Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи а***стики, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.
В 19-20 веках, на новом этапе развития
знаний, зазвучали противоположные
суждения о величии науки и
неполноценности философии. В это
время возникло и приобрело влияние
философское течение
Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. 5 ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Религии свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они:
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)
В-четвертых, религия управляет
поведением человека через свою систему
ценностей, моральных установок
и запретов. Она может существенно
влиять на большие сообщества и целые
государства, живущие по законам данной
религии. Конечно, не стоит идеализировать
положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегдаудерживает
человека от совершения неблаговидных
действий, а общество от безнравственности
и преступности. Это печальное обстоятельство
есть следствие слабости и несовершенства
человеческой натуры (или, как сказали
бы последователи многих религий, «происки
сатаны» в человеческом мире).
В-пятых, религии способствуют объединению
людей, помогают складыванию наций, образованию
и укреплению государств (например, когда
Русь переживала период феодальной раздробленности,
отягощенный иноземным игом, наших далеких
предков
объединяла не столько национальная,
сколько религиозная идея - «все
мы - христиане»). Но тот же самый
религиозный фактор может приводить
к разделению, распаду государств
и обществ, когда большие массы
людей начинают противостоять друг
другу по религиозному принципу. Напряженность
и противостояние возникает и тогда,
когда из какой-нибудь церкви выделяется
новое направление (так было, например,
в эпоху борьбы католиков с протестантами,
всплески которой ощущаются в Европе и
по сей день).
Среди последователей разных религий
периодически возникают крайние течения,
члены которых считают, что только они
живут по божеским законам и правильно
исповедуют свою веру. Нередко эти люди
доказывают правоту жестокими методами,
не останавливаясь перед террористическими
актами.
В-шестых, религия является вдохновляющим
и сохраняющим фактором духовной жизни
общества. Она сберегает общественное
культурное наследие, подчас буквально
преграждая дорогу всякого рода вандалам.
Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать
как музей, выставку или концертный зал;
приезжая в любой город или в чужую страну,
вы наверняка одним из первых мест посетите
храм, который вам с гордостью покажут
местные жители. Обратите внимание, что
само слово «культура» восходит к понятию
культ. Мы не будем вдаваться в давний
спор о том, является ли культура частью
религии или, наоборот, религия частью
культуры (среди философов бытует и та,
и другая точка зрения), но совершенно
очевидно, что религиозные идеи со времен
глубокой древности лежали в основе многих
сторон творческой деятельности людей,
вдохновляли художников. Конечно, в мире
существует и светское (внецерковное,
мирское) искусство. Иногда искусствоведы
пытаются столкнуть светское и церковное
начала в художественном творчестве и
утверждают, что церковные каноны (правила)
мешали самовыражению. Формально это так,
но, если проникнуть в глубину столь непростого
вопроса, мы убедимся, что канон, отметая
все лишнее и второстепенное, наоборот,
«раскрепощал» художника и давал простор
его самовыражению.
6 Тотемизм
Тотемизм как явление возник вместе с зарождение первобытных представлений человека о природе, ее силах, вместе с зарождением первобытных религиозных верований.
Что же представляет собой такое явление как тотемизм? Всем силам природы, каждому человеку соответствует свой покровитель. Этим покровителем является какое-либо животное.
Животное-тотем находится
О животном тотеме надо заботиться если такое животное умирает, то его хоронят с почестями, которые приличествуют его высокому положению.
Зародился тотемизм как форма первоначальных религиозных верований. В большей или меньшей степени он свойственен всем народам.
Наверное, каждый еще из школьного курса истории помнит, что в Древнем Египте священными животными являлись кошки, бык Апис и крокодил Себек. Это ни что иное, как форма проявления тотемизма, где тотемом-покровителем выступает определенный вид, а в некоторых случаях и конкретное животное.
Тотемизм не смогли изжить и такие мировые религии, как христианство и ислам. Даже в этих культах встречаются остаточные явления раннего тотемизма. Тотемизм продолжает развиваться и на современном этапе. В эзотерических практиках люби все чаще возвращаются к идеям животного-покровителя.
Фетишизм
1) религиозное поклонение
Характеристика Ф. в
АНИМИЗМ
(от лат. anima, animus — дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникновения религии, созданной «дикарём-философом» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и т. п. В соответствии с характерным для архаич. верований антропоморфизмом (наделение явлений окружающего мира свойствами человека), духи персонифицировали природные явления (гром, ветер и т. п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей, способностью вредить людям (духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их духовные сущности — дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п. Душа человека воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его органах (сердце, голова) — ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и отличной от духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания существенным было противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров (потустороннего мира духов), живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и неодушевлённого (ср. обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за владельцем). Анимистич. представления — элемент всякой религии.
Ма́гия (лат. magia, от греч. μαγεία; также волшебство) — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём. В западной традиции такая система мышления отличается от религиозной или научной; однако такие отличия и даже определения магии являются обширным полем дискуссий. Практики, относимые к магическим, включают гадание (прорицание), астрологию, заклинательство, колдовство, алхимию, медиумизм и некромантию.
7 Религия древнего Египта
Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.
Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.