Шпаргалка по "Религии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".

Файлы: 1 файл

Структура религии.docx

— 315.41 Кб (Скачать)

 

1 Структура религии

Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие  элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация.

Религиозное сознание (вера). Современные  исследователи выделяют существенные особенности религиозного сознания (причем интегративной чертой религиозного сознания, является религиозная вера) характерные для любой религии. Основой религиозного сознания является религиозная вера (особенно для христианства). Последователей Христа апостолы называли «верующими». В исламе, исповедующие эту религию называются «правоверными». Вера приводит к уверенности в  истинности тех или иных положений. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия).

Важнейшими элементами религиозного сознания являются:

убежденность в существовании  явлений, обладающих сверхъестественными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать силы природы - земля, солнце, амулеты, уши умерших предков. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения - единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения. Мир сакрального (священного) для верующего реален, он не относится к сфере мечты;

убеждение в реальности контакта с  объектами религиозной веры. Контакт  этот представляется в системе религиозного сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного  с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия - это каналы связи с миром сверхъестественного. Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Деист (человек, признающий существование Бога только как первопричину мира) с этой точки зрения не является религиозным человеком, ибо он не признает возможности живого двустороннего контакта с Богом;

религия предполагает существование  чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение  человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости  могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.

Религия включает также осознание  требований со стороны божества и  ответственности, связанной с выполнением  или невыполнением этих требований. Человек не только чувствует свою зависимость от священного, но считает, что божество прямо или косвенно диктует ему свою волю. Не зная ее, человек ощущает себя находящимся  во власти произвола. Религия предполагает установление добрых отношений человека с объектами поклонения, желание  умилостивить божество, а в случае нарушения воли Бога - компенсировать свое непослушание покаянием или  жертвоприношением.

Религиозное сознание неоднородно, оно  имеет, по меньшей мере, два уровня: массовое религиозное сознание, в  котором, как правило, центральное  место занимает эмоциональный комплекс, и рационально оформленное сознание (вероучение, религиозная идеология), предполагающее освоение содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания – богословие, или теология, которое не только осваивает вероучение, но и транслирует его, защищает от ересей, интерпретирует согласно требованиям времени.

Религиозная деятельность по существу сводится к религиозному культу (лат. cultus – уход, почитание).

Культовая система, прежде всего, представляет, собой совокупность определенных обрядов. Поэтому для уяснения особенностей религиозного культа необходимо уяснить, что представляют собой обряды. Обряд - это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение.

Субъектом культа может быть религиозная  группа или верующий индивид. Мотивом  участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная  вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем  может действовать побуждение удовлетворить  в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как субъект неоднородна: имеется небольшая группа осуществляющих управление - священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна верующим со значительной степенью религиозной убежденности, с хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых действий.

К средствам культа причисляют молитвенный  дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные  культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более сложных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники).

Средства и способы культовой  деятельности имеют символическое  значение. Символ представляет собой  единство двух сторон - наличного предмета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово представляют значение, отличное от их непосредственного значения. Крест, например, - это не просто предмет с перекрестными планками, он является символом, выражает определенное значение (воздвижение Креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время крестного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру, образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает исповедание триединства Бога.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней раздвоенности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, чтение молитв и псалмов - все это может доставлять эстетическое наслаждение.

Религиозные организации. Чрезвычайно  сложную проблему для современного религиоведения представляет проблема типологии религиозных организаций  и их критериев. На основе изучения христианства выделены следующие типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.

Церковь (от греч. букв - божий дом):

1) предмет христианской веры (мистическое  тело Христово);

2) тип религиозной организации,  присущий только христианству;

3) здание, в котором проводится  христианское богослужение (литургия), христианский храм;

4) в расширенном словоупотреблении  - организация последователей той  или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Для христианства церковь означает мистическое сообщество верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах (прежде всего - евхаристии). Универсальный (вселенский), кафолический (соборный) характер церкви как мистического тела Христова и полноты Святого Духа делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством). Таким образом, понятие «церкви» одновременно обозначает предмет веры, общину верующих, централизованную религиозную организацию, здание (храм, дом молитвы), наконец, власть духовного закона, данного свыше Господом. Церковь представляет собой тип религиозной организации со сложной и строго централизованной системой отношений между священнослужителями и верующими. Организация необходима потому, что церковь означает общину верующих, не только собравшихся в конкретном месте, но рассеянных по всему миру и принадлежащих к одной вере. Земная церковь, т.е. сообщество верующих мирян, представляет собой только видимое, материальное воплощение мистической (небесной) церкви, объединяющей в Иисусе Христе всех живших и живущих христиан, а также праведников-нехристиан. Церковный храм служит местом соединения двух церквей, т.е. всех верующих через литургию. 

