Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:00, реферат
По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Дабы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, завоеватели (золотоордынские ханы) обратились к исламу, проповедующему своим последователям покорность, кротость, смирение, божественное происхождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными.
1. Проникновение ислама и его влияние на духовную культуру башкир IX-XIV вв.
2. Ислам среди башкир в XV-XVIII вв.
3. Влияние ислама на культуру башкирского народа в XIX-XX вв.
4. Ислам и современный Башкортостан
Поэтому работа с современной мусульманской молодежью требует подготовку настоящих лидеров мусульманских общин, конкурентоспособных в современном городском обществе. Только такие имамы способны объединить вокруг себя все поколения верующих.
Заключение
Ученые и эксперты приложили огромные усилия к тому, чтобы описать с различных сторон вопросы истории, роли и значении Ислама в жизни народов Башкортостана.
За последние несколько веков Ислам стал неотъемлемой частью повседневной и духовной жизни башкир. Сегодня он играет значительную роль в жизни республики, хотя ее не стоит и переоценивать.
Как известно, древние башкиры были язычниками-кочевниками и исповедовали древнюю религию тюркских народов тенгрианство. Ислам же начал проникать в Башкирию из Булгарии в Х веке.
Этот процесс приостановился, когда в первой половине XIII века территория современного Башкортостана была завоевана ордами хана Батыя и впоследствии вошла в состав Золотой Орды. После ее распада в XV веке на несколько отдельных татарских государств территорию Башкирии разделили между собой Ногайское, Казанское и Сибирское ханства.
При хане Узбеке (1312—1342 гг.) Ислам стал официальной религией Золотоордынского ханства. В его правление к башкирам с миссионерской целью были отправлены мусульманские проповедники, получившие духовное образование в Булгаре. В долинах рек западной Башкирии — Белой, Уршака, Демы, Чермасана, Ика — расположены могилы более чем 20 мусульманских миссионеров.
Принятие Ислама и его распространение на территории Золотой Орды способствовало и более интенсивной исламизации башкир, которые под влиянием господствующей татарской феодальной верхушки принимали Ислам. Но при этом, однако, они всячески сопротивлялись воздействию на их духовную и культурную жизнь со стороны.
Исторически нашей республике, и особенно ее столице, была предопределена особая судьба, Уфа не просто возглавляла процессы создания мусульманской интеллигенции (не только башкирской и татарской, но и казахской, среднеазиатской, кавказской и крымско-татарской), а являлась первейшим и важнейшим звеном в этом процессе, своеобразным «указующим перстом». Сам факт того, что именно в Уфе двести лет существовала структура муфтията, объединяющая большую часть мусульман России, говорит о многом.
При наличии политической воли и понимании целей и задач этого процесса, как нам представляется, вполне реально превратить Уфу и Башкортостан в кузницу нового мусульманского толерантного ренессанса - что означало бы придание нового звучания всему спектру вопросов политологии, федерализма, этнологии и религиоведения на территории не только Российской Федерации, но и стран СНГ.
Список литературы
1. Хрестоматия по истории и культуре Башкортостана. 1917-200 / Отв. ред. З.Г. Ураксин. – Уфа: Гилем, 2005.
2. Башкортостан: краткая энциклопедия. – Уфа: Гилем, 1996.
3. Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. Краткий словарь-справочник. – Уфа: Издательство «Башкортостан», 1999.
4. Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. История и культура Башкортостана: Учебное пособие. – Уфа: Гилем, 2003.
5. Ахмеров Р.Б. Наскальные знаки и этнонимы башкир. Уфа, 1994. С. 31–33.
6. Вильданов А., Кунафин Г. Башкирские просветители-демократы ХIХ века. М., 1981;
7. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
8. Башкортостан: краткая энциклопедия. Уфа: Гилем, 1996.
9. Васильева О.В., Латыпова В.В. и др. Дорога к храму: история религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993.
10. Калимуллин Б.Г. Архитектурные памятники Башкирии. Уфа, 1958.
11. Руденко С. И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Часть II. Быт Башкир. Лениград, 1925. С. 299.
12. Юнусов А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
13. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972;
14. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. М., 1994.
15. Черных А.В. Народы Пермского края. Культура Регионов России - Пермь: Издательство "Пушка", 2007
16. Ислам и современное общество // http://muslims-volga.ru/?id=
17. http://www.bashedu.ru/encikl/
18. Муслимов А., О необходимости новых интерпретаций роли Ислама в жизни башкирской нации // Научный альманах «Ислам в современном мире» // http://www.islam.ru/pressclub/
19. Старостин А. Ислам в Башкирии
// http://www.islam.ru/pressclub/
Приложение 1
Мавзолей Хусейн-Бека
В здании, построенным из дикого камня, находится могила Первого имама башкирского народа Хусейн-бека, который благочестивым образом жизни и успешной миссионерской деятельностью завоевал уважение башкир. По преданию, вера народа в святость Хусейн-бека еще более окрепла после того, как над его могилой однажды ночью увидели свет. Мавзолей первого башкирского проповедника ислама выстроил Тамерлан и сделал его в то время местом паломничества для мусульман.
Месторасположение: Башкортостан, Чишминский район, п. Чишмы.
[1] Юнусов А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999
[2] Юнусов А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999