Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".
Пребывание в загробном мире, мусульманские богословы, как и христианские, делят на два этапа: до Судного дня (существование душ без тел) и после Судного дня (когда в раю и аду души будут пребывать вместе с телами). В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем всё мёртвые (в том числе и те, которые только что умерли) воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну.
Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат (от арабского “шариа” - “правильный путь”) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат может существовать и в письменной форме (как книги, написанные авторитетами), и в устной форме (как проповеди, произнесённые авторитетами). Шариат - это правила поведения и юридические, и моральные, и бытовые. Это указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Именно через шариат находит своё выражение нравственное учение ислама. Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать, а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее, но есть и отличия. В одно и то же время в разных странах в чём-то шариаты провозглашали разные правила поведения. В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чём-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х гг. нашего века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой, а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-гг. нашего века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды. Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам.
Шариат содержит внутри себя определённые пищевые запреты. В частности шариат запрещает мусульман употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные напитки. Нельзя есть мясо акул, крабов, раков, мясо хищных животных. В ряде стран мусульманские авторитеты вводят в шариат не только обязательные предписания и запреты, но и меры наказания за нарушения этих предписаний и запретов (публичная порка, тюремное заключение, отсечение руки, смертная казнь и др.).
Служители культа учат, что существуют молитвы трёх видов: шахада (ежедневное свидетельство о вере), намаз (ежедневная пятикратная обязательная молитва) и дополнительная молитва.
Шахада (с арабского - “свидетельство”) - это краткая формула на арабском языке: “Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун расуль льляхи” (“Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его”). Шахада произносится только по-арабски, она повторяется несколько раз в день, обязательно включается как частичка в два остальных вида молитвы. Если немусульманин произнес шахаду при двух мусульманах-мужчинах, то он становится мусульманином (правда, при условии, что он до этого выразил желание стать мусульманином).
Намаз (с персидского - “молитва”) - ежедневный пятикратный молитвенный цикл. Поэтому можно говорить о совершении мусульманами пяти намазов в сутки. Намаз включает в себя установленные словесные формулы (обязательно на арабском языке), определённые позы (стоя, поясной поклон, на коленях, сидя на пятках) и определённые движения. Совокупность формул, поз и движений называется ракатом. Намаз совершается: первый раз - на рассвете (два раката), второй - около полудня, (четыре раката), третий - между полуднем и закатом (четыре раката), четвертый - после заката (три раката), пятый - перед сном (четыре раката). Перед намазом мусульманин должен совершить омовение, женщины должны молиться отдельно от мужчин. Намаз может совершаться коллективно и индивидуально, в мечети и вне её.
Дополнительными считаются все молитвы, которые не являются шахадой (хотя шахада обязательно входит внутрь них как особая молитвенная часть) и намазом. Текст этих молитв мусульманин может составить сам. Эти молитвы могут совершаться (и, как правило, совершаются) на родном языке. Именно через дополнительные молитвы мусульманин выражает свои просьбы к Аллаху. Они могут быть произнесены в любое время суток. Все молитвы мусульмане должны совершать, повернувшись лицом в сторону священного города Мекки.
Каждый мусульманин обязан участвовать
в борьбе за веру. Борьба за веру обозначается
термином “джихад” (“усилие”, “старание”)
Мусульманские богословы
Паломничество в Мекку обозначается в исламе термином “хаджж”. Фактически большинство паломников посещают не только Мекку (город, в котором родился Мухаммад), но и Медину (город, в котором он умер и похоронен; в 450 км. от Мекки). Но обязательным для паломников является только посещение Мекки.
