Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Религия".
Плиний Младший о христианах своего времени
В самом начале II в. по Р.Х. (108-110) императору
Траяну поступило письмо Плиния, проконсула
Малоазийской провинции Вифинии. Письмо,
равно как по-видимому и вся переписка
этих двух лиц, сохранилось и неоднократно
публиковалось в подлиннике и в переводах.
Плиний запрашивает у своего повелителя
указаний, как ему поступать с христианами,
сообщая императору, что римских граждан
он отправлял для суда в Рим, с остальными
расправился своей властью, отрекавшихся
от Христа отпускал. “Они утверждали,
что вся их вина или заблуждение состояли
в том, что они в установленный день собирались
до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа
как Бога... После этого они обычно расходились
и сходились опять для принятия пищи, обычной
и невинной... Тем более счел я необходимым
под пыткой допросить двух рабынь, называемых
сослужительницами и не обнаружил ничего,
кроме безмерного уродливого суеверия...
зараза этого суеверия прошла не только
по городам, но по деревням и поместьям,
но, кажется, ее можно остановить и помочь
делу”.
Интересно, что по данным,
имевшимся в распоряжении Плиния, некоторые
из допрошенных христиан заявляли, что
свою веру исповедуют около 20 лет и более.
Свидетельство Светония
Римский историк Светоний (70-140) известен
как биограф императоров. Описывая жизнь
Клавдия, он сообщает: “Иудеев, которые
по подстрекательству Христа заводили
всякие смуты, он (император) изгнал из
Рима”.
В жизнеописании Нерона
мы находим другую, интересную для нас
фразу: «Наказаны христиане - приверженцы
нового зловредного суеверия».
Лукиан Самосатский о быте и нравахсовременных ему христиан
Ф. Энгельс считает Лукиана “одним из
лучших наших источников о первых христианах”.
Объективность Лукиана, по мнению Ф. Энгельса,
гарантируется тем, что он “относился
ко всем видам религиозных суеверий одинаково
скептически и у него поэтому не было ни
языческо-религиозных, ни политических
оснований смотреть на христиан иначе,
чем на любую другую религиозную общину”.
Греческий сатирик Лукиан
(120-180) описывает приключения некоего Перегрина
из Парии на Геллеспонте.
Этот человек, имевший на своей совести
прелюбодеяние и убийство отца, вошел
в доверие палестинских христиан, изучил
основы христианского учения и приобрел
такое влияние, что “стал пророком и старшиной
общины и главой молитвенных собраний,
словом, во всем он был всем; он толковал
их (христиан) писания, сам сочинял их в
большом количестве, так что в нем в конце
концов стали видеть высшее существо,
прибегали к его помощи как законодателя
и провозгласили его своим покровителем”.
Когда Перегрин (или Протей,
как он себя называл) был как христианин
схвачен и посажен в тюрьму, христиане
заботились о нем, “приходили к нему...
чтобы оказать обильную помощь, утешить
его и заступиться за него на суде. Прямо
невероятно, - поражается Лукиан, - как
быстро эти люди везде оказываются тут
как тут, лишь только дело коснется их
единоверцев; они не жалеют тогда ни трудов,
ни издержек”.
Сами по себе эти строки
очень значительны, т.к. ярко обрисовывают
нравы и настроенность христиан II столетия.
Но далее следует еще более важное свидетельство,
относящееся к Самому Христу: “Самый главный
их законодатель внушил им мысль, чтовсе
они будут братьями, как только перейдут
в его веру, т.е. откажутся от греческих
богов и, поклоняясь этому распятому софисту
(мудрецу?), станут жить точно по его предписаниям.
Поэтому они презирают все внешние блага
без различия и владеют ими сообща - учение,
которое они приняли на веру, без проверки
и доказательств”.
Свидетельство греческого
сатирика является доказательством уверенности
самого Лукиана, а тем более христиан -
его современников - в историчности Основателя
весьма укрепившейся к тому времени Христианской
Церкви.
18 Основы христианского
Христианство (от греч. christos — «помазанник»,
«Мессия») зародилось в 1 в. н. э. в Палестине
как одна из сект иудаизма. Это изначальное
родство с иудаизмом —
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Христианство как новая
В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ.
Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми.
