Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:27, реферат
ИСЛАМ (араб., букв. — покорность, предание, вверение себя (Богу)), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат.
Основы
вероучения в исламе
ИСЛАМ (араб., букв. — покорность, предание, вверение себя (Богу)), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам — государственная религия, а шариат — основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.
Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Пять
основных обязанностей
(колонны ислама), предписанных
приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
Священное предание —
сунна. После смерти Мухаммеда (632) ислам
раскололся на два течения - суннизм
и шиизм. В X в. создана система теоретического
богословия — калам; правовая система
ислама разработана в шариате. В VIII-IX веках
возникло мистическое течение — суфизм.
Число последователей ислама оценивается
в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим
мусульманским населением ислам является
государственной религией.
Основатель ислама
Основатель ислама
— Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632гг.)
происходил из рода хашим, влиятельного
мекканского племени курейш. До Мухаммада
арабам были известны монотеистические
религии — иудаизм и
После переселения
в 622г. с небольшой группой
Источники вероучения
Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное “слово Божие”, откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране.
Второй источник мусульманского
вероучения — Сунна, своего рода священное
предание, примеры из жизни Мухаммада
как источник материала для решения
религиозных, социально-политических,
правовых проблем, возникающих перед
мусульманской общиной. Сунна слагается
из хадисов, повествующих о высказываниях
Мухаммада по тому или иному конкретному
поводу, его поступках или
Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, “чем его шейная артерия”, говорится в Коране и в то же время утверждается: “Не постигают Его взоры...”. То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. “У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...” — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.
Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в “сотоварищи” часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к “религии Авраама”, частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами.
Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.
Важнейшие понятия
мусульманской религии — “
Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма — это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма — это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме — основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.
Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе “земного законодателя” на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).
Вероучение
Понятие “дин” неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, “дин” — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:
1) веру в единого и единственного Бога,
2) ангелов,
3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада),
4) Божьих пророков и посланников,
5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.
Позже к этим пяти
предметам веры был добавлен шестой
(некоранического
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего “пять столпов ислама”:
1) словесное исповедание
единобожия и пророческой
2) ритуальная молитва,
которую мусульманин должен
3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
4) пост в месяц рамадан (Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;
5) паломничество (хотя
бы раз в жизни) в Мекку
к главной мусульманской
После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): “Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные” (Коран 2:177).
В целом ислам представляет
собой нерасторжимое единство религии,
культуры и социально-политического
устройства, тотальную систему, объемлющую
в их единстве все стороны, все
уровни жизни человека. Классический
ислам не дифференцирует духовную и мирскую
сферы, ему чуждо характерное для христианства
различение понятий “Божьего” и “кесарева”,
что проявляется как у средневековых теологов,
так и у идеологов нашего столетия (например,
у реформатора Рашида Риды, считавшего,
что “ислам есть в равной степени духовное
начало и социально-политический идеал”,
или в известном девизе современных Братьев
мусульман: “Ислам есть религия и государство”).
Мусульманская культура
Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины:
1) наука о толковании и чтении Корана,
2) наука о хадисах,
3) правоведение, в
рамках которого в суннизме
складываются четыре в равной
мере признанных авторитетными
религозно-правовых толка:
Из коранических предписаний
и запретов и юридических прецедентов,
зафиксированных в хадисах, формируется
мусульманский закон (шариат), который
по сей день остается главным источником
законодательства большинства мусульманских
стран. Исламский закон как
Несколько позже —
отчасти в силу контактов и
полемики с христианством, в результате
которых в исламе возникают первые
теологические споры о свободе
воли и предопределении, несотворенности
Корана, божественных атрибутах, —
развивается мусульманское