Главная идея учения в требовании, обращенном к каждому мусульманину: если он имеет физические и материальные возможности, то обязан хотя бы один раз в жизни или совершить лично паломничество в Мекку, или послать в Мекку своего заместителя. В историческом прошлом требование личного паломничества было единственным. Но по мере увеличения численности мусульман в мире его буквальное выполнение стало нереальным. Тогда и появилась идея о заместителе. Своего заместителя мусульманин обязан обеспечить необходимыми для паломничества денежными средствами, а заместитель, в свою очередь, обязан привезти тому, кого он замещает, документ: свидетельство о совершённом хаджже. Одному мусульманину выдаётся на руки только одно свидетельство, поэтому заместитель должен быть человеком, который в прошлом уже участвовал в хаджже. Паломничество должно совершаться в определённое время года, а именно в последний двенадцатый месяц лунного года (этот месяц называется зу-ль-хиджжа). В хаджже есть обязательная часть (это дни календаря, в которые паломники должны быть в Мекке и её окрестностях) и дополнительная часть ( это дни “до” или “после” обязательной части; в это время паломники могут посетить Медину, а также другие священные места Аравийского полуострова). Паломники должны прибыть в Мекку к 7-му числу мусульманского месяца зу-ль-хидж жа, быть в Мекке и её окрестностях 7 дней и каждый день совершать предписанные для этого дня шариатом обряды. Это: обход Каабы (священного здания во дворе главной мечети в Мекке), испитие воды из священного колодца, семикратная пробежка между двумя холмами (расстояние между ними примерно 300 метров), молитвенное стояние в долине у горы Арафат (18 км. от Мекки) с 12 часов дня до захода солнца (примерно 7 часов), собирание 7-ми камней в другой долине, забрасывание этими камнями в третьей долине каменного столба, который символизирует Шайтана, и в заключение жертвоприношение скота. У мусульман лунный календарь, и поэтому в пересчёте на солнечный время паломничества может оказаться в любом месяце. В последнее время хаджж ежегодно совершают более 2 миллионов мусульман. В обязательные дни хаджжа каждый мусульманин должен быть одет в ихрам (специфическую одежду: два куска белой ткани без швов; в эти куски ткани надо себя искусно завернуть) и ежедневно произносить шахаду не менее 100 раз.
В девятый месяц лунного
Ислам - вторая религия мира и вторая религия в России. Этот факт уже требует от любого культурного человека изучения ислама.
15 ШАРИАТ
(араб. "аш-шар'а" - "Закон", "ясно
установленный путь"), комплекс
верований ('а'ид) и религиозно-правовых
норм (акм), которым должен следовать
мусульманин. Нормы шариата
Влияние доисламских обычаев. Некоторые нормы шариата восходят к
племенным обычаям народов доисламской
Аравии, с их кровной враждой и вооруженными
набегами. Богатство, защищаемое от набегов,
часто само являлось добычей, захваченной
ранее во время нападения. Наследование
заключалось в перераспределении трофеев
между родственниками умершего, которые
обычно сражались рядом с ним. Женщины,
не участвовавшие в набегах и не защищавшие
имущество, ничего не наследовали.
Наследование женщинами. Стремясь к повышению статуса женщин,
пророк Мухаммед (ок. 570-632) включил их в
систему наследования. "Завещает вам
Аллах", - говорится в Коране (4:11), - "относительно
ваших детей: (а) сыну - долю, подобную доле
двух дочерей. (б) А если они (дети) - женщины,
числом больше двух, то им - две трети того,
что он оставил, а если одна, то ей - половина".
Вероятно, Пророк первоначально склонялся
именно ко второму решению (б). Дочери,
получившие предназначенную им долю, не
нарушали баланс распределения наследства
между ближайшими родственниками-мужчинами.
Однако такая схема ухудшала положение
сыновей. Например, если у него было две
дочери и два сына, дочери поделили бы
между собой две трети, тогда как сыновья
получили бы только треть. Из-за сильного
возмущения членов племени была добавлена
также норма (а). В той же семье из двух
сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему
было бы разделено на шесть частей, но
теперь каждый сын получил бы по две шестых,
а каждая дочь - по одной шестой. Классификация
действий и ее влияние на нормы шариата.
В исламе все действия человека разделяются
на "запрещенные" (ар), совершение
которых наказуемо, а несовершение похвально;
"нерекомендуемые" (макрх), совершение
которых ненаказуемо, но воздержание от
которых похвально; "безразличные"
(муб) для Законодателя, относительно которых
не установлены никакие нормы; "рекомендуемые"
(мандб, сунна), совершение которых похвально,
но несовершение ненаказуемо; "обязательные"
(вджиб, фар), совершение которых поощряется,
а несовершение наказывается. Все, что
служит таким действиям, подпадает под
ту же норму, что и само действие. Эта классификация
распространяется практически на все
сферы. Примером может служить случай,
когда покойный завещал больше, чем владел
на момент смерти. В такой ситуации некоторые
легаты (завещательные отказы движимости)
должны быть проданы в определенном порядке.
Англо-американские гражданские суды
сперва продают имущество, не учтенное
в завещании, затем имущество, переданное
в соответствии со статьей о движимом
имуществе, оставшемся после уплаты долгов,
и, в конце концов, специально поименованное
в завещании имущество. При этом наиболее
специфическими считаются те части имущества,
о которых покойный заботился в наибольшей
степени. Таким образом, гражданский суд
как бы исполняет его желание. Суд шариата
будет продавать легаты в соответствии
с пятичленной классификацией. Прежде
всего последуют запрещенные легаты, затем
те, которые служат нерекомендуемому,
затем безразличные, затем те, которые
считаются достойными поощрения, и на
последнем месте всегда находятся обязательные.
