Ислам - религия от истоков до современного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.

Оглавление

Введение
1. Возникновение ислама
Аравия до ислама
Ханифы и Мухаммед
Учение Мухаммеда
Мухаммед в Медине. Хиджра
2. Особенности вероучения
3. Ислам и современность
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по религиоведению.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет: гуманитарный

 

Специальность: юриспруденция

 

Группа: ЮЗС-11

 

Курс: 2

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Религиоведение

 

на тему: «Ислам - религия от истоков до современного мира»

 

 

 

Студентка: Федотова Мария  Александровна

 

Научный руководитель: кандидат философских наук,

Варгина Елена Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013г.

 

Содержание:

Введение

1. Возникновение ислама

    • Аравия до ислама
    • Ханифы и Мухаммед
    • Учение Мухаммеда
    • Мухаммед в Медине. Хиджра

2. Особенности вероучения

3. Ислам и современность

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она  также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.

Эта религиозная система с её наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом  сложилась на базе  двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п.

 И все же, несмотря на это,  исламу как мировой религии  нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках  и решениях, в сфере религиозной  доктрины возникший сравнительно  поздно ислам в основном ограничился  заимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике, в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) цивилизации.

Ислам сыграл огромную роль в истории  и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а так же иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки.

В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.

 Конечно, покоренные арабами  страны и народы сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции, - и тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике.

 Разумеется, эта специфика весьма  дорога каждому из народов  исламского мира, так как отражает  его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле её нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписаний общего для всех них ислама.

 

 

    1. Возникновение ислама

 

Время возникновения ислама (конец 6, начало 7 столетия) – период острой социальной и политической борьбы, быстрого разрушения первобытного строя  и формирования раннего классового общества на Аравийском полуострове. Одновременно заострилась вооруженная борьба двух мировых империй – Византии и Сасанидского Ирана.

 Как социальное и духовное  явление, ислам был, с одной  стороны, итогом особенного развития  общества Аравийского полуострова,  а с другой – одним из  порождений общих процессов, которые  длились на Ближнем востоке в эпоху от древности до средневековья.

 Возникновение ислама связано  как с влиянием и развитием  монотеистических религий – иудаизма  и христианства, так и с эволюцией  религиозного сознания жителей  Аравии, со специфическими аравийскими формами синкретичного монотеизма. Появлялись люди, которые верили в единого Бога, но они не относили себя к какой то официальной религии. Активно осуществлялся процесс этнической и культурной консолидации арабов, формировался единый арабский язык.

Необходимость в идеологическом обосновании этих политических, экономических и социальных изменений, в стимулировании их развития породило в Аравии разные идейно-политические движения. Ислам был проявлением этих общих процессов. Он стал важным фактором в становлении средневековой арабской народности, нового политического образования – Халифата, нового этноконфесионного общества – общество мусульман (умма).

 

Аравия  до ислама

 

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы  – один из многих симитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами.

 В первые века нашей эры  арабы – земледельцы и кочевники  – бедуины – уже довольно  широко расселились не только  по всей Аравии, но и на соседних  с ней землях – в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже знакомы с ранними государственными образованиями, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана.

Небольшие протогосударства в южной  Аравии (Йемен, Мекка, Ятриб и др.) в 4 -–6 вв. были объектом пристального внимания со стороны соперничавших друг с другом в этом районе Азии Византии и Сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества.

Через Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав. Южная дорога менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.

В 4 в. расширившееся южноаравийское государство  Химьяритов объединило весь Йемен. В  начале 6 в. это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 570 г. эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран фактически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил его по северному пути. Южноаравийская торговля захирела, её торговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделялась привыкшая к роскоши родоплеменная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии.

Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним симитским традициям, восходящими к вавилонской и  даже до вавилонской Месопотамии, они  поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейший из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень кубической формы воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшиеся среди арабских племен представление о существовании высшего верховного божества.

Такого  рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и  городах Пемена. Источник их известен – это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубежах 5-6 вв. иудаизм, на короткое время, стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы.

Кроме монотеизма иудео-христианского типа на южноаравийских арабов оказал определенное влияние и проникший сюда из Ирана  зороастризм, который в поздних его модификациях, сложившихся под влиянием христианства (манихейство-маздикизм), тоже был уже близок к идее монотеизма. Вся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическами тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чужого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала (или просто присоединение к одной из перечисленных систем) могла произойти без особых потрясений.

В отличие от христианства, ислам рождался в условиях борьбы многих экономических  укладов. С одной стороны, в арабских племенах велась жестокая борьба между могущественной родовой аристократией племени корейшитов, а со второго - массой свободных бедняков - простых ремесленников, земледельцев, кочевников-пастухов. Эта борьба, которая развернулась в условиях первобытнообщинного строя, расшатывала его и приближала переход к классовому обществу. Раздробленность арабских племен, их экономическая отсталость, переход к классовому обществу с сильной централизованной государственной властью – все это вызвало потребность в общественной силе, которая способная была бы осуществить эту историческую задачу. Такой силой стал родившийся феодальный строй. Ему необходимо было объединить все арабские племена для защиты от вражеских соседей – Византи и Ирана. Одной из препятствий на пути к осуществлению этой задачи были старые племенные культы, которые поддерживали отжившие традиции первобытнообщинного строя.

 

Ханифы и Мухаммед

 

В 6 в. в южной Аравии широко распространилось движение ханифов, пророков – проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого Бога. Подробных сведений о ханифах не сохранилось, детали их проповедей не ясны. Однако известно, что предлагавшийся ими новый Бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской Троицы. Есть сведения, что некоторыми из ханифов использовалось слово Аллах. Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового бога, однако до поры до времени проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя деятельность каждого из них вносила определенный вклад в накопление того нового качества, которое рано или поздно должно было как-то проявиться.

Успех выпал на долю Мухаммеда – человека, вошедшего в историю ислама в  качестве его великого и главного пророка. Мухаммед выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле («ислам», «Мухаммед» - от слова «покорны»). За короткий срок Мухаммед стал полным и общепризнанным повелителем огромной, тесно сплоченной и хорошо организованной общины «правоверных», жаждавших активной деятельности во имя Аллаха и новой религии.

Мухаммед  родился в Мекке приблизительно в 570 году. В то время Мекка была процветающим городом, лежащим на караванном пути, по которому шла торговля между  южной Аравией и средиземноморскими странами. Отец Мухаммеда умер еще до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся  с иным миром, столь отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами. Отправившись по торговым делам в Сирию, Абу Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед  был погонщиком верблюдов, затем  торговцем. Он прославился своей  честностью в ведении торговых дел, за что получил прозвище «Аль-Амин», что означает «Заслуживающий доверия». Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на своей хозяйке, хотя был на пятнадцать лет её моложе. Брак был счастливым. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там в одиночестве погружался в глубокое созерцание. Его беспокоили нравы язычников, живущих в Мекке, которые поклонялись множеству различных божеств. В то время только в одной Каабе, центральном храме города, насчитывалось триста каменных, глиняных и деревянных идолов. Он видел, что происходит крушение моральных и нравственных устоев общества: богатые угнетают бедных, мужья дурно обращаются с женами и детьми, пьянство и азартные игры стали повсеместным явлением. Именно во время одного из Божественных откровений, ниспосланных в 610 году Мухаммеду в пещере горы Хира, Аллах послал ему видение. Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его Рсулом, что значит «Посланник Аллаха». Текст откровения позже был записан в Каране (Сура 96).

Информация о работе Ислам - религия от истоков до современного мира