Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:48, реферат
Долгое время до принятия христианства восточные славяне жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
Крещение дало нашим предкам высшую свободу-свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю.
Л.Гумилёв
1)Реалии
эпохи. Предпосылки принятия
Долгое время до принятия
христианства восточные
О быте восточных славянских племен летописец оставил нам следующее известие: «Каждый жил своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». И ещё: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники». Славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов.
Языческие верования
наших предков вообще
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину).
Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям.
Несмотря на это в Х веке продолжалось постепенное формирование русской государственности, а, следовательно, и образование межплеменной этнической общности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства. Этот исторический процесс должен был сопровождаться серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. А предпосылки к этому были. Таким значимым шагом должно было стать принятие христианства. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов, волхвов и кудесников, то тем более должна была влиять христианская вера на тех славян, которые могли ее познать. Ещё в княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св.Илии, так как по словам летописца, в Киеве "мнози бобеша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря было много христиан. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях.
Князь Владимир,сын Святослава, и должен был стать впоследсвии тем человеком, которому Русь обязана принятием христианства. В первые годы своего правления Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебренной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 г.).
В благодарность
богам за победу, одержанную над
ятвягами (983 год) решено было принести
человеческую жертву. Жребий пал
на юношу из христианской
Тем не менее, понять превосходство христианства над язычеством, и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
В этот период нарастали признаки
грядущего раскола в дотоле едином
христианском мире. Западная Европа показывала
своё церковное превосходство, именуя
только себя «христианским миром».
В Киеве также обстановка была очень напряжённой. Киев оставался языческим городом, но культ Перуна, принесённого с берегов Балтийского моря, киевлянам не был симпатичен. Академик Рыбаков Б.А.считал, что Перун не являлся исконно славянским божеством. Славяне почитали женское божество Мокошь, небесного Даждьбога, скотьего бога Волоса. Они не требовали человеческих жертв, а культ Перуна, бога войны и громовержца, требовал человеческих жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Перуна обострилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали к крещению. Ведь жрецы, выбрав жертву, убивали её, а оставшиеся в живых должны были ликовать. После долгой и упорной борьбы двух полярных мировоззрений князь Владимир понял, что культ Перуна непопулярен. Тем более, что часть активных киевлян уже крестилась. В X веке князь Владимир практически распространил свою власть на все славяно-русские земли. Нужно было придерживаться какой-то «общенациональной» политической программы, которая по условиям того времени выражалась в религиозной форме. Киевские купцы и войны постоянно бывали в Константинополе, сражались на Крите и Малой Азии, торговали с египтянами и сирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Поэтому они хорошо представляли различия основных религий (православие, католицизм, ислам), которые оказывали существенное влияние на ситуацию в Восточной Европе.
2. Крещение князя Владимира.
Обстоятельства «выбора веры» широко изложены в «Повести временных лет». Князь, желая понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли("Кто како служит Богу?"(987 г.), а потом принял представителей всех тогдашних учений. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: “Мы не помнили, где мы находились - на земле или на небе”. Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Большое значение имеет мотивировка решения креститься именно по греческому обряду. Летопись говорит,что греческий философ,приглашенный к князю, рассказал вкратце Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил: “Благо добродетельным и горе злым”. “Креститесь,-отвечал греческий мудрец,-и будете в раю с первыми”. В любой религии существуют обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение. Для новообращённых такие обычаи значат больше, чем священные книги. Главная книга ислама - Коран - написана на арабском языке, славянам не понятном. Обычаи мусульман также для славян неприемлемы. По русскому обычаю князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами. А что могло быть для князя важнее? Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, т.к. вино и пиво снимали усталость походов, причём буйства не допускались. Обычаи же мусульман запрещали пить вино в публичных местах, а также есть свинину. Владимир отказывает мусульманским муллам известными словами: «Руси есть веселие пити…». Традиции отвержения латинской веры восходят к предкам Владимира на княжеском столе: княгине Ольге и её внуку Ярополку. В середине века на святой престол всходили иногда очень грешные папы, а в 955 году римский первосвященник Иоанн XII был не только волокитой и пьяницей, но и давал пиры с возлиянием в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Летопись Нестора фиксирует и последнюю попытку хазарских иудеев прибрать к рукам киевского князя, но Владимир был очень проницательным и принял их, чтобы прогнать окончательно. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям”. На что Владимир ответил: “И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”.Таким образом, Владимир пошёл по пути, намеченном «мудрейшей из людей» княгиней Ольгой, избравшей православие (крестилась в Константинополе по одним данным, в 955 году, по другим - в 946 году). Русь пришла к крещению в 988 году. Однако как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Многие считают, что гений мудрого правителя подсказал тем самым Владимиру хороший способ решить многие политические проблемы. Возможно это было раскаянием в совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной пустоты.Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. Только какая-то сверхъидея может объединить Русь, и что этой сверхъидеей должно стать именно православие. В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство ответственности за государство, за его авторитет).Принятие православия дало Руси сильного союзника - Византию, а также примирило Владимира с населением собственной столицы.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, в 988 или 989 году, точно неизвестно. Однако мы остановимся на варианте, предложенном летописцем. Решив креститься, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ:“Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес (Корсунь). Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Согласно греческим и арабским источникам Владимир выдвигал это требование ввиду отказа византийцев исполнять условия договора, по которому Владимир оказывал Константинополю военную помощь в подавлении восстания под предводительством Варда-Фоки ,взамен получая руку царевны Анны. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с нею духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевною. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. И, если верить летописи, в 989 г. херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
Помирясь с греками и отдав им Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.
Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания:
1) предание о том, Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем;
2) предание о том, что
Владимир, не только пребывавший
во тьме язычества, но
3) предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.
Спокойно к крещению отнеслись жители запада и юга Руси, сложнее обстояло дело с северными и восточными землями.
Киевляне, среди которых
было много христиан, воспринимали
обращение в христианство без
явного сопротивления.
Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом). На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление насаждению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.
В Ростове и Муроме сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993). Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией (15 мая 1090), восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии»Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.
Причиной столь враждебного
отношения является приверженность
населения традиционным обрядам, именно
в этих городах сложились элементы
религиозной языческой
Другой причиной сопротивления
ростовчан и новгородцев было
настороженное отношение к