением человека,
нанесение серьезного вреда здоровью
вовлеченных в тоталитарные секты.
Никогда
раньше за столь короткий срок в
России не появлялось такого множества
новых религиозных движений, как за последние
десятилетие. В изданной в 1912 г. "Настольной
книге для священнослужителей" перечисляются
и рассматриваются вероучения и обряды
209 "расколов, ересей и сект", дано
определение 32 философским и "противным
христианству" направлениям. В 1997 г.
миссионерский отдел Московской патриархии
публикует справочник "Новые религиозные
организации России деструктивного и
оккультного характера". В нем содержится
анализ 101 группы и объединения, претендующей
называться религиозными.
Сравнение упомянутых
изданий обнаруживает существенные различия
в характеристиках новых религиозных
движений в России начала и конца XX в. Значительная
часть приводимых в "настольной книге"
"расколов, ересей и сект" (свыше 60%)
восходит к культурным и религиозным традициям
России. В то же время в обширном списке
религиозных групп и объединений, содержащемся
в "справочнике" 1997 г., не более чем
у 5 прослеживаются связи с вероучительным
и культурным наследием народов России.
Подавляющее же большинство зародилось
в среде, чуждой сложившимся религиозным
взглядам и образу жизни россиян.
Широкое распространение
новых религиозных движений в России наблюдается
в конце 80-х гг. К факторам, благоприятствующим
появлению религиозных новообразований,
следует отнести глубокий кризис, а затем
и распад существовавшей экономической
и идеологической системы. Последствия
происходящих перемен выбивают у многих
миллионов людей почву из-под ног, порождают
чувства страха и неуверенности. Отсюда
проистекают и воспроизводятся противоречия
между стремлением человека к лучшей жизни
и реальными фактами социального бытия.
К тому же в условиях инфляции, безработицы,
преступности, разрыва связей между поколениями
многие люди разочаровываются в светских
идеологиях, в их способности обеспечить
преобразование общества в интересах
большинства населения. Эти и другие противоречия
порождают потребность в целостном, стабильном
мировоззрении, контуры которого, разумеется,
различаются в зависимости от социального
положения, профессии, возраста и т.д. Плохо
совместимый с "диким" рынком духовный
поиск части россиян пытается найти прибежище
в коммуне, в коллективе "братьев-единомышленников",
создаваемых новыми религиозными движениями.
Почти все действующие в России религиозные
новообразования предлагают собственные
проекты радикального переустройства
мира "здесь и сейчас"; как правило,
эти рецепты исправления людей и общества
отличаются простотой и доступностью,
что делает их привлекательными для молодежи.
Возникновению и распространению
новых религиозных движений в России в
немалой степени благоприятствовало возобладавшая
в церковно-государственных отношениях
и в средствах массовой информации установка
о религиозном плюрализме как фундаменте
реальной свободы совести и непременном
условии принадлежности государства к
категории демократических. Данная установка
была положена в основу закона РСФСР от
25 октября 1990 г. "О свободе вероисповедания".
В соответствии в этим законом государство
проявляет терпимость к самому широкому
спектру религиозных взглядов и убеждений
своих граждан. Гарантируется не только
свобода выбора вероисповедания, но и
право на беспрепятственную смену религиозных
убеждений.
Доля успеха проповедников и миссионеров новых религиозных движений обусловлена недостаточной активностью миссионеров "исторических религий". Кроме того, некоторые традиционные церкви ассоциировались у части российского населения, главным образом молодежи, с институтами, где верующие лишь пассивно участвуют в богослужении и соблюдении обрядов, а жесткие уставы не дают возможности для самовыражения, тем самым направляя духовные искания к альтернативным формам религиозности.
Как и на Западе, вероучительные доктрины новых религиозных движений в России отличаются большим разнообразием. Одни из них заявляют о следовании иудо-христианской традиции, другие иудо-христианские традиции сочетают с компонентами различных религий и философско-этнических систем. На российской территории получили распространение вероучения, сформированные на основе восточных религий. Немало россиян являются последователями движений, не имеющих четко сформулированного вероисповедания. Действуют в России и группы последователей неоязычных и сатанинских учений.
Действующие
в России новые религиозные движения
различаются по месту их зарождения.
Некоторые объединения и группы возникают
за пределами России и "импортируются"
на российскую землю. Религиозные новообразования
данного типа появляются и получают распространение
в результате усилий иностранных миссионеров.
На первых порах (а иногда и более продолжительное
время) они опираются на материальную
и организационную поддержку "материнских
организаций". К числу новых религиозных
движений зарубежного происхождения относятся
"Церковь объединения", Саентологическая
церковь, мормоны, "Церковь Христа"
и т.д.
Зарубежные центры, направляющие в Россию
миссионеров для распространения вероучения
того или иного религиозного движения,
несут солидные затраты. При этом значительные
средства расходуются как на содержание
миссионеров, так и не реализацию различных
проектов, в том числе образовательных
и благотворительных.
Большинство
крупных, структурированных религиозных
движений зарубежного происхождения
проникло в Россию из США, а не из
стран и регионов своего возникновения.
В Соединенных Штатах Америки они
научились успешно работать в условиях
рыночной экономики, своевременно реагировать
на спрос и потребности потенциальных
последователей. Активность зарубежных
миссионеров мало чем отличается от рекламы
товаров и услуг, к которым постепенно
начинают привыкать россияне. В этом отношении
большой густонаселенный город создает
наиболее благоприятные условия для миссионерских
способов распространения нетрадиционных
религий, поскольку психология рынка рекламы
проявляется у населения крупных городов
несравненно сильнее, нежели у сельских
жителей и жителей небольших городов.
Кроме того, преобладание в товарной массе
предметов иностранного производства
способствовало космополитизации сознания
и стандартов поведения населения, в первую
очередь молодежи, влияя в том числе и
на выбор веры. "Иностранное происхождение"
религиозных групп их уже не смущает и
не отпугивает.
Внимание к религиям "иностранного
происхождения" нередко было продиктовано
общим интересом к жизни Запада и зарубежного
Востока. Характерно, что многие российские
адепты новых религий раньше изучали иностранные
языки, знакомились с традициями иноземной
философии, культуры и религии. Этот интерес
особенно усилился после 1985 г., когда появилась
возможность непосредственных контактов
и общения с зарубежными миссионерами.
К наиболее распространенным новым религиозным объединениям, возникшим на "российской" почве, принадлежат "Церковь Божией Матери Державная", "Церковь последнего завета", последователи учения Порфирия Иванова, неоязычные группы.
Объединения и группы, образующие новые религиозные движения в России, не имеют одинаковых параметров. Одни из них находятся на стадии формирования вероучения и культовой практики, другие обладают разработанной догматикой и обрядностью. Некоторые представляют собой аморфные образования, объединяющие не более 20 последователей, другие жестко структурированы и насчитывают тысячи последователей.
Социально-демографические
характеристики последователей новых
религиозных движений в целом
близки к соответствующим показателям
сторонников этих движений в США и Западной
Европе. Значительную часть неорелигиозных
образований составляет городское население.
Пик успешного распространения и активности
новых религиозных движений в России приходится
на 1989-1993 гг. Но уже и тогда стали заявлять
о себе силы, противостоящие нетрадиционным
религиозным группам, - вне зависимости
от того, возникли ли он на российской
почве или были импортированы из-за границы.
И хотя эти силы имели неодинаковые мотивы
противостояния неорелигиям, все они были
едины в одном: многочисленные религиозные
и псевдорелигиозные движения наносят
вред обществу и личности, поэтому их деятельность
должна быть ограничена или запрещена.
Летом 1993 г. Верховный Совет РСФСР предпринял
попытку законодательно ограничить деятельность
зарубежных религиозных объединений.
Специальный комитет внес поправки к действующему
тогда закону "О свободе вероисповедания",
предусматривающую государственную поддержку
исторически сложившихся в стране религий.
Так, в соответствии с новой формулировкой
ст. 14 закона "О свободе вероисповедания"
"правом на занятие религиозно-миссионерской,
издательской и рекламно-пропагандистской
деятельностью зарубежные организации,
а также лица, не имеющие гражданства Российской
Федерации, не пользуются". Данная поправка
была принята Верховным Советом РСФСР,
однако по известным причинам политического
характера, новой формулировке ст. 14 не
суждено было войти в действие. Наиболее
влиятельной и активной силой, противодействующей
распространению новых религиозных движений
в России, является Русская православная
церковь. В концентрированной форме отношение
русского православия к религиозным неообразованиям
выражено в определении Архиерейского
собора "О псевдохристианских сектах,
неоязычестве и оккультизме" (декабрь
1994 г.). Эти организации объявляются несовместимыми
с христианством, а люди, разделяющие учения
этих сект, а тем более способствующие
их распространению, отлучили себя от
"православной церкви". Вместе с тем
Архиерейский собор предостерегает от
отождествления ложных взглядов и их носителей.
Неэтичное отношение к последним оценивается
как несовместимое с христианским учением.
Для
более результативного
Как и в зарубежных странах, новые религиозные группы в России столкнулись с противодействием родителей, дети которых стали ревностными последователями новых верований. В 1992 г. в Москве был создан "Комитет по спасению молодежи", состоящий из родственников лиц, считающих себя пострадавшими от наиболее радикальных нетрадиционных движений. Свои основные задачи "Комитет по спасению молодежи" видит в оказании медицинской, юридической и материальной помощи пострадавшим от нетрадиционных религий. Комитет содействует родителям и родственникам в поисках их родных, покинувших семьи под влиянием псевдорелигиозных сект.
В 1994-1995 гг. сфера деятельности родителей, выступающих против новых религиозных групп, существенно расширяется, аналогичные комитеты образуются в Санкт-Петербурге.
Деятельность новых религиозных объединений регулируется соответствующими нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Российское законодательство провозглашает равенство всех религиозных образований и не проводит различия между религиями новыми и старыми, традиционными и нетрадиционными. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением религиозных чувств.
В
то же время последователи новых
религиозных движений могут стать
религиозной организацией (и тем
самым получить правоспособность юридического
лица) лишь по прошествии 15 лет. Исключение
делается для тех, кто входит в уже существующие
централизованные религиозные организации,
в этом случае регистрация осуществляется
автоматически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История
человечества хранит свидетельства появления,
распространения и исчезновения бесконечного
числа религий и систем верований. Каждое
из новых религиозных объединений представляет
собой своеобразную субкультурную общность,
в которой особым образом преломляются
наиболее острые проблемы сегодняшнего
дня и даются ответы на запросы времени,
убедительные для приверженцев этих религий. "Нетрадиционные культы", "неорелигии", "внеконфессиональные, неканонические верования", "возникающие религии", "альтернативные культы" - так обозначают религиозные движения, получивших в 60-70 гг. XX в. распространение в США и Европе, а затем в России. Причины, по которым люди примыкают к новым религиозным движениям, и причины, по которым они остаются его членами, бывают разными. Они зависят от общественно-политической и духовной атмосферы общества, состояния индивида, его готовности и способности отозваться на то, что данное религиозное движение ему предлагает. Привлекательность того или иного религиозного новообразования быть связана с тем, что здесь новичок надеется наполнить свою жизнь смыслом, избавиться от чувства неуверенности. Молодежи может импонировать вызов движения обществу, суровое осуждение мирских пороков. На фоне социального конформизма традиционных верований подобные осуждения порой воспринимаются как проявление искреннего желания изменить мир к лучшему. |