Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:48, реферат
Долгое время до принятия христианства восточные славяне жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.
Одной из проблем после
формального (насильственного) было просвещение
подданных в христианском духе. Эту
задачу выполняли священники-
Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников. Была проведена раздача питания неимущим.
Православная церковь
постепенно распространяла своё благотворное
влияние, строила храмы, монастыри,
учила людей грамоте и
3)Значение
и последствия принятия
Историческое значение этого
времени заключалось в
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для
полнокровного сотрудничества
3)Русь была признана
как христианское государство,
что определило более высокий
уровень отношений с
4) Русская церковь,
Миссионерская деятельность на землях, населенных финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства.
В политике
В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»
С течением веков, укрепившись
в экономическом смысле, воспитав
из русской среды
В культуре
1)Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследницы античной традиции.
2)Принятие христианства
как государственной религии
влекло с неизбежностью
3)Разрушались культовые
сооружения — идолы, капища.
4) Возникновение так называемого
двоеверия. Христиане молились
в церквях, клали поклоны
Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Таким образом культура Руси обогатилась благодаря синтезу двух космогонических начал-православия и язычества. Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений.
5)Развитие науки. Вместе
с христианством на Русь
6)Помогая экономическому,
культурному, религиозному, сближению
с Византией и другими
В экономике
1)Образовавшиеся монастыри
со временем стали центрами
торговли и даже
2)Церковь получила обширные
земли, на которых стала
4)Взгляд на событие в историографии.
Напоследок хочется привести два полярных взгляда на введение христианства(существовало несколько точек зрения от негативной до в целом позитивной).
Так, в изданной
в 1930 году книге Церковь и
идея самодержавия в России
о крещении Руси говорится
следующее: «Принесенное к нам
из Византии православие
Пособие по истории СССР для
подготовительных отделений вузов
1979 года издания называет введение
христианства «второй религиозной
реформой» Владимира I и даёт гораздо
более взвешенную оценку: «<…> Принятие
христианства укрепляло государственную
власть и территориальное единство
Древнерусского государства. Оно имело
большое международное
Список использованной литературы: