Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Работа изначально задана и выполнена в форме таблицы для более легкого прочтения и сравнения двух мировых религий. Представляет из себя контрольную работу рефератного типа. Включает в себя введение и пять глав, в каждой из которых имеется развернутая сравнительная таблица на тему главы и конкретным вопросом по теме в каждой строке. В конце главы подобраны наиболее уместные цитаты не последних людей в нашей науке. Моя контрольная не имеет содержания, заключения и списка используемой литературы, так как заданная мне работа этого не требовала, но, надеюсь от этого она не потеряет свой вид

Файлы: 1 файл

религия саф.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

[7] Аллах является источником добра и зла одновременно, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу.

[8] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 19 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г.

[9] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 30 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г.

[10] Ахмад бен Ханбал. Акида.

[11] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. М., 2000.- С. 159.

[12] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Там же. - С. 93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. БОГ И МИР  (ТВОРЕНИЕ)

 

ХРИСТИАНСТВО

ИСЛАМ

2.1. Создан ли  невидимый ангельский мир Богом?

Да

Да

2.2. Какова природа  ангелов?

Ангелы не созданы из грубого материального вещества, обладают тонкой телесностью, не подобной людям.

Ангелы были созданы из света, а джинны - из огня [1].

2.3. Создан ли видимый мир Богом?

Да

Бог создалматериальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33).

Да

Вначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир [2].

2.4. Создан ли  человек Богом?

Да

Да

2.5. Создан ли  человек только Богом или Господу  нужны помощники в творении  человека?

Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия.

Аллах прибегает  к помощи ангелов, человеческая душа и тело творятся с помощью ангелов [3].

2.6. Создал ли  Бог иных разумных существ,  помимо ангелов и человека?

Нет

Ангелы и  люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога.

Да

Аллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое  обличье.

2.7. Может ли  всемогущий Бог по Своему желанию  прекратить творить?

Да, может.

Нет, не может.

Аллах творит непрестанно.


 

 

[1]. Если считать Иблиса ангелом, то ангелы созданы из огня: «И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. Он сказал: "О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?" Он сказал: "Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины".(38. 73-77). В тоже время про Иблиса несколько раз сказано в хадисах: «Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт». Это может говорить о его природе как джина.

[2]. Вера в перо, которым писал Аллах на скрижали - часть мусульманского вероубеждения. Она внесена в вероисповедные документы. «Мы верим в аль-Лаух (Скрижаль) и аль-Калам (Перо) и во все, что написано. … Перо высохло, написав все, что будет иметь существование до Судного Дня» («Акыда ат-тахавийя» (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави)).

[3]. Об этом говорят хадисы. Например, в хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух». Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями».

 

 

 

 

 

 

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О ЧЕЛОВЕКЕ

 

ХРИСТИАНСТВО

ИСЛАМ

3.1. Какова цель  сотворения человека?

Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения[1]. 
«Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности...”  
(св. Максим Исповедник)

Бог создал человекадля исполнения закона.

3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему?

Да [2]

Человек создан по образу и подобию Божьему. И  сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1. 26).

«Бог создал человека для нетления и соделал  его образом вечного бытия  Своего» (Прем. 23.2)

Нет

Человек сотворен по его собственному виду и образу  
(Коран 64:3; 82:6-8).

3.3. Были ли  прародители человечества созданы  нетленными и бессмертными?

Да

Нет

3.4. Подверглись  ли грехопадению прародители  человечества (Адам и Ева)?

Да

Да

3.5. Что есть грех?

Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи  с Богом чрез нарушение Божественной заповеди (3). Разрыв общения с Богом через противление Его воле.

Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.

3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество?

Да

Греховная природа  не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом.

«О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» 
(3Ездр. 7:118).

Нет

3.7. Испортилась  ли душевная природа человека  вследствие грехопадения прародителей?

Да

Все силы души человека получили предрасположенность ко злу  и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (4). «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола»(5).

Нет

3.8. Испортилась  ли телесная природа человека  вследствие греха прародителей?

Да

Человеческое  тело стало подвержено болезням и  смерти, «ибо возмездие за грех — смерть»  (Рим 6:23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5. 12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом.

Нет

3.9. Исказился  ли весь материальный мир после  грехопадения прародителей?

Да

Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали  повиноваться человеку без труда.

Нет

3.10. Нуждается  ли человек в Спасителе от  власти и силы греха?

Да

Человеку необходим  Спаситель.

«Правда Божия  через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией»  
(Рим. 3. 22, 23)

Нет

3.11. Обладает  ли человек свободной волей  в выборе добра и зла?

Да

Человек обладает свободной волей в выборе добра  и зла.

Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он  неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, - это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» (6).

Нет

Человек лишен  свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом

"Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению" (54. 49). 
"Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора" (28. 68).[7].

3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог?

Да

Творит сам, используя свою богообразую и  богоподобную свободную волю.

Нет

Аллах совершает  за него все, в том числе добрые и греховные действия

"Аллах сотворил  вас и то, что вы делаете" (37. 6)[8].

3.13. Равны ли  мужчина и женщина в своем  духовном достоинстве перед Богом?

Да

Мужчина и женщина  в равной мере сотворены по Образу Божьему [9].

Нет

Женщина является низшим существом в сравнении  с мужчиной[10].

