Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:29, реферат
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Северо-Кавказский государственный технический университет
Георгиевский технологический институт(филиал)
Факультет социально-экономический
Кафедра <<Финансы, экономика и управление на предприятии>>
РЕФЕРАТ
По дисциплине << Культурология>>
На тему: Христианство
Автор работы ,Корчагина А.Н
Специальность 080100.62 Экономика
Группа ЭКБ-111
Работа защищена______________
Георгиевск,2012г
ХРИСТИАНСТВО
Христианство прошло долгий
путь, прежде чем стало мировой
религией и духовной основой европейской
культуры. Оно зародилось в I веке нашей
эры, которую мы отсчитываем от Рождества
Христова, и вначале формировалось
в лоне иудаизма, как одна из его
сект. Но проповедь Иисуса из Назарета
по своему содержанию выходила далеко
за пределы национальной религии
древних евреев. Именно это универсальное
значение христианства и сделало
Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в
глазах миллионов людей, находящих
в христианской вере смысловую основу
своей жизни. Читая Евангелия (буквально
- Благая весть), поражаешься не только
изумительной мудрости, но и образной
яркости евангельских проповедей, проникнутых
единым духовным смыслом. Этот смысл
выходит далеко за пределы национального
мышления и поэтому его истолковании
вызвало впоследствии ожесточённые споры.
Но вряд ли можно отрицать внутренние
единство проповедей евангельского Иисуса
и вместе с тем их единство с его судьбой,
его крестным путём. Иногда учёные сомневаются
в реальности Иисуса как исторического
лица, ссылаясь на скудность оставшихся
исторических свидетельств и противоречивость
некоторых биографических деталей в четырёх
Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки
и от Иоанна). На наш взгляд, из сомнений
в достоверности отдельных биографических
деталей нельзя делать вывод о том, что
проповедник Иисус никогда не существовал
как историческое лицо. В таком случае
становится чудом само возникновение
христианства и тот духовный импульс,
который (при всех частных разногласиях)
объединяет и ведёт за собой авторов Евангелий
(они складывались в конце I - начале II вв.
н. э.) и сплачивает первые христианские
общины. В конце концов, этот духовный
импульс слишком гениален и силён, чтобы
быть просто результатом согласованной
выдумке.
Для того, чтобы поставить вопрос об исторических
предпосылках христианства, необходимо
обратить внимание на черты христианского
Бога, резко отличающие его от богов языческой
Эллады. Во-первых, в христианстве мы видим
единого Бога, в отличие от множества богов-олимпийцев.
Во-вторых, христианский Бог есть надмирный
творец и властелин мира, в отличии от
греческих богов, олицетворяющих мировые
силы и подчиненных космическому порядку.
Но есть и еще более серьезные отличия,
связанные с пониманием человека и с соотношением
божественного человеческого и природного.
Христианский Бог - это надмирный Дух,
свободно творящий не только природу,
но и человека. При этом человек лишь отчасти
принадлежит природе, он прежде всего
выступает как личность, т. е. сверхприродное
«я» с его свободой, уникальностью, способностью
к творчеству. Личность есть образ Божий
в человеке. Иными словами в человеке есть
что-то божественное, но это «что-то» -
не природная сила, а способность быть
личностью. Таким образом христианская
культура открывает и обосновывает абсолютную
значимость человеческой личности, творчества
и свободы. Правда, способ осмысления и
практической реализации этого духовного
открытия был весьма различен на различных
стадиях развития христианской культуры.
Вера во всемогущего Бога берет свое начало
в иудаизме - религии древних евреев. Эта
вера выражает трагическою историю народа,
описанную в Ветхом Завете, - собрании
книг, священных как для иудаизма, так
и для христианства. Ветхозаветная история
исполнена скитаний и надежды, горечи
вавилонского и египетского плена. И конечно
же такая история породила религию, в корне
отличную эллинской. Боги Эллады выражали
доверие эллинов к сложившемуся порядку
мироздания, их надежду на достойную жизнь
в одной из ниш божественного космоса.