Продажа завещательных отказов движимого
имущества для выплаты непризнанных долгов
является обязательной, поскольку в противном
случае могут пострадать неизвестные
кредиторы. Завещательные отказы, которые
являются обязательствами в отношении
Бога, пользуются меньшей защитой, поскольку
считается, что Бог может легче перенести
эту утрату. Однако в рамках класса долгов
в отношении Бога обычно следуют тем же
общим принципам. Завещательный отказ
имущества, служащий для чтения молитв
Богу, продается прежде того, который используется
для пожертвований неимущим. Однако этому
классу завещательных отказов оказывается
предпочтение по сравнению с теми, которые
считаются безразличными и так далее.
Подобные классификации, применяемые
ко всем сферам человеческой деятельности,
чрезвычайно распространены в исламском
праве. Коран и сунна как источники исламского
права. Одним из источников шариата является
Коран как слово Божье, полученное в Откровении.
В некоторых его стихах содержатся вполне
законченные предписания. Однако, хотя
и сказано: "О вы, которые уверовали!
Будьте верны в договорах" (5:1), - в этих
словах, ставших краеугольным камнем договорного
права, не определено, какие формальности
необходимо соблюсти при заключении контракта
или каковы материальные последствия
его нарушения. По мере расширения исламского
государства и включения в его орбиту
народов, знакомых с римской и иными правовыми
системами, все более отчетливо выступала
необходимость развития шариата и его
приспособления к новым условиям. Важную
роль сыграло обращение к хадисам - преданиям
о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших
родственников, а также сподвижников.
Собрание хадисов образует сунну - "закон",
ориентир для каждого мусульманина. В
исламском праве действует принцип, согласно
которому сунна служит для разъяснения
и детализации общих положений Корана,
а Коран - для разъяснения сунны. При этом
предполагается, что сунна не содержит
установлений, принципиально противоречащих
кораническим, и наоборот. Хотя традиционная
мусульманская наука выработала сложную
систему проверки хадисов на достоверность
и их соответствующей классификации, в
обширный их корпус могли попасть и подложные.
Установлению таких хадисов западное
востоковедение традиционно уделяло значительное
внимание, причем его выводы часто не совпадают
с тезисами исламского фикха. Четыре основные
суннитские школы фикха. Наряду с Кораном
и сунной источниками права, признаваемыми
в суннитском исламе, служат иджм' ("единогласие")
и ийс ("соизмерение"), или установление
аналогии между рассматриваемым и зафиксированным
в авторитетных источниках казусами. Различия
между постепенно сформировавшимися школами
исламской религиозно-правовой мысли,
или мазхабами фикха, в значительной степени
определялись тем значением, которое придавалось
источникам, дополняющим авторитет текстов.
Если захириты (араб. "хириййа" - "люди
явного") признавали только ясно и недвусмысленно
зафиксированные нормы авторитетных текстов,
то батыниты (араб. "биниййа" - "люди
скрытого"), прежде всего шииты, напротив,
допускали фактически свободное нормотворчество
имамов, которое лишь по видимости согласовывалось
с авторитетными текстами посредством
та'вл "толкования" последних. Хотя
в суннитском исламе получили развитие
многочисленные школы фикха, в дальнейшем
в качестве равно авторитетных и не противоречащих
друг другу были признаны четыре, сохранившиеся
и в наше время. Это ханафитский, шафиитский,
маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая
методология каждой школы сочетает доводы
авторитетных текстов с рассуждениями
по аналогии, но в разных пропорциях. Ханбалиты
предпочитают строгое истолкование авторитетного
хадиса. Маликиты и ханафиты допускают
большую свободу действий в каждом конкретном
случае. Такие расхождения приводят к
некоторым различиям в конечном результате.
К примеру, все четыре школы признают предание,
согласно которому верующий имеет право
завещать треть своего имущества. Однако
далее в нем делается следующий вывод:
"И треть - это хорошо, и более того, ибо
оставить своих наследников богатыми
лучше, чем оставить их в нужде, просящими
милостыню у других". В какой мере это
правило служит дополнительной гарантией
права завещать имущество, а в какой - является
ограничением этого права, призванным
защитить наследников умершего от обнищания,
остается неясным. Это различие становится
особенно значимым, когда умирает бедный
человек, имущества которого едва ли достаточно,
чтобы поддержать его родственников. В
таком случае ханафиты признают право
на завещание, но считают предпочтительным,
чтобы покойный его не использовал. Ханбалиты
настаивают на ограничении и запрещают
лишать имущества кого-либо из наследников.