3.14. Сколько  жен может иметь мужчина?

Одну

До четырех  жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую[11].

3.15. Заповедано  ли мужчине бить провинившуюся  жену?

Нет

Да. 
«Ударяйте их»  
(4. 38) [12]


 

 

 

[1] По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. - theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», — говорит св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», — учит св. Максим Исповедник.

Обожение недостижимо  человеческими усилиями. Как совершенный  дар, исходящий от Отца светов (Иаков. 1:17), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей»(св. Максим Исповедник). Дар обожения —  дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар,  — учит св. Марк Эфесский, — Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует божественная благодать».

Обожение совершается  во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась»(св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» (2 Пет. 1:4). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе»(Флп. 2:5).

На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных  со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал. 2:20). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова»(Еф. 4:13). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» (1 Кор. 2:14).

[2] Человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воли человека. «Выражение: по образу – указывает на способность ума и свободы», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Бог есть Существо высочайше разумное и человек, как образ Его, обладает разумом. Бог есть Существо высочайше свободное и человек, как образ Его, обладает свободной волей.

Человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие  заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя. «Выражение: по подобию – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», - говорит св. Иоанн Дамаскин.

Христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.

(3) 6 Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души.

(4) Преподобный Григорий Синаит . Творения. М., 1999. С. 25.

(5) Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 332.

(6) Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. СТСЛ, 1995. — С. 151.

[7] Учение о предопределении не носит аллегорического характера. «Обязательным в сунне (таким, что если кто-нибудь не принимает, не практикует и не верует в это, то не считается суннитом) является вера в предопределение всего, и доброго и злого, и вера в хадисы о предопределении. Эти хадисы должны просто приниматься на веру без вопросов “почему” или “как”» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Акыда).  
Предопределение Аллаха фактически отнимает у людей волю и свободу выбора: «Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. И все они есть по Его воле, желанию, решению, установлению и предопределению» (Имам ан-Насафи. Акыда).  
Учение о предопределении – неотъемлемая часть ислама. Это учение нельзя путать с учением о предвидении Божьем, принятом в христианстве. Всесвятой Бог предвидит свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться, зная их наперед. Такое предвидение допущено Богом, поскольку Он Сам сотворил человека по Своему Образу и ожидает от человека свободного произволения в осуществлении Своей воли. Здесь исключен момент принуждения, насилия, предопределения человеческой воли со стороны Бога, Который позволяет свершиться свободному выбору человека, чтобы дать ему свою оценку в вечности

[8] Такое утверждение связано с теорией предопределения. «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра и повиновения, а рабы его сами себе желают зла и неповиновения и поступают так, как хотят, утверждает этим, что желание рабов сильнее Аллаха. Какая клевета на Аллаха страшнее?» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Табакат 1, 25. Ибн Аби Йала). С точки зрения ислама, Аллах творит человеческие поступки (как и поступки всех созданий, а создания их лишь себе присваивают: «Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Коран 37. 94). Это учение – не аллегория: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены людьми» (§ 86. Акыда ат-тахавийя (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави).

С точки зрения христианства, всемогущество Бога простирается гораздо дальше, чем подавление воли и исполнения за них их действий людей. Как могущий все и ничем не ограниченный, Он может не навязывать творениям Свою волю, ждет от них свободных действий. Христианство считает, что свобода воли у человека свидетельствует о том, что Бог не определяется своими творениями, существует вне них. Могущество Бога не в том, чтобы подавлять волю ограниченных созданий, а в том, чтобы предоставить им возможность прийти к Нему добровольно, по собственному желанию. Всемогущество Бога проявляется именно в даре свободы человеку.

[9] Важно заметить, что, следуя Православию, женщины не должны принимать священный сан в церковной иерархии. Однако сам сан не является преимуществом «мужчины над женщиной», а лишь формой служения лаикам (мирянам), которые также и женщины. Принадлежность к церковной иерархии не свидетельствует о большем духовном достоинстве и больших возможностях для спасения. О таком достоинстве свидетельствует лишь принадлежность к монашеству, позволяющему всецело сосредоточиться на спасении души и Богопознании. Монашество равно открыто мужчинам и женщинам. О таком достоинстве свидетельствует и личная святость христианина.

[10] Женщина в исламе утрачивает свое духовное равенство, она не равна с мужчиной в религии. Об этом говорит много хадисов: «Женщины спросили: “О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?” Он сказал: “Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии”» («Сахих» Бухари). В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что во время проповеди, посвященной солнечному затмению, Мухаммед сказал: «Я увидел Огонь, и большинство его обитателей — женщины». В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Мухаммед сказал: «О женщины, раздавайте пожертвования, ибо я видел, что вы составите большинство обитателей Огня». В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Имрана бин Хусайна о том, что Мухаммед сказал: «Поистине, женщины составят меньшую часть обитателей рая». Все сказанное не противоречит тому, что у каждого мужчины в раю будет больше одной жены, так как женщины, которые составят большинство тех, кто попадет в ад, — люди, потомки Адама, а многочисленные жены обитателей рая будут черноокими гуриями. Следуя Корану и хадисам, мужчинам в раю будет предоставлена вся полнота удовлетворения низших сексуальных потребностей с гуриями, а женщины лишаются возможности сексуальных развлечений.

Информация о работе Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений