Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:40, реферат
Ислам - одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………….………….. 3
1. Происхождение ислама……………………………………………………...………....4
1.1. Предпосылки возникновения ислама…………………….……………….4
1.2. Пророк Мухаммед. Установление ислама…………………..……………………4
2. Источники вероучения....................................................................................................…….5
3. Вероучение…...……………………………………………………………………………….5
4.ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ .....................................................……………….………………..6
5. КОРАН - СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН ……………………….……………….8
6. ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ.……………………………..……………...10
7.Ислам и общество……………………………………………………………………………11
7.1. Исламская одежда…………………………………………………………11
7.2. Исламская пища…………………………………………………………...11
8.Мусульманская культура……………………………………………………………………12
9. Ислам в обществе…………………………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
1) веру в единого и единственного Бога, 2) ангелов, 3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада),
4) Божьих пророков и посланников,
5) Судный
День, рай и ад, воздаяние и
наказание. Позже к этим пяти
предметам веры был добавлен
шестой (некоранического
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»:
1) словесное
исповедание единобожия и
2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;
3) очистительная
милостыня в пользу
4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;
5) паломничество
(хотя бы раз в жизни) в
Мекку к главной мусульманской
святыне — Каабе.
Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан.
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).
4. ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ
Исламское
законодательство разрабатывается
на основе Корана и хадисов (речей пророка).
Исламский закон характеризуется тем,
что в нем нет путей для совершения какого-либо
недостойного поступка людьми.
Исламское законодательство . это постановление
шариата, касающееся действий и поступков
людей.
По исламскому законодательству, на основании
аята священного Корана, запрещается держать
в руках Коран человеку, не имеющему тахарат.
Тахарат . это омовение для совершения
молитвы. Тахарат действителен для человека,
имеющего гусул.
Гусул . это полное омовение для очищения
тела по шариату.
Все мусульманские книги следует держать
с тахаратом. Опускать книги ниже пояса
не следует.
Когда слышишь и употребляешь имя Аллаха
надо обязательно добавлять слова уважения:
субханаху ва таъала.
Если произносишь или слышишь имя пророка
Мухаммада также обязательно следует
добавить выражение: аляйхи-с салям.
Употребляя или слыша имена сподвижников
пророка желательно добавить: разыя Аллаху
аънху.
Употребляя или слыша имена ученых богословов
(имамов, шейхов) желательно добавлять:
рахимахул-лаху-таъала.
Все действия людей подразделяются на
8 пунктов:
1. Фарз
2. Важиб
3. Суннат
4. Мустахаб
5. Мубах
6. Харам
7. Макрух
8. Мустакрух
Фарз -
это действие, обязывающее каждого человека
в строгой форме выполнять предписания
шариата. За исполнение будет вознагражден
Аллахом. За невыполнение без уважительных
причин - строго наказан. Кто не верит в,
истинность этих обязательств - переходит
в категорию неверующих.
Фарз разделяют на два вида: фарз
айн и фарз кифая. Фарз
айн обязан делать каждый мусульманин,
например: пятикратная молитва, ураза. Фарз
кифая - это фарз, который возлагается
на мусульманскую общину. Если некоторые
выполняют этот фарз, то с других снимается
ответственность. За выполнение каждый
состоящий в общине будет вознагражден.
Если никто не выполнит этот фарз, то вся
община будет грешной. Например: ответить
на приветствие, участвовать в похоронах.
Важиб также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин - считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.
СУННАТ эти действия выполнял наш пророк; он говорил, что за выполнение их ждет вознаграждение. Мы должны стремиться к выполнению каждого сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников. Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка.
Мустахаб -
это действия, часто выполняемые пророком.
Выполняющие мустахаб будут вознаграждены
(сауаб). Не выполняющие не будут считаться
греховными и в День суда не привлекутся
к ответу.
МУБАХ -это такое действие, которое
можно делать и не делать. За исполнение
и неисполнение нет награды и нет греха.
Эти действия бесчисленны. Все то, что
не обязывает и не осуждается шариатом,
входит в мубах.
Харам -
действие, категорически запрещаемое
и осуждаемое исламским шариатом. Делающий
харам является большим грешником. Кто,
боясь греха, воздерживается от выполнения
харама, тот будет вознагражден Аллахом.
