Современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и сравнить типы современных религиозных организаций.
Задачи:
– исследовать структуру и основные понятия религиозных организаций;
4
– рассмотреть историческое их формирование;
– выявить значение религиозных организаций в современном обществе.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
1 Подходы к понятию религиозной организации…………………………………………………………………....
1.1 Классическая типология религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.2 Типы новых религиозных организаций и их характеристика………………………………………………………………...
1.3 Типы нетрадиционных религиозных организаций в России……..
2 Тенденции возникновения, распространения деятельности и целей новых религиозных организаций…………………………………………….
3 Функции и цели религиозных организаций…………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………..…………………….

Файлы: 1 файл

современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

В распространении новых религиозных организаций неоязыческого происхождения  в  России  можно  выделить  два  этапа.  Хронологически первый  этап  охватывает XVI век,  когда  происходило  первое проникновение  языческих  форм  религиозного  сознания  сначала  в Западной Европе, а затем и в России. 

Начало  второго  этапа  распространения  новых  религиозных организаций неоязыческого происхождения относят к началу перестройки в СССР. Причем второй этап стал на порядок более массированным, чем первый,  так  как  кроме  старых  неоязыческих  организаций,  активно  стали возникать  и  распространяться  новые.  На  начало 90-х  годов  приходится резкий  рост  числа  оккультных  и  неоязыческих  организаций.  Шаманы, колдуны, астрологи, экстрасенсы и медиумы стали активно занимать нишу нетрадиционного религиозного сознания. 

И следующее направление – это новые религиозные организации с направленностью  на  традиционную  духовную  культуру  стран  Востока. Это  так  называемые  восточные  новые  религиозные  организации. Но учения данные религиозных организаций не идентичны первоисточникам, их нельзя отождествлять с соответствующими традиционными религиями в странах Востока. Их учения искусственно составлены, модернизированы и приспособлены для «гуру-бизнеса». 

 

21

Как переходную форму от новых религий к нерелигиозным объединениям  И.А. Галицкая, И.В. Метлик и А.В. Соловьев выделяют так

называемые квазирелигиозные организации или псевдорелигиозные организации и объединения, которые получили особое распространение во второй половине XX века в странах Запада. К ним относятся некоторые группы  поклонников  нетрадиционных  способов  оздоровления  и  лечения, коммерческие  культы  типа  систем  распространения  пищевых  добавок,  а также молодежные объединения – рокеров, панков, футбольных фанатов, фан-клубы звезд эстрады, политики и спорта. Единый признак, характерный для людей, состоящих в данных организациях – это наличие в мотивах людей, целях и способах действий особенный энтузиазм и убежденность, характерные для религиозного сознания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

3  Функции и цели религиозных организаций.

 

 

Религиозные организации, как любой социальный институт, несут определенные функции и цели, необходимые для стабильности и развития общества как системы.

Специалисты в области религии, социологи и психологи выявили ряд ключевых функций религиозных организаций. Среди них особенно выделяются:

1.) Ценностно - ориентационная функция религиозных организаций. Она видна в том, что они проповедуют своим членам определенную систему верований, позитивное отношение к религиозным ценностям. Это производится как в процессе культовых действий, так и в различных видах религиозного просвещения.

2.) Регулятивная функция. Эта функция прослеживается в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это происходит в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организации, а также через различные формы контроля.

3.) Коммуникативная функция осуществляется в создании новых условий для общения верующих, в определенных видах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным методам конкретной религии.

4.) Милосердная функция религиозных организаций реализуется во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации получают специфический опыт.

 

23

5.) Компенсаторная функция реализуется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в некой духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

6.) Воспитательная функция - религиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам очень тонко внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии. Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический.

Рациональный уровень имеет три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, состав которых часто подразумевает конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые приобретают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - обучение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно объяснить лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в разных вероисповеданиях имеет свои особенности. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.             

              С точки зрения права, все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и

 

24

воспитание, подвижничество в москитах, паломничество и другие виды деятельности, которые соответствуют определённым вероучениям и предусмотрены уставом (положением) данного объединения.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1.) Выработка систематизированного вероучения; 2.) Разработка систем его защиты и оправдания; 3.) Руководство и осуществление культовой деятельности; 4.) Контроль и осуществление санкций за исполнение религиозных норм; 5.) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

Важным направлением участия религиозных организаций в общественной жизни является благотворительная деятельность. Эта деятельность имеет практическое значение в плане оказания конкретной помощи в борьбе за мир, восстановление памятников культуры, поддержки бедных, оказания помощи больным и нуждающимся. Но она улучшает и духовно – нравственный климат, способствует гуманизации общественных отношений, так как люди видят, как можно осуществлять на практике гуманистические принципы сострадания, любви к людям.

Религиозные организации, духовенство и верующие способны внести позитивный вклад и в культурный процесс. Религия является закономерным результатом развития культуры, её необходимой составной частью на всех этапах человечества. Религии аккумулируют в себя достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств. Возможности сохранения и приумножения культурного наследия  народов России - одно из ведущих направлений диалога и сотрудничеств государств и религиозных организаций.

25

Заключение.

 

 

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему.

В ходе анализа теоретического материала, можно констатировать, что в современном мире религия играет одну из ключевых ролей в духовном развитии личности. Интеграция общества способствовала обогащению и обновлению культурных норм. С развитием этих норм и науки, прогрессирующей секуляризацией, образуется ряд новых религиозных организаций, заключивших в свои положения основные ключевые идеи различных мировых религий.

Следует признать, что религиозные организации располагают многовековым опытом, огромным идей багажом, соответствующими кадрами и навыками, которые могут быть и уже практически направлены на духовное оздоровление общества. Одним из основных путей в этом направлении является внедрение в общее сознание определенных идей, ценностей, идеалов, базирующихся на концепции трансцендентальности.

Благодаря этому в обществе может быть создана атмосфера потребности в духовном обогащении. Религиозные организации и верующие могут способствовать переориентации общества и личности в плане перестановки, преимущественно, с материальных потребностей на духовные, разоблачать идеологию потребительства, стимулировать стремление людей к

26

духовному росту, возвышению духовных потребностей личности.

Также прослеживаются цели и функции этих организаций в обществе, их влияние на сферы общественной жизни и социокультурную среду индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Используемая литература:

 

 

1. Ковальский Н.А., Империализм. Религия. Церковь // М., 1986

 

2. Мчедлов М.П., Политика и религия // М., 1987

 

3. Полосин В., Российская религия или введение в новую социологию //

Общест-политический и научный журнал «Россия», 1994, № 1-2, С. 54-61

4. Попов А., Народная церковь Латинской Америки: уроки для России. //

Общественно-политический и научный журнал “Россия”, 1994, № 9-10, С. 28-43

5. Радугин А.А., Введение в религиоведение // М., 1996

 

6. Религии мира // Под ред. чл.-корр. РАН Щапова Я.Н. М., 19941

 

7. Христианство. Словарь // Под. ред. Л.Н.Митрохина. М., 1994

 

8. Балагушкин  Е.Г.  «Новые  религии как социально-культурный феномен».// «Общественные науки  и современность.». – 1996. -  №5. – с. 90 –100. 

9. Галицкая И.А., Метлик И.В, Соловьев А.В. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения. Методические рекомендации для директоров школ и органов управления образованием //Директор школы. –2001. - №2. –С. 1 -157.,

10. Дворкин А.Л. Сектоведение. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Н.Новгород, 2002., Нетрадиционные религиозные организации в России. Кр. стол.// Вопросы философии, 1996 №12. с. 3 –

28

 

11. Новые религиозные объединения России деструктивного, оккультного

и  неоязыческого  характера:  Справочник.  Издание 3-е,  дополненное. /

Миссионерский  отдел  Московского  Патриархата  РПЦ.  Информационно-

аналитический вестник №1. – Белгород, 2002. – 446с.

12. Роль религии в формировании личности. Сборник статей. //МГОПУ, Уфа, 2003, с.123.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29



Информация о работе Современная типология религиозных организаций и социологические критерии их различия