Шпаргалка по "Религии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".

Файлы: 1 файл

Структура религии.docx

— 315.41 Кб (Скачать)

Но не будем больше множить примеры: на самом деле их пугающая многозначность страшна только при первом знакомстве, потом она кажется естественной. Все эти «странные» черты индуизма, свидетельствующие о его большой исторической глубине, которая насчитывает не одну тысячу лет существования, закономерны и неизбежны, и они присутствуют во всех его сферах: в теологических построениях, в социальных установлениях, в бытовой обрядности и т. п. Этот сложный синтез причудливо переплетающихся ритуально-магических взглядов, древних мифов, мифических персонажей, религиозных догм, философских систем, психофизиологических предписаний и т. п. порой самым затейливым и неожиданным образом проявляет себя во множестве местных традиций и исторических вариантов. Это — отдельная тема, и мы ее касаться не будем. Главное в другом: каким бы непонятным и запутанным ни казался нам индуизм, он всегда был удобно приспособлен для жизни древних и современных поколений, богатых и бедных, старых и молодых, горожан и сельских жителей, профессоров университетов и неграмотных нищих. Индуизм всегда гибко отвечал на любые изменения в жизни и порождал из своих недр именно то, что в наибольшей степени соответствовало настоящему моменту.

Нет никакой возможности хотя бы беглым взглядом окинуть бесконечно пеструю и разнообразную палитру  неисчислимого множества местных  традиций и вариантов индуизма, тем  более описать ее в небольшой книге. Ясно и то, что индуизм канонический, или классический, которому в основном и посвящена эта книга, отличается от индуизма практического, как отличается живой человек от запечатлевшей его фотографии или картины. Однако этот нормативный индуизм, как правило, просвечивает сквозь все его варианты подобно тому, как просматривается дно глубокой реки сквозь толщу воды. Описание же всей необозримой пестроты и дробности разных региональных вариантов индуизма, приспособленных ко всем слоям населения, на которое потребовалось бы множество объемистых томов, может только запутать читателя и не создаст целостного впечатления о религии, а именно это мы и ставим нашей главной целью.

10 Иудаизм — национальная религия  евреев

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс  формирования религии известны в  основном по материалам Библии, ее наиболее древней части - Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа религии евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея, что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма.

 

11 БУДДИЗМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ 

Буддизм, наряду с Христианством  и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии  от национальных религий (Иудаизм, Индуизм  и т.д.) имеют межнациональных  характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.  
Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке («тройной корзине») - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.  
В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.  
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.  
И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.  
Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзен». Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

12 ЧАНЬ БУДДИЗМ 

Чань-буддизм возник в виде эзотерической  секты в Китае в VI веке. Буддизм  Махаяны разделился со временем на две большие ветви: возникли философские  системы мадхьямика (второй век), основанная Нагарджуной, и йогачара (Виджянавада), основанная братьями Асангой и Васубандху (4-5 века).  
Йогачары развили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого "мирского" содержания. Главная цель йога-чаров - пребывание в состоянии просветления (бодхи), что достигается практикой йоги. Возникновение школы йогачаров послужило одной из предпосылок к выделению нового направления, известного как чань-буддизм. Слово "чань" (синонимом которого является санскритское "дхьяна" или в японском варианте - "дзэн") означает "созерцание, самопогружение". 
Легенда повествует, что чань-буддизм возник в Китае после того, как туда переселился из Индии в начале VI в. знаменитый патриарх индийского буддизма Бодхидхарма. На вопрос принявшего его известного покровителя буддизма императора У-ди из династии Лян, как будут оценены его заслуги (строительство монастырей и храмов, копирование сутр, предоставление буддистам льгот и пожертвований), Бодхидхарма будто бы ответил, что все эти деяния ничего не стоят, все суть прах и суета. После этого патриарх покинул разочаровавшегося в нем У-ди, удалился с группой последователей и положил начало новой секте - чань. 
Признаки, отличающие Дзэн, или Чань, от других направлений буддизма, если пытаться выразить их словами, трудно уловимы. Своеобразный дух Дзэн, вероятно, лучше всего можно описать как определенную "прямоту". В других школах буддизма пробуждение - бодхи - представляется чем-то далеким, почти сверхчеловеческим, достижимым лишь после многих и многих существовании, полных терпеливого усилия. В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение, будто пробуждение - нечто вполне естественное, почти осязаемое: оно может произойти в любой момент. Если его трудно достичь, то лишь потому, что все слишком просто. Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн: он указывает истину прямо и непосредственно, не отвлекаясь игрой в символы. 
Чань буддизм был плотью от плоти Китая, так что многие авторитетные специалисты считают его китайской реакцией на индийский буддизм. Действительно, учению чань были присущи трезвость и рационализм китайцев, которые оказались напластованы на глубочайшую мистику индо-буддизма. Как бы воскресив в китайской мысли идеи раннего философского даосизма и многократно обогатив эти идеи за счет неисчерпаемых глубин индийской мистики, он призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета.  
Согласно чань-буддизму, понимание "четырёх благородных истин" и практика буддийского восьмеричного пути, правильное восприятие мира ведут к сосредоточению; созерцание состоит в экстатической погружённости в свои мысли ("дин", или санскритское "самадхи"). Этот этап, правильное его применение, позволяет избежать круговорота бесконечных перерождений (т.е. сансары).  
Следующий этап духовного развития заключается в "высшей мудрости" (хуэй), которая состоит в постижении своей изначальной природы, освобождении от власти вещей, восстановлении гармонии внутреннего и внешнего. "Высшая мудрость" достигается интуицией и духовным прозрением. Вместе с ними приходит и понимание, "высшее знание" (мин), т.е. достижение состояния, когда сознание подобно зеркалу, отражает все явления и вещи окружающего мира, не реагируя на них и беспристрастно по отношению к ним, находясь как бы в самом себе. Это приводит к пониманию внутренней сущности явлений. Такое состояние усиливается, затем наступает состояние "проникновения" (тун) - беспрепятственной духовной свободы и раскрепощённости, когда всякие сомнения исчезают, возникает постоянность.  
Следующий этап - ци ("спасение") - состоит в том, что сознание обретает способности к великому состраданию, направленному на спасение тысяч живых существ от страданий. Однако, затем, на дальнейшей стадии, человек осознаёт, что как страдание, так и сострадание - ложь, пустая иллюзия. "Отказ, отречение" (шэ) - последняя стадия; она состоит в достижении состояния невозмутимости и беспричастности ко всему происходящему в мире.  
Одно из основных положений чань-буддизма состоит в том, что истина и Будда всегда с нами, они - вокруг нас, и надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда всегда вокруг - в пении птиц, в шелесте травы, в красоте гребных хребтов, в умиротворённой тиши озера. Кто не понимает этого, того не спасут ни статуи, ни храмы, ни рай, ни небо, и он не сможет найти настоящего покоя ни сегодня, ни завтра, ни в отдалённом будущем.

ДЗЕН БУДДИЗМ 

Дзен-буддизм - это образ жизни  и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории  современной мысли. Это не религия  и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в  Индии и Китае называют «путь  освоения» и здесь дзен-буддизм  родственен даосизму , веданте и  йоге. Будучи формой буддизма одной  из систем Махаяны, учение дзен делало акцент на методе, а не на доктрине. Так, по дзен, истина - непознаваема с  помощью рассудочной деятельности и не выразима словом. Дзен-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины. Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов, призванных пробудить интуицию (неожиданные прикосновения, щипки, толчки, удары кулаком или палкой), использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником. 
Главный приём, с помощью которого наставник добивался эффекта - ориентация на шок, так называемая шоковая терапия . 
«Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно, указав чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние куски мрамора или камня. В историческом отношении Дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие . Дзен-буддизм - это ценнейший дар Азии миру. 
Дзен связал своё происхождение как с даосизмом, так и с буддизмом, и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой, лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать, что такое «путь освобождения». 
Большинство затруднений и мистификаций, возникающих при изучении Дзен связано с незнанием китайского мышления. И, следовательно, основная задача заключается в том, чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления. Именно эти клише, совершенно непригодные для таких явлений, как Даосизм и Дзен, создают впечатление, что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое, иррациональное и непостижимое. Но нельзя сказать, что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой. Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзен в английской литературе», было показано, что основные прозрения Дзен носят универсальный характер. Основная причина, по которой Даосизм и Дзен являются загадкой для европейского ума, заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании. Европейцы считают знанием лишь то, что Даос назвал бы условным, минимальным, конвенциальным знанием: «Мы не чувствуем, что знаем нечто до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе, выражая их в математических или музыкальных символах. И такое знание называется конвенциальным, условным, потому что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) - договорённости относительно средств общения. По-другому Дзен называют Чань (по-японски). 
Признаки, отличающие Дзен(Чань)-буддизм от других направлений буддизма, трудно различимы. Дзен обладает вполне определённым и присущим только ему духом. Хотя само слово Дзен (дхиана) означает медитацию, другие школы буддизма придают медитации больше значения. Но характерной особенностью для Дзен является то, что для Дзен вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации. 
Принцип Дзен: «нечего больше сказать» - не оригинален также, как и убеждение в том, что истина невыразима словами. Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы: Знающие не говорят, Говорящие не знают. Дух Дзен обладает определённой прямотой. В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким, почти сверхчеловеческим, достижимым лишь после многих и многих существований, полных терпеливого усилия. В Дзен же всегда присутствует такое ощущение, будто пробуждение - нечто вполне естественное, почти осязаемое, и которое может произойти в любой момент. 
Если его трудно достичь, то лишь потому, что всё слишком просто. Та же прямота характеризует и методы обучения Дзен: он указывает истину прямо и непосредственно, не отвлекаясь игрой в символы.  
Суть Дзен-Буддизма - это особое откровение без посредства Св.Писаний, независимость от слов и букв, прямой контакт с духовной сущностью человека, постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