Опровергающий харам теряет веру и переходит
в категорию неверующих.
Харам различается двух видов: харам
зулми и харам
гайри зулми.
Харам зулми - это такой харам, совершение
которого наносит вред посторонним людям,
кроме производящего. Например, кража.
Харам гайри зулми - харам, совершение
которого приносит вред только производящему
его. Например, потреблять недозволенное.
Совершивший харам зулми и поклявшийся
впредь не совершать его, будет прощен
Аллахом лишь в том случае, если простит
пострадавший.
Если совершивший харам гайри зулми покаялся
в содеянном и зарекся не повторять - Аллах
возможно простит его.
Макрух -
это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям
запретил совершать. Кто не делает макрух,
сознательно боясь греха, тому будет награда
от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным.
Кто опровергает и говорит, что эти действия
можно делать - становится грешником, хотя
и не переходит в категорию неверующего.
Наиболее распространенные макрух
тахрими совместно с предлагаемыми харамами составл
Мустакрух - это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.
5.
КОРАН - СВЯЩЕННАЯ КНИГА
МУСУЛЬМАН
"О люди!
Никакой Пророк не придет после меня. Я
оставляю вам Книгу Аллаха.
Держитесь ее стойко, и тогда вы никогда
не собьетесь с пути..."
Изречение Пророка Мухаммеда
Священная книга мусульман - Коран (от
араб. "ал-куран" - "чтение вслух",
"назидание"). Согласно общепринятой
в исламе традиции, текст Корана был поведан
пророку самим Аллахом через посредство
Джебраила Пророку Мухаммеду. Этим исламское
богословие объясняет и многочисленные
совпадения текстов Корана и Библии: переданный
через более ранних пророков священный
текст был искажен иудеями и христианами,
которые многое в нем не поняли, кое-что
упустили, извратили, поэтому только в
последней версии, авторизованной великим
пророком Мухаммедом, правоверные могут
иметь высшую и бесспорную божественную
истину.
Эта легенда о Коране, если очистить ее
от божественного вмешательства, близка
к истине. Основное содержание Корана
так же тесно связано с Библией, как и сам
ислам близок иудео-христианству.
Сначала пророческие откровения передавались
в общине изустно, по памяти. Некоторые
из них верующие записывали по собственной
инициативе пока, наконец, в Медине по
указанию Мухаммеда не стали вестись систематические
записи. Канонизирование содержания Корана
и составление окончательной редакции
произошло при халифе Олифе (644-656 гг.). Коран
предписывает арабам покинуть "обычаи
отцов" в пользу правил, установленных
исламом. В самом Коране его правовая значимость
определяется следующим образом: "Итак,
мы ниспослали его как арабский судебник"
.
Коран состоит из 114 сур (глав), расчлененных
на 6219 аята. Большая часть положений Корана
носит казуальный характер и представляет
собой конкретные толкования, данные пророком
в связи с частными случаями. Но многие
установления имеют весьма неопределенный
вид и могут приобретать разный смысл
в зависимости от того, какое содержание
в них вкладывается. В последующей судебно-богословской
практике и в правовой доктрине в результате
достаточно свободного толкования они
получили свое выражение в противоречивых,
а нередко и во взаимоисключающих правовых
предписаниях.
Рассмотрим, как, откуда и почему появилось
грозное понятие "священная война".
Дело Божие должно торжествовать на земле.
Оно торжествует через добровольную преданность
и через вынужденную покорность неверных.
Добрые убеждаются проповедью посланника
Божия, злые принуждаются к повиновению
его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммед
взял с ансаров "клятву мужей", т.е.
обязательство защищать его оружием, идея
священной войны была уже, очевидно, принята
им. В позднейших сурах Корана, данных
в Медине, эта идея утверждается с большей
настойчивостью.
"Сражайтесь с врагами вашими на войне
за веру, но не нападайте первые. Бог ненавидит
нападающих. Убивайте врагов ваших везде,
где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда
они вас изгоняли. Отступничество хуже
убийства. Не сражайтесь с ними у святого
храма, разве только они вызовут вас. Если
нападут на вас - купайтесь в крови их.
Такова награда неверных. Если покинут
заблуждение свое - Господь снисходителен
и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе
не утвердится ислам. Ваша ненависть да
воспламеняется только против превратных.