Институционально христианская церковь  выражена двумя типами - католической и православной. Римская католическая цер-

ковь - самый древний и мощный церковный институт на земле, подчиняющий  своему влиянию верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн. ее приверженцев. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан.

Русская православная церковь в  нынешнем виде сложилась к 1448 г. Она  разделена на несколько (15) автокефальных  Церквей. Богословские основы православной церкви определились в Византии в IX-XI вв. В Российской Федерации, как и  в Республике Беларусь, православные составляют большую часть верующих. 

Церковь сыграла неоценимую роль в  развитии европейской культуры. На основе церковной жизни развивались  иконопись, песенное искусство. Приходская общность при церкви была первой в  истории духовной общностью людей. Церковный календарь в традиционном обществе определял весь уклад жизни мирян, чередование праздников и будней, труда и отдыха. Церковный пастырь служил духовным наставником и учителем жизни. 

Необходимо отметить, что церковь  представляет собой сравнительно широкое  объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквях члены делятся на духовенство и мирян.

Секта возникает как оппозиционное  течение по отношению к тем  или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращении», предшествующем членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы религиозных организаций.

Деноминация может развиваться  из других типов объединений или  складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и  организационные принципы формируются  в оппозиции к церкви и секте  и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного  возрождения для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутость  внутри религиозной группы не считается  обязательным признаком «истинной» религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного и строго контролируемого членства, в соответствии с которым предписывается активность, прежде всего, в религиозной деятельности, наблюдается тенденция к соединению с «миром», последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация, как по горизонтали, так и по вертикали.

 

 

  

 

