Основы вероучения в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:27, реферат

Краткое описание

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность, предание, вверение себя (Богу)), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат.

Файлы: 1 файл

Основы вероучения в исламе.docx

— 23.80 Кб (Скачать)

Основы  вероучения в исламе 

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность, предание, вверение себя (Богу)), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам — государственная религия, а шариат — основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы  — поклонение единому богу —  всемогущему Богу-Аллаху и почитание  Мухаммеда пророком — посланником  Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Пять  основных обязанностей  
(колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что  нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед  есть посланник Аллаха (шахада);

2) пятикратное ежедневное  совершение молитвы (салат);

3) милостыня в пользу  бедных (закат);

4) пост в месяце  рамадан (саун);

5) паломничество в  Мекку (хадж), совершаемое хотя  бы единожды в жизни. 

Священное предание —  сунна. После смерти Мухаммеда (632) ислам  раскололся на два течения - суннизм  и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII-IX веках возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.   

Основатель  ислама

Основатель ислама — Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632гг.) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада  арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство (последнее — преимущественно  в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий  в 610-612 годах началась религиозная  проповедь Мухаммада, первоначально  не признаваемого и гонимого мекканцами.

После переселения  в 622г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая  позже стала точкой отсчета для  мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает  уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения  в различных областях жизни.

Источники вероучения

Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное “слово Божие”, откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал  Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное  предание, примеры из жизни Мухаммада  как источник материала для решения  религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед  мусульманской общиной. Сунна слагается  из хадисов, повествующих о высказываниях  Мухаммада по тому или иному конкретному  поводу, его поступках или невысказанных  одобрениях. Хадис всегда состоит  из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной  цепи преемства удостоверяют его  подлинность.

Важнейший принцип  ислама — строгий монотеизм, носящий  абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как  милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, “чем его  шейная артерия”, говорится в Коране и в то же время утверждается: “Не постигают Его взоры...”. То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. “У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...” — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.

Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум  может лишь отчасти постичь смысл  божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая  остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну  — обязанность мусульманина. Утверждение  единства и единственности Бога, призывы  не придавать Ему никого в “сотоварищи” часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к “религии Авраама”, частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами.

Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в  создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого  Бога.

Важнейшие понятия  мусульманской религии — “ислам”, “дин”, “иман”. Ислам в широком  смысле стал обозначать весь мир, в  пределах которого установились и действуют  законы Корана. Таков смысл и традиционного  понятия “дар ал-ислам” (обитель  ислама), противопоставленного “дар ал-харб”  — территории войны, которая, по крайней  мере, теоретически подлежит превращению  в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — “ахл ал-китаб” — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную  общину (умма). Умма — это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма — это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме — основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.

Идеальная форма государственности  мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе “земного законодателя” на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).

Вероучение

Понятие “дин” неоднократно встречается в Коране и имеет  много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, “дин” — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:

1) веру в единого  и единственного Бога,

2) ангелов,

3) Богооткровенные  Книги (в Коране названы пять  таких Книг: свитки Авраама, Тора  Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие  Иисуса, Коран Мухаммада),

4) Божьих пророков  и посланников,

5) Судный День, рай  и ад, воздаяние и наказание.

Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) —  вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и  зло, а также все дела людей  обусловлены волей Всевышнего).   

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего “пять столпов ислама”:

1) словесное исповедание  единобожия и пророческой миссии  Мухаммада, выражающееся в произнесении  молитвенной формулы свидетельства:  “Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад  — раб Его и Посланник Бога”;

2) ритуальная молитва,  которую мусульманин должен совершать  пять раз в день;

3) очистительная милостыня  в пользу нуждающихся;

4) пост в месяц  рамадан (Рамазан), который состоит  в полном воздержании от еды,  питья и любых увеселений в  светлое время суток;

5) паломничество (хотя  бы раз в жизни) в Мекку  к главной мусульманской святыне  — Каабе. Паломничество в Мекку,  где ежегодно собираются мусульмане  со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества  начинается длящийся три дня главный  мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества  приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский  праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания  поста в месяц рамадан. Очень  кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных  обязанностей мусульман дан всего  лишь в одном кораническом айате (стихе): “Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные” (Коран 2:177).

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического  устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все  уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий “Божьего” и “кесарева”, что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что “ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал”, или в известном девизе современных Братьев мусульман: “Ислам есть религия и государство”).   

Мусульманская культура

Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются  три основных мусульманские дисциплины:

1) наука о толковании  и чтении Корана,

2) наука о хадисах, 

3) правоведение, в  рамках которого в суннизме  складываются четыре в равной  мере признанных авторитетными  религозно-правовых толка: ханифитский,  шафиитский, маликитский, ханбалитский.

Из коранических предписаний  и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется  мусульманский закон (шариат), который  по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских  стран. Исламский закон как универсальная  нормативно-догматическая система  регламентирует в равной степени  религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате  слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое  поведение регулируется правом, а  правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.

Несколько позже —  отчасти в силу контактов и  полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе  воли и предопределении, несотворенности  Корана, божественных атрибутах, —  развивается мусульманское спекулятивное  богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в  теологии, а в IX-XII вв. возникновению  и расцвету арабской философии [ал-Кинди (Кинди), ал-Фараби (Фараби), Ибн Сина, Ибн Рушд]. В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление  в исламе, первоначально возникшее  как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки  к основным религиозным дисциплинам  развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.

Информация о работе Основы вероучения в исламе