Христианство на Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:13, доклад

Краткое описание

Сегодня многие люди в Украине говорят о «вере отцов», имея в виду православную веру. Но в историю развития христианства на территории Украины неоценимый вклад внесли представители различных конфессий. Более того был момент в истории, когда православная церковь на территории Украины была вообще упразднена, но история христианства продолжалась.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.76 Кб (Скачать)

Она началась с 1-го века и продолжается по сегодняшний  день – это развитие христианства в трех деноминациях: православие, католицизм и протестантизм.

Сегодня многие люди в Украине говорят о «вере  отцов», имея в виду православную веру. Но в историю развития христианства на территории Украины неоценимый вклад  внесли представители различных  конфессий. Более того был момент в истории, когда православная церковь  на территории Украины была вообще упразднена, но история христианства продолжалась.

1. ХРИСТИАНСТВО  НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ДО 988 Г.Н.Э.

«Апостол Андрей…  прибыл в город Босфор (Керчь)…  По свидетельству историков, община верующих христиан появилась в Керчи  еще в I–м веке, а в III–м веке насчитывала  более десяти тысяч человек».

Апостол Андрей прошел Крымский полуостров до Инкермана (Севастополя). В античные каменоломни пригорода  Инкермана был сослан ученик Апостола Петра, один из первых Римских епископов  Климент Римский. «Когда Климент  Римский прибыл в 101 году по Р.Х. в  Инкерман, он нашел там более 2000 христиан…

Согласно православному  преданию Св. Апостол Андрей Первозванный после Инкермана прибыл в третий по величине греческий город-государство  на северном побережье Черного моря – Ольвию. Поскольку Ольвия находилась на берегу Днепровского лимана, Апостол  поднялся вверх по Днепру, который  тогда имел название Славутич.

Согласно греческого церковного предания, которое древнерусские  авторы привели в «Повести временных  лет», Апостол дошел до места, где  стоит теперь город Киев».

«Владимир Мономах  … инициирует внесение местного предания об апостольском путешествии из Крыма  в Киев в текст «Повести временных  лет». Апостол Андрей, обращаясь  к ученикам, говорит им: «Видите  ли горы эти? На сих горах воссияет благодать Божия, будет великий  город, и Бог воздвигнет много  церквей».

Климент Римский  продолжал свою миссионерскую деятельность, будучи узником в каменоломнях Инкермана. По приказу местных властей за проповедь Евангелия он был утоплен. «На месте каменоломен, где он вел проповедь, уже в III веке появился Инкерманский пещерный монастырь». В V веке территорию Украины заселяют племена  славян, которые смешиваются с  остатками племен более древних. Территорию Киевской области заселяло славянское племя полян. Полянский  князь Кий в 482 году основывает город  Киев и начинает правящую династию Киевичей.

Последний полянский  князь из рода Киевичей Аскольд пришел в Византию, где принял христианство. Позже Аскольда на Киевском престоле сменил новгородский князь Олег. Это  произошло «в результате заговора, организованного языческими служителями  культа и частью киевских старейшин» [4, С.25].

Олег — воевода  Рюрика и опекун малолетнего Рюриковича Игоря — сверг Аскольда, объединил  киевские и новгородские земли в  одно государство, именуемое Киевской Русью.

Сменивший Олега, князь  Игорь не был христианином, хотя христианство при нем «уже получило распространение, как в самом  Киеве, так и по центральной Руси».

Жена же Игоря, Ольга, приняла крещение по одним источникам в Царьграде, по другим – в Киеве.

2. ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ  ХРИСТИАНСТВА В 988 Г. Н.Э.

Князь Владимир, несомненно, испытал в детстве на себе влияние  своей бабки Ольги. Хотя христианство он принял не сразу, но добрые семена, посеянные  княгиней Ольгой, дали всходы впоследствии.

Магометяне, иудеи, болгарские послы, немецкие католики предлагали Владимиру их веру, но безымянный философ, присланный Греками, опровергнув в  немногих словах другие веры, рассказал  Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета. Историю  творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал  ему картину Страшного Суда с  изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися, — ответствовал философ, — и будешь в раю с  первыми».