2 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Культура и религия - не случайные  и внешние соседи. Внутренне они  слитны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют, что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалия и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, очевидность и миф. Такова мифология - мироощущение детства человечества. Массу своих архетипов (не столько в знаниях, сколько в верованиях) культура вынесла именно из мифологии. Один из таких архетипов - вера в чудесное. 
«Религия, - пишет один из основателей современной (математической) логики А. Уайтхед, - является видением того, что находится по ту сторону, вне и внутри мимолетного потока непосредственно данных вещей; того, что обладает реальностью и все же ожидает реализации; того, что придает значение всему преходящему, само же ускользает от понимания; того, что представляется окончательным благом и в то же время находится вне пределов достигаемости; того, что служит высшим идеалом и является предметом безнадежных исканий». Общество меняется несравненно быстрее, нежели религия. Благодаря своей проницаемости едва ли не во все сферы жизни, особой традиционности и инерционности, она выступает консервативным, сохраняющим началом общественной жизни и культуры. В ней немало реликтов, и все же в сфере культуры религию символизирует не архив - хранилище древностей, но именно действующий, питаемый реалиями прошлого и современности храм.В религии органически сплетено сакральное (сверхъестественное) и священное (особенно чтимое). На ранних этапах развития человечества власть религии особенно выходила за ее непосредственные границы. Вплоть до позднего Средневековья Церковь охватывала едва ли не все культурные сферы. Она была одновременно школой и университетом, клубом и библиотекой, лекторием и филармонией. Эти учреждения культуры вызваны к жизни практическими нуждами общества, но их истоки находятся в лоне Церкви и во многом именно ею вскормлены. 
Пожалуй, сильнее всего религия влияла на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса. Повсеместно быт и традиции формирующегося этноса, его язык и предания, даже сам строй национального мышления, окрашены верованиями предков. Их очаги, жилища, могилы составляли единое целое с жертвенниками. Первоисточник этнического самосознания - не только кровное родство, совместный труд и общежитие, но и общие ритуалы на святилищах. В язычестве особенно глубоки корни сознания и подсознания этноса. Их питало единство представлений и обрядов тотемизма, культа предков, героев и вождей племени. Глубинные языческие корни этносов во многом определили облик позднее складывавшихся локальных религий и цивилизаций, неповторимое и консервативное своеобразие национальных культур. Религиозное (в том числе языческое) наследие этносов стало одним из компонентов глобальных цивилизаций Запада и Востока. Правда, развитая цивилизация Запада, прошедшая школу Реформации и рационализма, в значительно меньшей мере окрашена религиозным (не только христианским, но и языческим) началом. В культуре же Востока религиозное и светское и поныне настолько тесно взаимосвязано, что почти неотличимо. Что же до России (Евразии по своим истокам и географическому положению), то ее культура, пожалуй, богаче большинства западных государств проявлениями язычества. По всей видимости, религиозное начало - наиболее стойкое ядро национальной культуры в трагические периоды истории этноса (такие, например, как османское иго в Болгарии, разделы Польши). «Вера отцов» в особенности консолидирует нацию в испытаниях диаспоры (рассеяния, вынужденного проживания этноса вне родины). Пробуждение национального самосознания обычно связано с оживлением интереса к отечественной религии. Именно это в последние годы происходит в России. На наш взгляд, не столько проповеди и шоу заезжих миссионеров, сколько обращение к истокам и реалиям отечественной культуры (в том числе к ценностям исконной религии) могут стать одной из опор духовного возрождения страны. Говоря о позитивности церковного влияния на развитие этноса, нельзя не отметить и те консервативные моменты, которые присущи его воздействию на культуру, как таковую. Учтем также, что религиозный фактор национальной культуры нередко становится «картой» политических игр и межнациональных столкновений. Религия равным образом может быть использована и для разжигания фанатичного национализма, и для умиротворения всех противоречий. Это зависит не непосредственно от самой религии, а от тех, кто использует ее «карту» в политике. Сплетённость религиозного и национального в культуре этноса - явление общечеловеческое. Его надо воспринимать как объективную данность. Но вместе с тем неправомерно сводить национальные особенности культуры лишь к религиозному началу, отождествлять духовное возрождение нации со всеобщим воцерковле-нием. Культура каждого этноса обязательно включает и светские начала. Чем выше его религиозность - тем сильнее начала религиозные, чем влиятельней секуляризационные процессы - тем сильнее начала светскости и свободомыслия в культуре народа. Церковь оставляет вехи в материальной культуре народа монастырским производством, храмовым строительством, изготовлением культового убранства и облачения, печатанием книг, наследием иконописи, фресок. Но в еще большей мере она оставляет след в духовности народа, т. е. в его самосознании, идеалах, моральных и художественных достояниях. О Церкви как о вместилище ранних учреждений культуры уже сказано выше. Здесь же отметим непосредственное и глубокое воздействие Церкви на сознание народа вероучением и ритуалом, музыкой богослужений и проповедью, исповедью и другими средствами психологического и нравственного влияния на паству. Пожалуй, никто из исследователей не отрицал сильнейшего воздействия религии на культуру. Делая акцент на негативные аспекты такого влияния, Ф. Энгельс, тем не менее, назвал христианство «революционнейшим элементом в духовной истории человечества». Особое воздействие христианство оказало на западную цивилизацию. Ее часто так и именуют «христианской цивилизацией», хотя не все в ней, разумеется, определено этой религией. Именно здесь родилась наука и философия как теория, а рационализм стал характернейшей для Запада культурной традицией. Именно тут (особенно благодаря христианству!) человек впервые осознает себя как личность. Здесь осуществлялись грандиозные социальные революции, складывались новые формы общежития, стремительно развивалась техника, формировались институты демократии и распространялись по планете. Прогресс культуры невозможен без смены привычной для многих парадигмы: противостояния и потрясения - двигатели прогресса. Согласие, сотрудничество, терпимость к различным позициям мировоззрения (толерантность) - вот, без чего нельзя спасти культуру человечества, обеспечить ее будущее. То, что объединяет верующих и неверующих, неизмеримо важнее того, что разделяет их мировоззрение. Общность истории, национальной судьбы, заботы о выходе из кризиса нашего государства и преодолении глобальных опасностей - что может быть более значимо для всех людей, независимо от их отношения к религии и свободомыслию?! Эта общность проясняется в терпеливом диалоге. Только диалог ведет к взаимопониманию, смене устаревших парадигм, побуждает к сотрудничеству во имя спасения культуры и будущего человечества.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"