Религии. Ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Ислам - одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………….………….. 3
1. Происхождение ислама……………………………………………………...………....4
1.1. Предпосылки возникновения ислама…………………….……………….4
1.2. Пророк Мухаммед. Установление ислама…………………..……………………4
2. Источники вероучения....................................................................................................…….5
3. Вероучение…...……………………………………………………………………………….5
4.ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ .....................................................……………….………………..6
5. КОРАН - СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН ……………………….……………….8
6. ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ.……………………………..……………...10
7.Ислам и общество……………………………………………………………………………11
7.1. Исламская одежда…………………………………………………………11
7.2. Исламская пища…………………………………………………………...11
8.Мусульманская культура……………………………………………………………………12
9. Ислам в обществе…………………………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

referat ислам.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Казанский государственный  медицинский университет

Факультет медико-профилактичексий

Кафедра истории, философии, социологии, политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Ислам 
         
         
         
         
         
         
         
         

                    
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

               Казань, 2011 

План 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………….………….. 3

    1. Происхождение ислама……………………………………………………...………....4

        1.1. Предпосылки возникновения ислама…………………….……………….4

        1.2. Пророк Мухаммед. Установление ислама…………………..……………………4 
2.
Источники вероучения....................................................................................................…….5 
3.
Вероучение…...……………………………………………………………………………….5  
4.ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ .....................................................……………….………………..6 
5.
КОРАН - СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН ……………………….……………….8 
6. ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ.……………………………..……………...10 
7.Ислам и общество……………………………………………………………………………11

            7.1. Исламская одежда…………………………………………………………11

            7.2. Исламская пища…………………………………………………………...11

8.Мусульманская  культура……………………………………………………………………12

9. Ислам в  обществе…………………………………………………………………………...13 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

Ислам - одна из трёх  величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.

Название  «Ислам» происходит от арабского  слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов. 
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммеда, через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих. За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций. 
Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д. Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь. Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный.
Почти

всякий  знает и "пять столпов" ислама, пять главных обязанностей

верующего.

Я не без  причины выбрала тему своей работы - ислам. На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины.

Нам часто  в этом мире не хватает терпения и понимания. Мы часто судим людей  по их национальностям и религиозным  убеждениям, так и не узнавая истинно  человека. Неужели мы вправе кого-то судить? Неужели мы лучше, чем другие? Не суди, да судим не будешь! Я всегда стараюсь следовать этой заповеди, хотя это очень трудно и не всегда удаётся.

      Исследуя  ислам, я опиралась на различную  литературу, авторы которой являются как обычными учёными- историками, философами, так и последователями разных религий. И мне было очень интересно следить за ходом их рассуждений и убеждений на тему ислам. И у каждого автора ислам был представлен по- разному и по-своему. Именно так, как сам автор его видит или хотел бы донести до уст читателя.

    1. Происхождение ислама.

    1.1. Предпосылки возникновения ислама.

Ислам является одной из наиболее распространенных религий. Возник он в Аравии в нач. VII в.  К тому времени первобытнообщинный строй кочевых и оседлых племен в Аравии подвергался все большему разложению. В каждом арабском племени уже появился господствующая верхушка, из которой выделялись предводители (шейхи) племен. Появление рабства и обеднение многих рядовых кочевников-скотоводов породили социальные противоречия, которые в свою очередь вызвали первые вспышки классовой борьбы в арабских племенах.

Для подавления активного протеста народных масс требовалось  создать грозного и карающего бога, который угрожал бы наказаниями непослушным и строптивым людям не только в здешней, но и в выдуманной, загробной жизни. Новая религия должна была быть одной из форм единобожия, т.к. в Аравии происходило объединение племен в большие союзы племен.

Первыми арабскими единобожниками были ханифы. Так называли людей, которые выступали  против многобожия и призывали поклоняться  единому богу- рахману (милостливому).

Ханифизм  как вероучение был предшественником ислама. Эта новая религия возникла в обл. Хиджаз  (западн. Аравия), в  городе Мекке. В этой области разложение первобытнообщинных отношений достигло наибольшего развития по сравнению с другими областями Аравии.

В связи  с образованием классового общества в Аравии среди местных племен нарастал экономич. и социальный кризис, отражением которого было возникновение  ислама, призванного оправдать социальное и экономическое первенство и  устанавливавшийся эксплуататорский строй покорность (по-арабски «ислам») единому богу – аллаху явилось основным требованием новой религии. Последователи этого вероучения стали называться «муслимами», или «мусульманами», т. е. «покорными». 

    1.2. Пророк Мухаммед. Установление ислама.

Основателем ислама считают мекканца Мухаммеда, члена рода хашим племени курейш. Он рано осиротел,  и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец.

Свои  первые откровения он получил во сне - ему явился ангел Джабраил, посланник  Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать  во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610г. Пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. Это объясняется тем, что господствующая верхушка племени курейш неодобрительно относилась к новой религии. Она опасалась, что распространение ислама в Мекке подорвет культ местных божеств, который был тесно связан с торговлей. Мекканское свободное население находилось в постоянной экономической зависимости от этой верхушки. Основной же причиной неуспеха ислама в Мекке явилось разочарование местных рабов и неимущих в вероучении, которое обещало им освобождение от гнета и нужды только после смерти, в сомнительном потустороннем мире. При таком безнадежном положении группа мекканских  мусульман была вынуждена переселиться в Медину. Это переселение произошло в 622г.

 С  этого года – бегства в Медину  и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине создалась мусульманская община, являвшаяся надродовой  организацией. В ней люди объединялись по признаку принадлежности к одной религии – исламу; порывались прежние кровные и родственные отношения. Согласно мусульманскому преданию, во главе этой общины стоял Мухаммед, «посланник аллаха», претендовавший на сношения с мусульманским богом. Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная  война между этими городами закончилась полной победой Медины.  В 630г. Мухаммед  торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама. Храм Кааба стал главным мусульманским святилищем.

  Тогда же формируется мусульманское теократическое государство – Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники  на посту главы халифата провели целый ряд  удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам (или мусульманство) становился  государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632г. и был похоронен в Медине. Его могила – важнейшая святыня ислама.

    2. Источники вероучения

Основной  источник мусульманского вероучения —  Коран, понимаемый мусульманами как  предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране.

Второй  источник мусульманского вероучения —  Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как  источник материала для решения  религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный  характер. Бог в Коране предстает  одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и свои имена. Милосердный, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.

    3. Вероучение

Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:

Информация о работе Религии. Ислам