Современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и сравнить типы современных религиозных организаций.
Задачи:
– исследовать структуру и основные понятия религиозных организаций;
4
– рассмотреть историческое их формирование;
– выявить значение религиозных организаций в современном обществе.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
1 Подходы к понятию религиозной организации…………………………………………………………………....
1.1 Классическая типология религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.2 Типы новых религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.3 Типы нетрадиционных религиозных организаций в России……..
2 Тенденции возникновения, распространения деятельности и целей новых религиозных организаций…………………………………………….
3 Функции и цели религиозных организаций…………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………..…………………….

Файлы: 1 файл

современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Напомним,  что  распределение  новых  религиозных  организаций  по степени деструктивности применялось в российской практике еще в XIX веке. 

 

12

Так,  в  дореволюционной  России  до 1905 года, в  соответствии  с Циркуляром  МВД  России «О  распределении  сект  по  степени  их вредности»  было  три  уровня  оценки  противоправности  деятельности новых религиозных организаций: 

1.  особо вредные

2.  вредные

3.  менее вредные

С 1905 по 1917 годы  в  МВД  России  официально  существовала категория «изуверские секты», а также  религиозные  организации, квалифицированные  как  враждебные государству, в отношении которых применялись специальные правозащитные запретительные, контролирующие и профилактические меры.

В зарубежной практике также применяется классификация религиозных организаций по степени их  деструктивности  с использованием  демографических,  правовых и этических критериев.

Например, во Франции в 2000 году был составлен список новых религиозных организаций, которые, по мнению экспертов Национальной ассамблеи  Франции, могут  угрожать  обществу. В целом отбор религиозных организаций в  список  осуществлялся  экспертами  по  десяти качественным  критериям,  учитывающим  наличие  деструктивных признаков:

- дестабилизация сознания;

- непомерные финансовые притязания (поборы);

- навязывание разрыва с прежним окружением;

- покушение на физическое здоровье;

- вербовка детей;

- антиобщественные высказывания;

- нарушения общественного порядка;

- привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;

 

13

- нарушение норм  экономической деятельности (утаивание средств);

- попытки проникновения во властные структуры.

Если  хотя  бы  один  из  этих  признаков  имеет  место,  то религиозное  объединение  считается  сектой.  Следует  отметить,  что  в данном  списке  присутствуют  многие  новые  религиозные  организации, осуществляющие  свою  деятельность  и  в  России,  например,  Свидетели Иеговы.

В российской практике сегодня также существуют критерии к классификации новых религиозных организаций по степени их деструктивности. Например, И.В.Куликов выделяет следующие группы организаций, деятельность которых следовало бы отнести к нетрадиционным:

1.  Деструктивные религиозные организации сатанисткой ориентации;

2.  Деструктивные  религиозные  организации  и  религиозные  группы класса «экология духа, оккультизм и оккультное целительство»;

3.  Неоязыческие группы;

4.  Религиозные группы восточной направленности;

5.  Религиозные группы западной ориентации

6.  Коммерческие группы.

                 Однако, учитывая только происхождение  и  направление деятельности  новой религиозной организации, мы упускаем из виду социальную опасность учения и культовой практики, степень воздействия на личность и ранг деструктивности.

Достоинством  данной  классификации  является  то, что она принимает  во  внимание не только  открытые, но и часто утаиваемые  от непосвященных  ключевые аспекты знаний и учений религиозных организаций. При отнесении каждой конкретной религиозной организации к определенной группе важны также особенности различных толкований вероучений. Любые религиозные, духовные, мировоззренческие системы, движения и организации попадают в достаточно конкретную группу вероучений.

14

Также существует еще одна классификация религиозных и псевдорелигиозных организаций, в которой социологи и теологи современности делят их на четыре группы.

              Первая группа религиозных организаций - это так называемые «совершенные» вероучения, которые не имеют и  отвергают деструктивность как таковую, они опираются на положительный идеал – Бога, признают уникальную ценность, неповторимость и цельность любого человека  и  т.п.  Поэтому они стремятся к активной созидательной гармоничной деятельности  во всех сферах жизни общества, во взаимоотношении с государством, со всеми социальными институтами, с каждым  человеком. Данную группу составляют традиционные религии. Остальные же группы проявляют деструктивные признаки, но в разной степени.