Владимир крестился  сам и крестил Русь в 988 году. Летопись повествует, что Владимир приказал истребить идолов. А идол Перуна должны были привязать к конскому хвосту и тащить до Днепра. На следующий  день после этого Владимир повелел  всему населению Киева собраться  у Днепра, где был крещен сразу  весь город. Тем, кто осмеливался  ослушаться, грозили наказанием.

Тем не менее в  Киевскую Русь пришли перемены. Князь  Владимир — это живой пример того, как христианство может изменить человека. Молодой Владимир имел гарем  из 800 наложниц, приносил христиан в  жертву и проводил время в войнах, пирах и оргиях.

После того, как  князь Владимир крестил Русь, его  образ жизни кардинально изменился  – князь проводит время в посте  и молитве, отстраивает Киев, способствует развитию ремесел, искусства, возводит великолепные Храмы – Десятинную Церковь, Храм Св. Василия, начинает строительство  Храма Св. Софии.

Дело Владимира  продолжил его сын – Ярослав. О деятельности Ярослава летописец  пишет следующее: «При нем христианская вера на Руси начала плодиться и  расширяться. Появились черноризцы, умножились монастыри. Ярослав очень  любил церковные уставы, священников, а особенно монахов, и прилежал книгам: часто читал днем и ночью; собрал много писцов и перелагал книги  с греческого языка на славянский, и таким образом было написано много книг верным на поучение…  Владимир вспахал землю и умягчил  – просветил крещением; Ярослав  засеял словом сердца верных людей, а  мы пожинаем, приемля книжное учение».

3. РАЗВИТИЕ ЦЕРКВИ  ИИСУСА ХРИСТА

Церковь Иисуса Христа исторически разделилась на 3 ветви  — православную, католическую и  протестантскую. Все три ветви  Церкви Иисуса Христа имели и продолжают иметь место в Украине, оказывая важное влияние на духовную и культурную жизнь народа Украины.

3.1. Развитие православной  церкви

Как мы уже говорили, Владимир отдал предпочтение Византийской традиции христианства перед Римской. Тем не менее, несмотря на то, что  церковь на Украине, входила в  состав Константинопольского патриархата, она «оставалась в полном сопричастном единстве с латинским Западом  и его патриархом — Папой Римским.

Несмотря на то, что между Константинополем и  Римом существовали противоречия, киевские иерархи старались сберечь христианское единство. Посланцы из Руси участвовали  в Соборах западной Церкви в Лионе (1245 г) и Констанце (1418 г). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов  Флорентийской унии (1439 г)» [10].

При Владимире Мономахе в XII веке монастыри стремились к  полной изоляции от государства и  к полному разрыву с Западом  и его философией.

Во время монголо-татарского ига православное духовенство старается  приблизить веру к пониманию крестьян, в селах которых они располагаются. Молебны за урожай, за дождь, благословения  – все, что могло бы как-то касаться сельской жизни народа, становится частью служения священников.

После падения Киева  митрополиты киевские стали все  больше проживать в северных, суздальско-московских землях. В 1299 года митрополит Максим перебрался во Владимир-на-Клязьме, а через 25 лет  митрополит Петр и вообще перебрался в Москву.

В 1569 году в результате слияния Польского королевства  и Литовского княжества было рождено  новое государство – Речь Посполитая. С этого времени украинские земли  перешли под власть шляхты.

В 1580 году король Стефан Баторий отдал приказ о передаче владений православных монастырей иезуитам. «Его преемник Сигизмунд Ваза начал  систематично устранять не католиков  с государственных постов».

Подписанием унии в  Бресте в 1596 году, в обмен на сохранение храмов, постов и ряда религиозных  особенностей лидеры украинского православия  признали главенство папы и главный  католический догмат об исхождении Духа Святого. Так появилась новая  униатская греко-католическая церковь.

И лишь после появления  казачества и создания Киевского  православного братства в 1615 году, в 1620-м году удалось обеспечить безопасное прибытие на Украину иерусалимского патриарха Феофана, который в  условиях глубочайшей секретности  рукоположил нового киевского митрополита  Иова Борецкого и нескольких епископов.

Сменивший Иова Борецкого  митрополит Петр Могила начал реформу  в православной церкви.

Петр Могила также  ввел богослужения на украинском языке  вместо устаревшего к тому времени  церковнославянского. Им была основана Лаврская школа, которая после переросла  в Киево-Могилянскую коллегию.

В 16-19 веках центром  духовной жизни Украины становится Свято-Успенская Киево-Печерская  Лавра, куда стекаются тысячи паломников. Именно в паломнической среде  появляется самая известная поговорка  о столице: «язык до Киева доведет» (паломники постоянно спрашивали, как попасть в Лавру).

3.2. Развитие католической  церкви

Первыми католическими  миссионерами в Украине 13 века считаются  монахи-доминиканцы. Распространение  католической миссии связано с правлением короля Казимира IV (1341-1370). Казимир не стремился строить католические храмы, но стремился поставить на должности православных епископов  католических священников.

В 1412-1414 годах Галицкую католическую архиепископию перенесли  во Львов, и отдали ей практически  все владения бывшей Львовской православной митрополии и епископии. Помимо этого  епископ получил право наказывать всех еретиков, которые выступают  против католической церкви, в том  числи и православных.

Львов становится центром  католической культуры. Оттуда доминиканцы  расширяют свою миссионерскую деятельность. Православие фактически вытесняется  из городов и остается главным  образом в сельской местности.

Король Витовт отдал  католическим епископам большие  земельные владения на Волыни. Короли и князья, которые были католиками, открыто продвигали латинские миссии на Восток. Т.о. в последней четверти 14 века в Украине сформировалась новая государственная привилегированная  церковь, которая постепенно вытесняет  с политической, экономической и  религиозно-духовной жизни традиционную православную церковь.

Папа Лев Х  в 1521 году издал буллу, в которой  призвал «не притеснять греческую  веру, сохранять православные обряды и обычаи неприкосновенными, не требовать  перекрещивания. Булла также запрещала  католическим священникам отбирать у православных храмы и проводить  там службы».

Развитие католической церкви в Украине с одной стороны  вызывало противостояние, с другой — стимулировало развитие православной церкви. Нельзя отбросить тот факт, что через католическую церковь  Украина знакомилась с достижениями европейской культуры, образования, науки. В католических школах Литвы, Польши, Германии, Италии, Франции и  других стран, обучались десятки  представителей украинского народа, которые позже служили своей  нации».

3.3. Развитие протестантской  церкви

В Украине лютеранские  общины неизвестны до конца 16 столетья, хотя украинская молодежь училась в  Саксонии, Виттенберге, слушала лекции Меланхтона, самого Лютера». После Тридентского собора, наделившего светскую и церковную  власть широкими правами наказывать сторонников Реформации, страной  «свободы» стало для протестантов Польско-Литовское государство.

Король Сигизмунд  Август (1548-1572) переписывался с Кальвином  и Меланхтоном. Лютер посвятил королю свой перевод Библии, а Кальвин  – свое толкование на послание к  Евреям. Во время его правления  в Украине был принят первый в  истории Европы Закон о свободе  совести и вероисповедания, предоставивший свободу каждому человеку самостоятельно решать какого вероисповедания придерживаться. Сигизмунд Август обнародовал в 1570 г. документ, в котором говорилось, что вопросы вероисповедания  не входят в компетенцию монарха.

С середины 16 до середины 17 столетья на территории Украины в  частности и всего Польско-Литовского княжества наблюдался рост кальвинистских общин, который был связан особенно с деятельностью братьев Радзивиллов.

Также в протестантизм  стала переходить верхушка шляхты в  Польше и в Литве. Известные кальвинистские общины были в Дубецком, на Волыни –  в Берестечко. Реформация в Украине  способствовала введению народного  языка в богослужения. В храмах разных конфессий зазвучали проповеди  и стали читать Евангелие на родном языке.

Ветер Духа Святого, принесенный Реформацией, и повлиявшей как на православную, так и на католическую деноминации – все  это вехи развития христианства на Украине.

Сегодня в Украине  есть представители всех трех ветвей христианства. Совместно они влияют на духовную и культурную жизнь общества, неся вечные истины Слова Божьего, и  противостоя негативным явлениям в  обществе, как отдельно друг от друга, так и в сотрудничестве друг с  другом.


Информация о работе Христианство на Украине