Но для древних евреев наличный космос
был миром изгнания и плена. Боги, олицетворяющие
силы этого космоса, были подчинены его
судьбе, которая для евреев была злосчастной
судьбой. Люди нуждались в надежде, и дать
ее мог лишь Бог, который сам был творцом
мира и властелином космической судьбы.
Так сформировался первоначальный вариант
иудаизма - самой древней монотеистической
религии.
Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета
был прообразом христианского Бога. Собственно
говоря, для христианства это один и тот
же Бог, меняются лишь его отношения с
человеком. Так ветхозаветная вера рассматривается
как подготовка к Новому Завету, то есть
новому союзу человека с Богом. И действительно
не смотря на существенные различия представлений
Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных
мудрецов впервые появляются те духовные
запросы, на которые смогло ответить христианство.
Но в начале остановимся на различиях.
Если Бог Ветхого Завета обращен ко всему
народу в целом, то Бог Нового Завета обращен
к каждой личности. Ветхозаветный Бог
большое внимание уделяет исполнению
сложного религиозного закона и правилам
повседневной жизни, многочисленным ритуалам,
сопровождающим каждое событие. Бог Нового
Завета обращен прежде всего к внутренней
жизни и внутренней вере каждого человека.
Однако уже в Ветхом Завете мы видим жажду
человека к подлинной встрече с Богом
и стремлением духовно освободиться от
подчинения внешней стороне жизни. Эти
мотивы прежде всего выражены в книге
Иова и книге Экклезиаст. Это стремление
к духовному преодолению внешней среды
бытия особенно появляется на рубеже нашей
эры ибо народ вновь попадает под власть
чужеземцев, которыми на этот раз стали
римляне. В ветхозаветной истории Бог
исполнил свое обещание, дал народу место
для самостоятельной жизни. Теперь же
осталось только ждать Спасителя, который
по верованиям древних иудеев должен был
спасти весь народ и стать во главе царства.
Но Спаситель (по-гречески - Христос) не
приходил и оставалось только задуматься:
а может быть, ожидаемое спасение будет
иметь вовсе не национально-государственный,
а духовный характер? Именно с такой проповедью
выступил Иисус.
На протяжении 2-х тысячелетий в христианстве
возникали различные направления. Из них
наиболее известные три: католицизм, православие,
протестантизм. Наряду с названием (а также
внутри них) существует множество боле
мелких церквей, сект и культов.
Дальнейшие события показали, что содержание
новой духовности (а она была реализована
не только в проповеди, но и в самой жизни
Иисуса и его ближайших учеников) имеет
значение, выходящая далеко за пределы
маленькой Иудеи. В это время Римскую империю
охватывает постепенно нарастающий духовный
(смысловой) кризис: гигантских просторах
люди чувствуют себя духовно потерянными,
они становятся лишь винтиками огромной
бюрократической машины, без которой невозможно
управлять империей. Традиционные языческие
боги выражали чувство душевной сопричастности
в жизни космоса, продолжение которого
воспринималась жизнь античного города-государства
(полиса). Но вот Рим фактически перестал
быть полисом, разросся до размеров империи,
и это чувство исчезло вместе с прежним
укладом политической и экономической
жизни. Старые боги потеряли свой смысл
для человека. Человек остался наедине
с собой и жаждал новой смысловой опоры,
связанной уже лично с ним, искал Бога,
обращённого к каждому, а не ко всем вместе.
Христианство сумело дать эту смысловую
опору. Более того, оно сделало возможным
духовную общность людей, принадлежащих
самым разным расам и национальностям,
ибо христианский Бог стоит над внешними
различиями и распрями этого мира, и для
него, по словам апостола Павла, «...Нет
ни Эллина, ни Иудея, ...Варвара, Скифа, раба,
свободного, но все и во всем Христос».
Духовный универсализм позволил христианству
стать мировой религией, заложив основы
понимания самоценности человека без
относительно к его расе, национальности,
сословию, классовой принадлежности.