              Ко второй группе относятся культы, не содержащие явных деструктивных положений в своем  учении,  но  избегающие конструктивной  внешней деятельности, замыкающиеся в себе.

Эта группа может проявлять деструктивность в случае критических внешних или внутренних обстоятельств. Например, некоторые течения старообрядцев, в периоды гонений на них со стороны государственных структур, устраивали массовые самосожжения. 

              Третья группа включает всех, имеющих деструктивные положения в своем учении, но по каким-либо причинам редко или совсем не применяющих их в  данное время, однако при изменении обстоятельств (например, смене лидера, появлении новых толкований или экстремистских течений, изменении социально-политической обстановки) способных начать деструктивные действия.

              Четвертая группа состоит из организаций,  включивших деструктивные  положения в свои учения и культовую практику, и стремящихся их применить. Это организации сатанистского типа.

 

15

Здесь духовная безобразность превращается в правовой и социальный беспредел и безнравственность.

В современной России насчитывается сотни только официально известных новых религиозных организаций, относимых к третьей и четвертой группам. Прежде всего, это сатанисты и все, близкие к ним, а также  демонические движения, оккультно-мистические учения, открыто или  скрыто признающие в качестве одного из своих кумиров зло как реальную сущность. Основным объектом, с которым они борются, являются  вероучения, относящиеся к первой  группе, это, прежде всего традиционное христианство. Относя себя к истинному христианству, они объявляют сатанистскими  все  без  исключения  основы  православия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

1.3  Типы  нетрадиционных религиозных организаций

в России.

 

 

В рамках синтезированного подхода, в основе которого лежит критерий возникновения, этнокультурные, исторические и этнографические признаки новой религиозной организации, можно выделить пять типов новых религиозных организаций, закрепившихся на территории Российской Федерации. 

К первому типу следует отнести новые религиозные организации,  пришедшие в Россию из стран, где  они  возникли, то есть, импортированные  из  других  культурных  ареалов.  Генетически  их происхождение может  восходить к глубокой древности. А «новизна» данных организаций заключается в том, что они функционируют в ином культурном контексте. Однако следует отметить, что организации данного типа меняются в процессе адаптации. Например, японское христианство отличается от европейского, а буддизм на Западе другой, чем в Японии.

Ко второму типу относят новые религиозные организации, выросшие из западной оккультной традиции. Данный тип религиозных организаций возник на Западе и главным образом в США, а затем они были трансплантированы в Россию. К нетрадиционным организациям данного  типа следует относить Церковь Объединения, Международное Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии, Церковь Христа и т.п.  Генетически,  корни  данных  организаций уходят в глубокую древность, но организационно  нетрадиционные организации этого типа стали оформляться в начале XVIII века.

Третий тип – это новые религиозные организации, зародившиеся и существующие  непосредственно  в  России.  К  этому  типу  религиозных организаций относят, например, Богородичный центр.

17

Данный тип  организаций имеет свои особенности. Новые религиозные  организации,  возникшие  в  России,  отличаются  от  западных прежде всего тем, что западные нетрадиционные религиозные организации космополитичны,  российские  же  группы  вырабатывают  собственную версию. Например, отечественные йоги утверждают, что русская йога древнее индийской и содержит в себе праславянскую мудрость, а российские кришнаиты настаивают, что истинно  ведийская  цивилизация первоначально возникла в Сибири. 

Второе отличие заключается в том, что у российских новых религиозных организаций более  напряженные  отношения  с традиционными  религиями (особенно  с  православием),  чем  у  западных аналогов. 

Безусловно, отличия коренятся, прежде всего, в социокультурных и религиозных тенденциях, в ситуации в стране в целом. Поскольку новые религиозные организации в России явились с одной стороны следствием тоталитаризма,  а,  с  другой – реакцией  на  него,  так  как  распространение  данных религиозных организаций предполагает разнообразие, плюрализм и возможность выбора.

Следующий тип – это новые религиозные организации, возникшие в результате дробления традиционной религии. Например, «Ветвь Давида» - это  результат  раскола  в  адвенизме,  а,  в  свою  очередь,  адвенизм – это продукт дробления протестантизма. 

И к пятому типу следует отнести новые религиозные организации  синкретического типа, то есть состоящие из всехперечисленных компонентов.  Например,  АУМ  Синрике,  возникшее  в Японии, состоит из буддизма, индуизма, христианства, оккультизма, но в разных сочетаниях и пропорциях. 

Кроме новых религиозных  организаций, появились  объединения, которые называют  псевдорелигиозными.

 

18

Предметом их религиозного вероучения  становятся  вопросы  питания,  здоровья, сохранения хорошей фигуры, умение общаться, решить личные проблемы. Хотя и деятельность данных организаций напрямую не связана с религией, но все же они примыкают к новым религиозным организациям, по следующим причинам.

Во-первых, под видом образовательных программ, целительства, ведической медицины, магии может скрываться новое религиозное учение, когда данная организация формирует и распространяет религиозную  систему,  в  которой присутствует поклонение какому-либо объекту, высшим ценностям. Во-вторых, псевдорелигиозные организации используют методы, направленные на контроль  сознания,  и  способствуют  возникновению зависимой  личности. Характерным  признаком  методов  и  средств целительства  оккультно-мистического  происхождения  является  не информирование или неполное информирование человека, подвергаемого такому «целительству» о механизмах, способах и формах воздействия на его физическое и психическое состояние. 

В настоящее время одним из самых распространенных типов религиозного сознания становятся новые религиозные движения синкретического  и  неоязыческого  характера. Начало данного явления относится к концу 80-х годов XX века.  Наиболее опасными являются  новые  религиозные организации синкретического типа, поскольку сочетают в себе все опасные элементы из разных религиозных систем. 

                  Сегодня существуют сотни новых религиозных организаций.  Однако  все статистические данные имеют погрешность, поскольку не все  религиозные организации являются зарегистрированными, или же  регистрируются не как организации, осуществляющие религиозную деятельность.

 

 

19

2   Тенденции возникновения, распространения деятельности и целей новых религиозных организаций.

 

 

Целесообразнее всего было бы подчеркнуть основные тенденции возникновения, распространения, деятельности и целей новых религиозных организаций. И.А. Галицкая, И.В. Метлик и А.В. Соловьев выделяют три тенденции и, соответственно каждой тенденции, основные направления образования новых религиозных организаций. 

              Первое направление – это новые религиозные организации, которые образовались  в  результате  раскола  христианства  в 1054 году.  В XI веке Римская  христианская  церковь  формально  отделилась  от  четырех остальных – Иерусалимской,  Константинопольской,  Антиохийской  и Александрийской.  После  раскола  в  каждой  ветви  Христианской  Церкви происходят  догматические  изменения  вероучения. Позже в Римской Церкви стали вводиться изменения в порядок богослужения, обряды, отношения клириков и мирян. Раскол и последующие изменения в вероучении и обрядах христианской религии, а также самочинно присвоенный римским папой титул Главы  Церкви (а  этот  статус изначально имел в Христианской Церкви только Иисус Христос) породили образование новых религиозных организаций первой группы. 

К первому типу относятся новые религиозные организации и культы христианского происхождения. Основная цель деятельности данных религиозных организаций – это стремление исправить искажения, принесенные  в  христианство  Ватиканом  со  времени  его  отделения  от других  поместных  церквей. В 1995 году  в  России  организаций  данной группы было зарегистрировано 213, причем, считая только те организации, которые сами указали на свое направление деятельности. 

 

20

Следующая тенденция в возникновении новых религиозных организаций - это отказ от христианства вообще или от наиболее существенных  его  положений,  в  возвращении  к  античной  духовности  и культуре. К  данной  группе  организаций  относятся  новые  религиозные организации неоязыческого происхождения. Причем состав и вероучения  религиозных организаций данной группы весьма разнообразен: от организаций, проповедующих греческое, римское неоязычество до объединений, проповедующих арийское, славянское, русское неоязычество.

Информация о работе Современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия