Принятие христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Долгое время до принятия христианства восточные славяне жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».

Файлы: 1 файл

Принятие христианства.docx

— 33.90 Кб (Скачать)

В сельской местности сопротивление  христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся  духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего  совмещали веру в этих духов с  элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий  и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так  многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.

Одной из проблем после  формального (насильственного) было просвещение  подданных в христианском духе. Эту  задачу выполняли священники-иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому.

Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить  христианский идеал: на первых порах  отказался от применения уголовных  наказаний, прощая разбойников. Была проведена  раздача питания неимущим.

Православная церковь  постепенно распространяла своё благотворное влияние, строила храмы, монастыри, учила людей грамоте и живописи. Сила проповеди православия была и в политической умеренности  Византийской империи, в искренности  константинопольских патриархов  и в очаровании греческой литургии (церковной службы).

3)Значение  и последствия принятия православия.

Историческое значение этого  времени заключалось в следующем:

1)Приобщение славяно-финского  мира к ценностям христианства.

2)Создание условий для  полнокровного сотрудничества племен  Восточно-Европейской равнины с  другими христианскими племенами  и народностями.

3)Русь была признана  как христианское государство,  что определило более высокий  уровень отношений с европейскими  странами и народами.

4) Русская церковь, развивавшаяся  в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей  разных земель в культурную  и политическую общность.

Миссионерская деятельность на землях, населенных финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства.

В политике

В византийском церковно-государственном  правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана  Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»

С течением веков, укрепившись  в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать  все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные  церковные иерархи—митрополиты, епископы участвовали в государственных  интригах, поддерживали того или иного  князя в политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, и её лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц.

В культуре

1)Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследницы античной традиции.

2)Принятие христианства  как государственной религии  влекло с неизбежностью ликвидацию  языческих культов, пользовавшихся  до того великокняжеским патронатом. Церковь выступила против многих  языческих обычаев: похищения  девиц, многоженства, против браков  в близких степенях родства,  выступала против насильственной  выдачи дочерей замуж, преследовала  преступления, унижающие человеческую  личность. Вместе с этим наблюдалось  повышение морально-нравственного  уровня людей.

3)Разрушались культовые  сооружения — идолы, капища.Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

4) Возникновение так называемого  двоеверия. Христиане молились  в церквях, клали поклоны перед  домашними иконами, но одновременно  справляли старые языческие праздники.  Так, праздник Коляды слился  с Рождеством Христовым и Крещением.  Сохранился и праздник Масленицы,  который и доныне отмечается  перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями. Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Власий, покровитель скотоводства, сливался с древним Велесом.

Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья  в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно  и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной  чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Таким образом культура Руси обогатилась благодаря синтезу двух космогонических начал-православия и язычества. Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений.

5)Развитие науки. Вместе  с христианством на Русь пришла  письменность, а с нею книжное  просвещение.При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях.

6)Помогая экономическому, культурному, религиозному, сближению  с Византией и другими православными  странами (Болгарией, Сербией), церковь  в своей борьбе против «латинства»,  против папского Рима (особенно  после окончательного раскола  византийской и римской церквей  в 1054 г.) способствовала изоляции  Руси от некоторых духовных  процессов, протекавших на Западе.

В экономике

1)Образовавшиеся монастыри  со временем стали центрами  торговли и даже ростовщичества.

2)Церковь получила обширные  земли, на которых стала организовывать  собственное хозяйство. Получив  от великих князей земли в  собственное владение, монастыри  развернули на них земледельческое  хозяйство, в котором использовали  труд зависимых, обедневших людей,  практиковали они и разведение  скота, огородничество.

4)Взгляд  на событие в историографии.

Напоследок хочется привести два полярных взгляда на введение христианства(существовало несколько точек зрения от негативной до в целом  позитивной).

  Так, в изданной  в 1930 году книге Церковь и  идея самодержавия в России  о крещении Руси говорится  следующее: «Принесенное к нам  из Византии православие сломило  и загубило буйный языческий  дух дикого свободолюбивого росса,  целые века держало народ в  невежестве, было гасителем в  русской общественной жизни истинного  просвещения, убивало поэтическое  творчество народа, глушило в  нём звуки живой песни, вольнолюбивые  порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древнерусское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой — проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского — тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами.»

Пособие по истории СССР для  подготовительных отделений вузов 1979 года издания называет введение христианства «второй религиозной  реформой» Владимира I и даёт гораздо  более взвешенную оценку: «<…> Принятие христианства укрепляло государственную  власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело  большое международное значение, которое заключалось в том, что  Русь, отвергнув „примитивное“  язычество, становилась теперь равной другим христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры.»

Список использованной литературы:

  1. Бутромеев.В.П.Русская история для всех
  2. Гумилёв Л.Н.От Руси к России.
  1. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви, т.1.
  1. Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.
  2. Соловьев С.М. Сочинения. Книга I
  3. Платонов С.Ф. Систематический курс русской истории.
  4. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Принятие христианства