Если нападут на вас в священном месте,
- и в священном месте воздайте им тем же"
.
Коран был доступен далеко не каждому
- его изучали и анализировали лишь сравнительно
немногие грамотные и образованные мусульмане,
в первую очередь знатоки исламской догматики,
богословы и правоведы. До широких масс
простого народа, неграмотных крестьян
заповеди ислама доходили лишь в устной
форме проповедей и в виде священных заповедей,
составлявших обязательный для каждого
правоверного комплекс правил поведения,
прежде всего религиозного.
Сказал Аллах в Коране:
"Писание, которое ниспослали Мы Тебе,
благословенно;
дабы умные размышляли о знамениях его
и учились"
5.1. Сунна.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность, из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам . Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих .
6. ИСЛАМСКОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ.
- Бог не имеет ничего общего с человеком.
- Бог - вне пространства и времени.
- Он создал и бесчисленное множество миров,
и бесчисленное множество наделенных
разумом существ, одним из которых является
человек.
- Связь человека с Богом односторонняя:
человек зависит от Бога, а Бог нисколько
не зависит от человека; своим поведением,
своими поступками и словами человек не
может оказать никакого влияния на Бога.
- Хорошо то, что предписано Богом; плохо
то, что запрещено Богом... Вне Бога нет
ни добра, ни зла.
- Бог добр и милосерден не потому, что
он "должен", "обязан" быть непременно
добрым и милосердным; доброта и милосердие
просто Его изначальные свойства, вытекающие
из отношения Творца к сотворенному миру.
- Бога нельзя было бы признать абсолютно
всемогущим, если бы в мире происходили
хоть какие-нибудь случайные, заранее
им не предусмотренные события. Поэтому
учение о предопределении является закономерным
следствием всякого развитого монотеизма.
Это учение, согласно которому все совершается
с фатальной неизбежностью, кажется противоречащим
нравственной ответственности каждого
отдельного человека. Ислам дает разрешение
этой проблемы: хотя все совершается только
по воле Бога и судьба каждого человека
в самых мельчайших деталях предопределена
миллионы лет тому назад, тем не менее,
человек отвечает за каждый свой поступок
так, как если бы он обладал полной свободой
воли. Человек должен стремиться к добру
и избегать зла, потому что такова воля
Бога, и не забывать, что за каждый свой
поступок и каждое движение души он будет
судим по всей строгости, без всяких скидок
на предопределение так, как будто в любой
жизненной ситуации от него, и только от
него, зависит выбор поведения.
7.Ислам и общество
В
этом разделе мне хочется
7.1. Исламская одежда
Люди, повидавшие мир, прекрасно осознают, что под таким понятием, как исламское одеяние, скрывается величайшее множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, но исламские одежды всегда будут скромны и по возможности, чисты.
Некоторые европейские женщины, скорее всего, посчитают одежду мусульманок невзрачной, тусклой и излишне стесняющей движение, однако мусульманские женщины имеют по этому поводу собственное мнение. Они предпочитают одеваться скромно и считают откровенные и вызывающие одежды лакомой приманкой для низких инстинктов, ибо, по их мнению, такая одежда поощряет мужчин взирать на женщин как « на объект сексуальных желаний», а не как на равных и независимых членов общества. Они хотят, чтобы мужчины обращали внимание прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум и нрав женщины.
«Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой ислама служит скромность» ( Ибн Маджа).
Мусульманские женщины могут носить любой тип одежды, памятуя о том, что одеяния не должны привлекать излишнего внимания со стороны, будучи либо слишком обтягивающими и короткими, либо слишком открытыми и прозрачными. Некоторые типы одежд представляют женщину в весьма пикантном виде, не скрывая всех ее прелестей. Единственная цель таких нарядов заключается в привлечении к вырядившейся особе страстных мужских взглядов, так что носить такие одежды, конечно, весьма опрометчиво и не разумно.
Особых правил относительно мужской одежды немного. Некоторые из них регулируют особый стиль паломнической одежды ихрам и предписывает определенные требования к одежде, допустимой в мечети. Во время молитвы даже в самых примитивных условиях мужчины должны, по меньшей мере, прикрыть чресла.
Мужчинам не позволяется носить одежды, сделанные из шелка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Им не следует носить никаких иных украшений, кроме обручального кольца, которое должно быть серебряным, а не золотым.