Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:00, реферат
По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Дабы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, завоеватели (золотоордынские ханы) обратились к исламу, проповедующему своим последователям покорность, кротость, смирение, божественное происхождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными.
1. Проникновение ислама и его влияние на духовную культуру башкир IX-XIV вв.
2. Ислам среди башкир в XV-XVIII вв.
3. Влияние ислама на культуру башкирского народа в XIX-XX вв.
4. Ислам и современный Башкортостан
23
Содержание
Введение
1. Проникновение ислама и его влияние на духовную культуру башкир 5-8
IX-XIV вв.
2. Ислам среди башкир в XV-XVIII вв.
3. Влияние ислама на культуру башкирского народа в XIX-XX вв. 11-16
4. Ислам и современный Башкортостан
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Бесправное положение, лишение земель, уплата неимоверных налогов, выполнение различных повинностей в пользу власти золотоордынских ханов вызвали серьезные изменения во всех сферах жизни башкирского народа.
По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Дабы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, завоеватели (золотоордынские ханы) обратились к исламу, проповедующему своим последователям покорность, кротость, смирение, божественное происхождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными.
Проблема усугубилась атеизацией (от слова атеизм) Башкирии в советские годы. Она выразилась в запрете в 30-е годы на отправление религиозных нужд населения, в закрытии мечетей и всеобщим запретом на веру.
В начале 90-х рост популярности религии, причем не только исламской, но и разных толков христианства, был характерной чертой общественно-политической жизни Башкирии. Открывались мечети, издавалась масса религиозной литературы.
Башкиры и татары, или как принято называть их сейчас, «этнические мусульмане», в 90-е годы вновь потянулись к религии во многом по законам исторической памяти, сопричастности к определенным религиозно-культурным архетипам своей этнической общности. В повседневной культуре мусульман рассматриваемого региона можно выявить мощный пласт исламских архетипов и связанных с религиозными законами примет.
К примеру, подавляющее большинство татар и башкир России начинают любое дело со слов «Бисм и Лляхи ир-Рахман ир-Рахим», будь то еда, бросок лески удочки в воду, поворот ключа в машине. Почти в каждом доме на видном месте висит написанные на арабском языке аяты Корана. Животных режут в сельской местности также по исламским канонам, отвергая традицию забоя птиц и скота топором.
В то же время пятикратный намаз, пост в месяц Рамадан и другие обязательные нормы Ислама соблюдают пока далеко не все. Для значительной части Шариат ограничивается посещением пятничной молитвы в местной мечети, а также празднованием Ураза-Байрама и Курбан-Байрама. Это объясняется значительным перенятием негативных привычек соседних народов, а позднее атеистического мышления на протяжении XIX-XX века, когда татары и башкиры Уфимской губернии вошли в активный контакт с русскими переселенцами из центральной части страны.
Цель данной работы – изучить зарождение ислама и его влияния на духовную культуру башкир.
Задачи:
- изучить зарождение ислама у башкир;
- определить влияние ислама на культуру башкирского народа;
- дать характеристику современному состоянию ислама в Башкортостане.
1. Проникновение ислама и его влияние на духовную культуру башкир IX-XIV вв
Проникновение в Башкирию ислама как религиозной системы начинается в X в. В 922 г. в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Этот год считается годом принятия ислама булгарами. Ибн Фадлан, оставивший свои записи о путешествии, описывает и страну башкир, в которую заходило посольство. Согласно его записям, башкирские племена в X в. были идолопоклонниками. Одни из них почитали змей, рыб, журавля и разных животных, другие признавали двенадцать божеств, которые управляли силами природы, смертью и жизнью: «... кое-кто из них [башкир] говорит, будто бы у него двенадцать господ: у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у воды господь, у лошадей господь, а господь, который на небе, самый большой из них ...»[1]
Животный календарный цикл древних башкир отражен в народных преданиях, таких как, например, предание о возникновении мусаля:
«Раньше наши деды именовали года названиями животных: год мыши, год коровы, год барса, год зайца, год дракона, год змеи, год лошади, год барана, год обезьяны, год курицы, год собаки, год свиньи. Говорили, что двенадцать лет составляют один мусаль.
Первый в мусале – год мыши. Спросите почему? Оказывается, когда шел Год, первым увидела его мышь. Земля же стоит на быке, а бык – на огромной рыбе (на трех рыбах). Бык и рыба поспорили. Рыба говорит:
– Идет к нам Год, я его увижу первой.
– Ха, ты увидишь! Я же стою на тебе, я увижу Год первым.
А мышь, пока бык с рыбой спорили, быстренько залезла на рог быка и кричит:
– Зря не спорьте. Я первая вижу восходящее Солнце, первая и увижу идущий Год. Разве не видите, я стою на самом верху.
Вот почему в мусале год мыши стоит первый»[2].
Ибн Фадлан же утверждает, что у древних башкир существовал фаллический культ и они носили на шее сделанный из дерева фаллос, обращаясь к нему, как к идолу, со своими просьбами. Зримые следы этого культа сохранились в виде изображений головы человека, выбитых на скале под названием “Сэмрегош”, что в переводе означает “Мыс галки”. В пяти местах здесь отмечены грубо исполненные головы с длинными, круглыми в сечении и округлыми на конце подвесками, висящими на шеях. Самым распространенным среди башкирских племен был культ птиц – журавля, сокола, ворона. Каждый род имел своих покровителей из числа птиц, зверей, деревьев.
Пантеизм башкир в древности подтверждается археологическими памятниками X-XII вв., которые представлены языческими погребениями, без каких-либо элементов исламской обрядности. Вместе с тем для башкир уже X в. характерными были стремление расширить границы своих религиозно-мифических представлений, поиск нового во всемогущих космогонических сферах. В посольстве самого Ибн Фадлана служил один башкир, принявший ислам. Тот же Ибн Фадлан со слов башкир Даута ибн Гали, которого он встретил в Анатолии, сообщает о погребении башкир по мусульманскому обряду, следовательно еще до официального принятия ислама булгарами религия Мухаммеда имела последователей среди представителей башкирских племен.
По мере утверждения ислама в Булгарии стала постепенно исламизироваться и Западная Башкирия, входившая в состав Булгарского царства. Основную роль в первоначальной исламизации башкирских племен сыграли миссионерство и торгово-экономические связи с миром ислама. Сами башкиры в своих преданиях о принятии ими ислама связывают его распространение с булгарами. В предании об излечении ханской дочери говорится:
«Когда булгары приняли ислам, тех табибов [по легенде, посланных для лечения ханской дочери] стали считать святыми-авлиями. Они послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Демы, Таныпа. А табигинов, распространивших среди башкир ислам, стали почитать как святых [аулия]».
А.-З. Валидов приводит сообщение арабского географа Якута эль-Хамауи о том, что в Халбе (Халеб, Сирия) тот встретил башкира, прибывшего на учебу. По рассказам последнего предки башкир приняли ислам, привнесенный семью служителями ислама из Волжской Булгарии. В шежере башкир племени Мин, проживающих по р. Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская", здесь же перечисляются имена этих посланцев. К XIII в. относится сообщение арабского писателя Ибн Саида относительно дёмских башкир о том, что они «обращены в ислам».
Принято считать, что окончательное утверждение среди башкир ислама как идеологии феодального общества происходит в 20—30-е гг. XIV в. и связано с именем золотоордынского хана Узбека. Распространение ислама он превратил в официальную политику своего государства. Оно сопровождалось гонением на местные древние религии, активным строительством мечетей и принуждением людей к исповедованию новой религии.
Принятие Ислама и его распространение на территории Золотой Орды способствовало и более интенсивной исламизации башкир, которые под влиянием господствующей татарской феодальной верхушки принимали Ислам. Но при этом, однако, они всячески сопротивлялись воздействию на их духовную и культурную жизнь со стороны.
«В духовной сфере это выражалось в приверженности языческим верованиям тюркской тангрианской традиции, - отмечает исследователь А. Щипков, - сохранности и широкой популярности доисламского по своему происхождению башкирских национальных сказаний о батыре Урале, напоминающие русские героические былины, в которых, среди прочего, воспевалась борьба с захватчиками-мусульманами. Не только сопротивление Казани, но и кочевнический образ жизни препятствовал укоренению Ислама в Башкирии».