Следующим шагом в развитии понятия
«церковь* стала идем ее непогрешимости-,
ошибаться могут отдельные
Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включена совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, -об-Щйяе, обществе, Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственные наставления, которые к совокупности и составили го, что официально было одобрено и названо церковью кодексом христианской морали.
Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую D иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда — «предвечные — и равны по достоинству — «равночестны».
Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию? Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил* грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая сво/i крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» -особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божия», то есть которое призвано реально ввести божественное л жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение, причастие, непосед,', (покаяние), церковный брак, миропомазание, елеосвящение (соборование), священство (посвящение в священнослужители).
В первое время христианство подвергалось гонениям. Отдельным верующим пришлось пройти черед тяжелые испытания; тюремные заключения и пытки («исповедники») или они были приговорены к смерти («мученики»). Эти лица стали почитаться в христианстве как святые.. Впоследствии идеал мученика становится в христианской этике центральным.
Шло время. Условия эпохи и культуры
меняли политико-идеологический" контекст
христианства, в результате чего христианство
распадается на множество различных
течений, появились соперничающие
между собой разновидности
Уже в V—VII вв. в Византии, и ходе так называемых христологических споров, обособилось монофизитское направление христианства. В отличие огдиофизигов (составляющих бблыпую часть христиан), признающих в Иисусе Христе две природы — божественную и человеческую, монофизи-ты считали Христа не богочеловеком, а бегом. На Халкидон-ском Вселенском соборе монофизигы потерпели поражение, а ИХ учение было осуждено как ересь.
В V в. возникло и другое направление — несторианство (по имени константинопольского патриарха Нес тория), которое учило, что Иисус не бог и но богочеловек, а гйяовек, ставший обителью божества. Как и монофизитское направление, яееторианство осудили как ересь на Эфесском ссборе.
После гибели Византия с 1453 г. под натиском турок-османов главным оплотом православия становится Россия.
На Руси первым шагом навстречу к христианству стало крещение Киева князем Владимиром и Новгород;! Добрыней. Широкому принятию этой веры способствовало освоение северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство постепенно распространилось и утвердилось по всей территории Руси.
Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. В этот период культ Троицы стал одной ид главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на нозых нравственных началах.
После победы на Куликовом поле Русь быстр э крепла экономически и политически, В 1448 г. Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и веся Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено Начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.
Патриаршество в Росси было установлено яри Борисе Годунове. В 1589 г. митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.
В XVII в. споры о нормах обрядовой практики привели к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.
На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как ее стороны светских верхов (особенно германских императоров), так И среди низов общества (движение лоллардов л Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI в. этот протест в различных слоях населения оформился в движение Реформации — анти-католяческое движение. Продуктом Реформации стал протестантизм.
19
Христианский культ
Богослужебный канон
Говоря о христианском богослужебном каноне, необходимо иметь в виду, что единого такого канона не существует. В разных церквах имеются свои установления относительно проведения тех или иных обрядов. Различны сложившиеся ритуалы: более сложные — у католиков и православных, упрощенные - в большинстве протестантских церквей. И все-таки правомерно вести речь о христианском богослужебном каноне в целом, исходя из богослужебной практики прежде всего православной церкви, наиболее распространенного течения в нашей стране,, а также католицизма, оговариваясь об особенностях такого рода практики в протестантских направлениях. Ведь культ во всех христианских церквах играет одну и ту же роль.
Французский исследователь религии Шарль Эншлен верно писал: "Если религия в целом реакционна, то культ, обряды, которые повторяются бесконечно и всегда в одних и тех же формах, составляют ее наиболее реакционный элемент, который дольше всего оказывает сопротивление, даже тогда, когда экономическая основа, породившая религию, уже исчезла... Культ особенно опасен, потому что, представляя внешнее проявление религии, он привлекает массы, опьяняет их иллюзорной надеждой"
По христианским представлениям, богослужение возникло на земле вместе с возникновением человека. "Всемогущество и благость господа побуждают людей славословить и благодарить его; сознание же своих нужд заставляет обращаться к нему с прошениями", — пишет один из православных богословов. Из этого делается вывод о естественном происхождении богослужения, которого якобы требовала сама природа человека, вступившего в союз с божеством.