При этом каждая школа признает полную
ортодоксальность позиций других школ.
Каждый суннит считается приверженцем
одной из этих школ. В классическом мусульманском
обществе в каждом крупном городе применяют
четыре правовые системы. Однако каждая
школа, или мазхаб пользуется особым покровительством
и почетом в определенных местностях.
Большинство ханбалитов проживает в Саудовской
Аравии. Маликиты преобладают в Северной
и Западной Африке; это единственная школа,
признанная мусульманскими судами Марокко
и Алжира. Шафииты составляют большинство
в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии
и северном Египте. Наибольшим распространением
пользуется школа ханафитов. Среди ее
приверженцев большинство мусульман России,
Индии, Пакистана и Турции, она была официальной
школой Османской империи. Ей оказывают
предпочтение и в тех странах, которые
возникли из бывших провинций Османской
империи, таких, как Египет, Сирия, Израиль,
Иордания и Ирак. Последователи шиитского
ислама придерживаются самостоятельных
юридических учений; многие из них отражают
те социальные, исторические и религиозные
тенденции, в результате которых и произошло
их отделение от суннитского большинства.
Абсолютный и ограниченный иджтихад. К 10 в. возобладало мнение, что принципиальное
истолкование авторитетных текстов уже
осуществлено. Был объявлен запрет на
абсолютный иджтихад, т.е. самостоятельный
вывод факихом новых правовых норм, противоречащих
основаниям существующих мазхабов. Вместе
с тем внутри имевшихся правовых школ
свобода нормотворчества сохранилась.
Верующий может прибегнуть к фетве, или
решению муфтия - знатока исламского права.
Чтобы санкционировать намеченное действие
или решить спорный вопрос, муфтий должен
посредством кийас ("соизмерения")
вывести авторитетное обоснование из
примеров, содержащихся в руководствах
для верующих данного мазхаба. Если авторитетные
тексты недвусмысленно высказываются
против задуманного действия, муфтий все-таки
может найти ему оправдание при помощи
одной из многочисленных уловок. Предположим,
какой-то человек захотел, чтобы его имущество
было разделено после смерти среди его
детей иначе, чем этого требуют сложившиеся
правила. В рамках законодательства о
наследовании такая возможность отсутствует.
Однако в рамках законодательства о благотворительных
фондах (вакфах) он может учредить семейный
вакф (при одном обязательном условии:
если линия его потомков прервется, весь
доход будет роздан среди бедных). Вместе
с тем он может назвать определенных детей
и их потомков пожизненными получателями
дохода с переданного в вакф имущества.
Шариат и современное общество. Властная структура ислама при отсутствии
церкви была своеобразным воплощением
самого шариата, обязанного своей силой
именно тому, что он не поддавался принципиальным
изменениям и переработке. При этом идеи
шариата, будучи идеальной картиной мусульманского
общества, так и не были в полной мере осуществлены
на практике. Уже на раннем этапе на смену
уголовному и административному праву
пришли светские указы и законы конкретных
правителей, сохранивших за собой также
право разрешать любого рода споры, которым
не препятствовали ограничения, налагаемые
шариатом. Контакты с западными торговцами
требовали введения специальных судов
и признания европейского торгового права.
Влияние западной культуры в 19 в. привело
к широкомасштабному заимствованию европейских
юридических норм. Некоторые движения
в 20 в. стремились восстановить роль шариата,
однако в конце концов были приняты западные
правовые кодексы с включением в них некоторых
идей шариата. В большинстве мусульманских
стран исламское право применяется сегодня
лишь в области наследования, семейных
отношений и благотворительных фондов.
16 Суннизм.
Суннитская догматическая
Последователи суннизма называют себя “ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа” (людьми Сунны и согласия общины), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Cунниты следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании и идея руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх “праведных”(рашидун) халифов — Абу Бакра, Омара I, `Усмана и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII—IX вв.), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ (мазхабов). Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть.
Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха. Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну (свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия - была зафиксирована в хадисах, кодифицирована в IX в.), иджму и кияс. На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права — шариат (конец VIII — начало IX вв.). Кроме того применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям производиться при помощи фетв (заключений высших авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных фетв), так как после выделения четырёх мазхабов, двери иджтихада (самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права, применявшееся мазхабами) были закрыты. Во второй половине VIII - IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена.
В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату, урфу, кануну, которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему. Всего, по приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.