Шпаргалка по "Религии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".

Файлы: 1 файл

Структура религии.docx

— 315.41 Кб (Скачать)

Дар Нила

Один греческий историк по праву  назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались  и опускались, оставляя в пойме  слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.  <a href="http://drevnijmir.ru/civ/civ5.php"> Древний Египет </a>

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В ранний период древнегреческой религии  чтились свои божества, связанные  с местными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий , Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание. 
Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, перерос- ли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Са- мое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевро- пейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: под- земный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.

Образ Геры, главной из богинь, супруги  Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был  древним морс- ким божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд  местных культов, стал богом моря и покровителем коней. Афина - древнее  божество - покровительница городов  и городских укрепле- ний. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потряса- тельница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно пола- гают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спут- ницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадле- жало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пасту- шеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпи- тет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жите- ли. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Апол- лона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правиль- ного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пас- тухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны.Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицет- ворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицет- ворение огня, только домашенго, божество семейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из гре- ческих богов представляют собой более или менее абстрактные обра- зы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непос- редствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков. 
Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и дру- гие олимпийские боги. 
Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегре- ческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользова- лись почитанием во всей Греции.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Если мифология греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, - страх перед непонятным явлением природы, стихийными бедствиями и преклонение пред производящими силами земли ( итальянские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ и символ плодородия). Для древнего римлянина, существовало еще одно божество - семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказывать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Обычно, италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молний, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал он это не только для того, чтобы сосредоточится на молитве, но и для того ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество.  
Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только просить о чем-либо. Если один бог не откликается на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности. Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента - списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1в. до н. э.), Рим в течении 170 лет обходился бес статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, “не позволяла” ставить статую в ее святилище, а олицетворять лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим “двинулись” множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева.  
Свершено особую роль римской религии сыграли эльтруски - удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный учеными. В религии эльтрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиями толкованиям различны знамений, ниспосылаемых богами.  
Поскольку эльтрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у эльтрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных представлений. Эту науку эльтрусских жрецов - гаруспиков (гадателей по внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени) римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались эльтрусские специалисты.  
Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам.

 

8 НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ КИТАЯ

конфуцианство – это религиозно-философское  и этико-политическое учение, возникшее  в Древнем Китае, спустя 300 лет  после смерти Конфуция. В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). Все классические книги, автором или редактором которых выставляют Конфуция  китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.

В своем развитии Конфуцианство прошло несколько этапов.

Первый этап - раннее Конфуцианство, включает учение Конфуция и его последователей. После смерти Конфуция конфуцианство дифференцировалось на восемь направлений. Среди них выделились два, возглавляемые Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В силу разной интерпретации конфуцианских положений первое из этих направлений впоследствии получило квалификацию ортодоксального, второе - неортодоксального конфуцианства.

Мэн-цзы считается вторым лицом в конфуцианстве после Конфуция. Судя по книге, названной его именем (а может быть это и псевдоним), Мэн-цзы является ревностным распространителем конфуцианской доктрины.

Важнейшим нововведением Мэн-цзы  был тезис о том, что природа  человека изначально добра. Исходя их этого развивалась идея о врожденном знании добра и способности его творить, о возникновении зла в человеке в результате неследования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от внешнего негативного влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости полного раскрытия исконной природы человека через образование, котрое позволяет познать Небо и служить ему.

Небо интерпретируется Мэн-цзы  как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя судьбы людей и государств. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи) также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и -их разграничивающий.

Жэнь и и являются основой  разработанной Мэн-цзы концепции  гуманного управления государством (жэнь чжэн), в которой главная роль уже отводится народу (Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место). Отсюда исходила и мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого или недостойного правителя.

Сюнь-цзы привнес в конфуцианство идеи других философских школ, в частности, даосизма (в области онтологии) и легизма (древнекитайского этико-политического учения об управлении человеком, обществом и государством). Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы, обладающей двумя формами: инь (темнота, пассивность, женское начало) и ян (свет, активность, мужское начало).

Мир существует и развивается в  согласии с естественными познаваемыми закономерностями; Небо - активный естественный элемент мира, оно не управляет  человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в  интересах людей. От человека как  части природы зависят счастье  и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек по своей природе зол - он уже рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы.

Поэтому на человека необходимо воздействовать с помощью воспитания (ли - этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать традиции и  обряды и выполнять долг - тогда  у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через долгое обучение, длящееся всю жизнь.

Главными звеньями управления страной  Сюнь-цзы считал справедливые приказы  и любовь к народу, почтительное отношение к традициям и уважение к ученым, почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а мерилом правления - справедливость и мир.

Во 2 в. до н.э. с началом правления династии Хань  конфуцианство одержало победу над легизмом и обрело статус официальной идеологии. Конфуцианство было систематизировано Дун Чжуншу, прозванным «Конфуцием эпохи Хань», и дополнено космологической доктриной. Это второй этап развития конфуцианства - Конфуцианство эпохи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), которое было представлено творчеством Лу Цзя (216-172 до н.э.), Дун Чжуншу (190/170-120/104 до н.э.), Ян Сюна (53 до н.э. - 18 н.э.), Бань Гу (32-92) и других.

В 136 до н. э. при императоре У-ди оно  было провозглашено официальной  доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти.

Дун Чжуншу соединил конфуцианство  с учением о космических силах  инь и ян и пяти первоэлементах (у син). Природу человека он определял как врожденную, полученную от Неба. В ней содержится в равной степени как человечность (жэнь), так и алчность, что отражает действия в Небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) также являются частью природы человека, но посредством воспитания человеческая природа становится доброй и завершенной.

Воспитывать людей должен правитель, который был провозглашен сыном  Неба (Тяньцзы), правящим по его повелению и выполняющим таким образом его волю. Соответственно, власть правителя признавалась священной и дарованной свыше.

Принцип отношений между правителем и подданными был выражен в  концепции трех связей: правитель - подданный, отец - сын, муж - жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе инь. Таким образом, становилась сакральной и полностью оправдывалась авторитарная власть императора, что способствовало принятию конфуцианства в качестве официальной идеологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"