Своеобразным отзвуком происшедшей смены религий является возникновение в XIV в.в различных местах Южного Урала своеобразных памятников раннемусульманской культуры — монументальных мавзолеев из камня и кирпича над могилами знатных людей. Один подобный мавзолей хорошо сохранился до наших дней близ д. Нижние Тирмы на р. Дема. Он построен из хорошо обтесанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6 х 6 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Мавзолей имеет небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен более 1 м, а высота до купола — 8 м.
Копией этого мавзолея являлся мавзолей Хусейн бека близ станции Чишмы (Приложение 1). Оба мавзолея по форме и технике строительства напоминают мавзолеи Золотой Орды в Среднем Поволжье XIV в.
2. Ислам среди башкир в XV-XVIII вв.
Как известно, древние башкиры были язычниками-кочевниками и исповедовали древнюю религию тюркских народов тенгрианство. Ислам же начал проникать в Башкирию из Булгарии еще в Х веке.
Этот процесс приостановился, когда в первой половине XIII века территория современного Башкортостана была завоевана ордами хана Батыя и впоследствии вошла в состав Золотой Орды. После ее распада в XV веке на несколько отдельных татарских государств территорию Башкирии разделили между собой Ногайское, Казанское и Сибирское ханства.
При хане Узбеке (1312—1342 гг.) Ислам стал официальной религией Золотоордынского ханства. В его правление к башкирам с миссионерской целью были отправлены мусульманские проповедники, получившие духовное образование в Булгаре. В долинах рек западной Башкирии — Белой, Уршака, Демы, Чермасана, Ика — расположены могилы более чем 20 мусульманских миссионеров.
Разгром Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году радикально изменил военно-политическую ситуацию в регионе. Московское государство стало наиболее сильной в военно-политическом смысле восточно-европейской державой.
Неудивительно, что отдельные родоплеменные сообщества башкир стали к ней присоединяться. Западные башкирские племена вошли в состав России в течение 1554-1555 гг., в 1555 г. их примеру последовали башкиры племен мин, затем группы юго-восточных племен, включая бурзян, кыпсак, усерган. Окончательно этот процесс завершился в середине XVII века. Примечательно, что сохранение Ислама в неприкосновенности было одним из главных условий подписания договоров между башкирскими племенами и московским государем.
Доброжелательность российского правительства по отношению к башкирам и добровольность их присоединения к Российскому государству выделила их среди прочих народов Поволжья и Урала. Им, в отличие от других «инородцев», был придан статус военного казачьего сословия с сохранением собственности на землю. А самое главное, в отношении башкир не проводилось последовательной, планомерной политики христианизации.
Правда, отдельные попытки все же предпринимались в 1681–1684 гг. и в начале XVIII века. Они привели к массовым башкиро-татарским восстаниям, поэтому вскоре государственные усилия по «оправославливанию» башкир были прекращены. В конце XVII века движением повстанцев руководил Сеит-Тюлекей, а в начале XVIII века политика христианизации народов Поволжья, санкционированная Петром I, привела к масштабному Алдар-Кусюмовскому восстанию.
Как ни парадоксально, но падение Казанского ханства вместе с присоединением к России положило начало более серьезной исламизации башкир, чем та, что имела место раньше. Насильственная христианизация татар, уничтожение их сел, конфискация имущества еще с XVI века вызывала их постоянный отток в Башкирию. Вместе с населением уходили и мусульманские ученые и религиозные деятели. В результате непрерывных миграций тех лет многие районы северной Башкирии и нынешней Челябинской области ныне компактно заселены татарами.
Именно гонимые русской администрацией исламские деятели, вызывающие симпатию среди местного населения, спровоцировали новую волну распространения Ислама среди башкир. На тот момент он осознавался не только как религиозное учение, но и как фактор этнического самосознания башкирского народа, как идеология, вокруг которой можно сплотиться против русского политического диктата и массовой колонизации русских крестьян из Центральной России.