13 Ламаизм - это самое позднее направление в буддизме, однако именно в нем буддизм достиг своего наиболее завершенного облика.

Глава ламаизма Далай-Лама почитается во всем мире как глава буддистов всех направлений. Название этого направления происходит от слова лама, обозначающего тибетского монаха, священника, буквальный перевод этого слова — «выше нет».

Своеобразие этого направления  обусловлено многими факторами.

Во-первых, предшественником буддизма в Тибете была религия бон (бонпо) с ее анимистическим культом божеств, духов и сил природы. Ламаизм впитал в себя часть этих культов и обрядов.

Во-вторых, ламаизм явился синтезом едва ли не всех основных направлений  буддизма, включая хинаяну и различные секты махаяны.

В-третьих, большую роль в ламаизме играет тантринекая ваджраяна (алмазная колесница), истоки которой восходят к древним культам плодородия и соответствующим обрядам.

Под воздействием брахманизма и  раннего буддизма возникает тантризм, который получил дальнейшее развитие в индуизме в форме шиваизма, а в середине I тысячелетия н.э. и в буддизме. Именно в буддийском тантризме впервые появляется мандала — графическое изображение Вселенной, насыщенное магическими знаками и символами, а также Калачакра - «Колесо времени», в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары. В тантризме большое значение имеют медитация и грубые магические обряды, включая сексуальную практику. Исследователи считают, что специфика ламаизма обусловлена в первую очередь тантризмом.

Впервые буддизм проникает в Тибет только в Vb. н.э. из Индии. Однако вплоть до эпохи знаменитого тибетского правителя Сронцзан Гамбо (629-649) он был едва известен. Сронцзан Гамбо принял буддизм в качестве государственной религии прежде всего по политическим соображениям. Он вел активную завоевательную политику, а при помощи буддизма можно было идеологически укреплять созданную им империю. Главные жены правителя — непальская и китайская принцессы — принесли с собой священные тексты и реликвии буддизма. Позднее Сронцзан Гамбо и его жены были обожествлены и стали объектом всеобщего почитания.

После смерти царя процесс буддизации был приостановлен и вновь  продолжился только через сто  лет при царе Тисронге, который построил большое количество монастырей и храмов, приказал перевести на тибетский язык ряд священных книг буддизма, по- новому организовал корпорацию буддийского духовенства. Он также приглашал из Индии знатоков буддизма, наиболее известным из которых был Падма Самбхава, который реформировал буддизм, придав ему элементы тантризма, что облегчало принятие его населением, так как было близко коренным верованиям тибетцев. Однако вскоре буддизм опять подвергся гонениям, которые продолжались вплоть до XI в., когда из Индии в Тибет прибыл религиозный деятель Aтиша. Он организовал перевод на тибетский язык ряда канонических документов буддизма, сам написал ряд богословских трудов, провел в 1050 г. собор тибетской церкви. Основным направлением его деятельности было очищение буддизма от наиболее ярко выраженных форм магической обрядности, от шаманизма и полидемоиического культа религии бои. Деятельность Атиши укрепила организационно-церковные основы буддизма в Тибете. Однако еше на протяжении длительного времени шла борьба между последователями Падмы Самбхавы, получившими название красношапочников (за одежду красного цвета), и сторонниками реформ Атиши, прозванными желтошапочниками.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"